Фантазии Фарятьева
8.1
7.7
1979, комедия, драма
СССР, 2 ч 32 мин
В ролях: Зинаида Шарко, Лилия Гриценко, Екатерина Дурова, Максим Бритвенков, Елена Ставрогина
и другие
Герои, живущие в двух тесных квартирах провинциального городка, пытаются быть счастливыми и сделать счастливыми других. Донкихотствующий романтик-идеалист Павел Фарятьев пытается найти опору в другом человеке, пробиться сквозь стену отчужденности. Александра, к которой устремлены мысли и чувства героя, тоже хочет понять, как выйти из этого заколдованного круга.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Фантазии Фарятьева

год: 1979
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Дмитрий Долинин
композитор:
художники: Владимир Светозаров, Г. Хомченко
монтаж:
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 25 января 1982 г.
на DVD: 8 декабря 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 32 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Видео к фильму «Фантазии Фарятьева», 1979

Видео: Фрагмент (Фантазии Фарятьева, 1979) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Отзывы критиков о фильме «Фантазии Фарятьева», 1979

К 90-летию Ильи Авербаха (часть 7)

Сейчас уже трудно поверить, что скромный камерный телефильм вышел у Авербаха полноценным шедевром хоть не и без налета театральности (в хорошем смысле этого слова), но даже она пошло ему только в плюс. Пять героев и скрытый рамками кадра таинственный Бедхудов – все, кто населяют мизансцену, но этого вполне достаточно, чтобы «Фантазии Фарятьева» развивались по законам музыкального произведения со своими темами и вариациями, адажио, аллегро и крещендо. Это, не побоюсь этого слова, великое высказывание о природе земной, душевной любви, любви, делающей человека глухим и невосприимчивым к чужим чувствам, достигает пика в финале, когда Фарятьев и Люба в прямом смысле этого слова не слышат друг друга, будучи погруженными каждый в себя. Неизвестно, прозвучала бы почти никому не известная пьеса Аллы Соколовой, если бы Авербах не пригласил на главные роли замечательных актеров, которые от первой до последней сцены играют столь отточено в каждом своем жесте, фразе, позе и мимическом выражении, что эти роли можно считать лучшими в их карьере.

Первым делом поражает, конечно, Миронов, работающий вне, даже поперек своего привычного амплуа сердцееда: скромный, нелепый, смешной Фарятьев со своими теориями – еще одна жертва эгоистической влюбленности. Да, это, как и Филиппок или Сретенский – воплощение интеллигентности и духовности, но рассеянный и поглощенный лишь собой. Потрясающая в своей нездешней красоте Неелова, буквально сходящая с ума и опьяненная любовью в одной из сцен, произносящая, возможно, лучший монолог о любви в истории кино так проникновенно, что сухарь заревет. Это и открытие Авербаха – Екатерина Дурова, так почти нигде больше и не игравшая, в образе внешне циничной, но при этом пугливой натуры, так по-подростковому бескомпромиссно любящей. Это, наконец, Шарко, формирующая сложный образ матери, также пребывающей в своих фантазиях, что у всех все будет хорошо (роль, не уступающая по силе «Долгим проводам»).

«Фантазии Фарятьева» - квинтэссенция авербаховского подхода к кинематографу и наиболее жесткая в эмоциональном плане и беспощадная к зрителю картина из всех им снятых. Мне представляется, что именно она среди других, хоть и замечательных, но не всегда совершенных его фильмов, останется в веках. Всю свою жизнь Илья Авербах бился над проблемой неприспособленности к жизни человеческой духовности и интеллигентности, темой ранимости и уязвимости человеческой души перед жизненными препятствиями, пошлостью и грубостью быта, вечном конфликте быта и бытия. Как и Юрий Трифонов в прозе, этот режиссер смог выразить нравственно-онтологические дилеммы и противоречия в наиболее неблагоприятный для этого исторический период, когда все вроде бы располагало к моральной капитуляции. Кинематограф Авербаха, в не меньшей степени, чем достижения Тарковского, Муратовой, Сокурова, Германа, - гордость нашего кино, важная веха, которую нельзя игнорировать и спустя десятилетия, прошедшие с момента выхода его лент на экраны.

3 октября 2024

Коротко о фильме через психологическую призму.

Фильм психологически тяжелый. Мрачный. Игра актеров отличная. В данном фильме хорошо показана 'Искаженная форма любви' и ее фатальные последствия.

В фильме часто говорят о старости, о 'тяжелом пути', что еще больше нагнетает депрессивную обстановку - после чего мать главной героини добавляет - что-то из серии 'все будет хорошо', пытаясь таким образом усыпить свою тревогу и снова 'защитить' себя от реальности.

Главная героиня живет со своей матерью, которая душит своей больной 'любовью'. Тем ни менее первая не спешит отделяться и жить самостоятельной жизнью, без маминого вмешательства. Находя спасение в невротической и такой же искаженной связи с неким Бедхудовым, которым по сценарию фильма - уже уходил от нее, очевидно, что повторное воссоединение вряд ли продлится долго. Вы помните, что было с нашей девушкой - когда он заявился к ним домой - как резко поменялось ее состояние и было похоже на бред, или эйфорию ту самую - которую испытывают наркоманы. Только, что она утешала свою сестру и тут же орет на нее, без повода. Это и есть болезнь.

