Палермо или Вольфсбург
Palermo oder Wolfsburg
6
6.7
1979, драма
Германия (ФРГ), Швейцария, 2 ч 53 мин
В ролях: Никола Зарбо, Ида Ди Бенедетто, Магдалена Монтесума, Йоханнес Вакер, Бриджитт Тиг
и другие
Молодой парень Никола Зарбо, сын бедного крестьянина, едет из Пальма-ди-Монтекьяро, что на Сицилии, на заработки в Вольфсбург, в Германию. Он работает на заводе «Фольксваген», влюбляется в немецкую девушку Бригитту, тоскует о доме и семье...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Палермо или Вольфсбург

английское название:

Palermo oder Wolfsburg

год: 1979
страны:
Германия (ФРГ), Швейцария
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Томас Маух
художники: Альберте Барсак, Магдалена Монтесума, Джино Орсо, Роберто Лагана
монтаж: ,
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 14 февраля 1981 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 53 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзыв критика о фильме «Палермо или Вольфсбург», 1979

«Но мне не жаль распятого Христа!»

Строчка из песни Высоцкого в первоначальной редакции звучала именно так, но потом он по настоятельной просьбе Людмилы Целиковской изменил её на всем известную, вполне политкорректную, как сказали бы мы сейчас — «Вот только жаль распятого Христа!».

Я вспомнил об этом по какой-то странной ассоциации, собравшись писать рецензию на фильм «Палермо или Вольфсбург» немецкого режиссёра Вернера Шрётера, неожиданно вдохновивший меня в первой половине повествования (особенно — в первой трети, чьё действие разворачивается на Сицилии), а позже весьма разочаровавший. Создаётся такое впечатление, что под солнцем Италии и, кстати говоря, снимая кино с участием местных непрофессиональных исполнителей именно на итальянском языке (а какие народные песни и арии из опер они поют!), Шрётер сам испытал прилив жизненной и творческой энергии, преодолевая искусственность и надуманность своих эстетических построений в исключительно немецких лентах.

Его довольно необычная манера в сценах, запечатлённых в Палермо, может быть упрощённо описана как наивный постнеореализм с неким брехтовским «остранением» или «очуждением» материала, якобы бесхитростная, документальная фиксация реальной действительности (актёры-натурщики даже выступают под своими подлинными именами!), но непроизвольно получающая метафизическое, общечеловеческое измерение — и не только благодаря включению моментов из доморощенного библейского спектакля, который вообще-то преподнесён с иронией и чуть ли не с насмешкой.

Но вот в последней трети картины, когда на экране творится какой-то непотребный фарс в зале суда, где рассматривается дело об убийстве молодым итальянским рабочим с завода «Фольксваген» двух задиристых и наглых немецких парней, пресловутая политкорректность и желание быть чуть ли не святее римского Папы (хотя более тридцати лет назад, когда появился данный фильм, Европа вообще и Германия в частности ещё не были столь озабочены проблемами неукоснительного соблюдения всех прав по отношению к иммигрантам иной национальности) берут верх над разумом. Мы-то знаем, что действительно случилось вечером на улице города Вольфсбурга, насколько виновен главный герой, которого усиленно пытаются обелить и немка-адвокат (в этой роли — постоянная шрётеровская актриса Магдалена Монтесума), и большинство сородичей, тоже приехавших на заработки в «благословенную Германию». Между прочим, тут можно почувствовать забавную аналогию с михалковским вариантом «12 разгневанных мужчин», поскольку и Вернер Шрётер тоже старается изо всех сил показать лицемерие и фальшь тех, кто смеет судить бедного парнишку-нацмена, сопоставленного в ряде кадров… с Иисусом Христом, распятым на кресте.

И пусть в нём всё-таки пробуждается в финале личная совесть, почему-то трудно отделаться от ощущения, что некий покаянный спектакль с анекдотическим заламыванием рук в истеричном приступе гуманизма и либеральности потом продолжился за пределами экрана, поскольку на тогдашнем Западноберлинском кинофестивале 1980 года «Палермо или Вольфсбург» удостоился главной премии, хоть и разделённой с американской картиной «В глубине страны» Ричарда Пирса в стиле так называемой «новой естественности». А ведь были в конкурсе куда более достойные ленты — «Доверие» Иштвана Сабо, «Путешествие тайком» Мишеля Девиля, «Прошу убежища» Марко Феррери, «Прямой репортаж о смерти» Бертрана Тавернье, «Дирижёр» Анджея Вайды, «Соло Санни» Конрада Вольфа и Вольфганга Кольхазе, не говоря уже о другом западногерманском фильме «Германия, бледная мать» Хельмы Зандерс-Брамс. Об оставшейся без каких-либо наград советской картине «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (о тех, кто «понаехал в столицу»!), затем получившей «Оскар», из скромности умолчим!

27 мая 2013

Драма Палермо или Вольфсбург появился на телеэкранах в далеком 1979 году, его режиссером является Вернер Шрётер. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Никола Зарбо, Ида Ди Бенедетто, Магдалена Монтесума, Йоханнес Вакер, Бриджитт Тиг, Калоджеро Арансио, Кавальере Компрату, Падре Паке, Харри Баэр, Ines Zamurovic, Juliane Werding, Тамара Кафка, Отто Зандер, Антонио Орландо, Гизела Хан.

Производство стран Германия (ФРГ) и Швейцария. Палермо или Вольфсбург — получил оценку кинокритиков равную 5,9-6,1 балла из 10 по версии Кинопоиска.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.