Младшая сестра кажется самой здравомыслящей на мой взгляд - но имеет суицидальные желания, оно и понятно. При подобной ситуации и отношениях в семье. Мать своих детей не чувствует и не видит степень своей токсичности. Помните, как она читает письмо в тот момент, когда ее младшая дочь лежит в ужасном состоянии на кровати, или когда гость за столом уснул?

В один момент девочка устроила честную 'истерику' в присутствии гостя - про то, что детей нужно отдавать государству и не отдавать родителям. Но ее мама - быстро 'расставила по своим местам' - сыграв сердечный приступ, что бы та притихла. И младшая действительно начала играть по материнским правилам. Ведь старшая убежала из дому, одна мама осталась и та сейчас упаси Бог помрет - нельзя.

Герой, которого играет Миронов, в похожей ситуации - ведь он живет с депрессивной одинокой тетей - которая так же НЕ видит своего племянника и боится его 'потерять', то есть его отделения, зрелости, сепарации. Становится ясно, почему такой трогательный и не глупый человек, так же оказался жертвой зависимости. Помните, крайнюю сцену где он спрашивает себя, что я упустил? Какую ошибку допустил. И искал причину в себе. Это симптом искажения (считать, что он что-то не так сказал - и поэтому оттолкнул кого-то). Ведь ответ на поверхности для тех - кто психически стабилен и не имеет слияния со своими матерями. Ответ в том - что не было никакой искры. Ему показалось, ему бы так хотелось. И дело не в нем. А в том, что его пассия одержима другим. Тем, кто не питает к ней теплых чувств. И она ему явно об этом сказала в день его признаний в 'любви'. С которой он однозначно поторопился - но оно и понятно. Жизнь с тетей дается ему нелегко. Нужно бежать, куда? Понятно дело в иллюзии. Ну или - съезжать и чем быстрее - тем лучше.

В фильме много деталей, который указывают на нездоровую обстановку. Например тот факт, что занимаясь с учеником - параллельно героиня общается с воздыхателем и решает свои личные вопросы с сестрой, сливая свою агрессию на ученика. Или как она ведет интимные беседы с влюбленным в тот момент, когда ее мама и сестра подслушивают и она знает об этом. Почему бы не уйти? Не провести встречу вне дома? Эта идея ей на ум не приходит.

Мама главной героини одинока - но при этом 'знает', что нужно ее взрослой дочери и пытается строить ее жизнь за нее - вместо того, чтобы заниматься своей.

Результат такой Санта-Барбары лишен оптимизма. Неврозы, психозы, депрессии, зависимости. Возможен даже суицид. По опыту скажу - что без качественной терапии из этого практически не выбраться.

Всем нам желаю ЗДОРОВОЙ любви и побольше фильмов и песен - об этом.

(Простите за простой слог, писала поздно ночью, просто и быстро. Не подбирала красивые слова).

Психолог - Ксения Бородина.

Xeniaborodina

23 декабря 2023

Сон смешного человека

Странное, герметичное, как будто само в себя закрученное и само себя затягивающее кино - в котором живешь, пока не покажутся финальные титры, и которое схлопывается, как только они показываются. Кино-шкатулка, не иначе. Так мне, во всяком случае, показалось.

Миронов, конечно, восхитителен. Неелова красива красотой героинь Достоевского. Остальные актеры (актрисы - все три) играют замечательно и проникновенно.

Только что понял, что Фарятьев - единственный мужчина в окружении женских персонажей фильма. Единственный _видимый_. Это тоже, наверное, что-то да значит.

Мне показалось, что 'ФФ' (глаза филина, хех) - в некотором роде кино уникальное. Мистически даже уникальное, я бы сказал. Все эти... фантазии, мечты Фарятьева - это ведь чистой воды религиозное чаяние в условиях религиозного вакуума. Фарятьев рвется за пределы сухой материи, наделяя религиозным, апокалиптическим смыслом сюжеты, которые мы привыкли видеть у Брэдбери и Булычева, Стругацких, быть может, но не в книгах сакрального толка. Эдакая наивная и чистая космогония, рождающаяся посреди ледяной идеологической пустыни. И это... странно и прекрасно, трогательно и трагично. Почему Фарятьев не обернулся к уже имеющимся учениям, а стал наощупь, вслепую сочинять нечто свое, погружаться в святую и почти детскую _фантазию_? Материалистический контекст 79-го года? Слишком просто - да и не совсем уж честно было бы. Мне кажется, суть в самом герое - это и впрямь чудак, двигающийся по какой-то своей траектории, по каким-то своим рельсам. В этом смысле название гениально передает глубинную суть фильма.

В общем, вот какие ленты надо обсуждать в киноклубах.

При этом, да, фильм обладает какой-то таинственной герметичностью - и, возможно, по этой причине он не на слуху у массового зрителя. Он, по сути, таков же, как его главный герой - странный, обаятельный, в чем-то неуклюжий и отстраненный. И непонятный. Тихий шедевр про тихого человека. Думаю, велик соблазн назвать Фарятьева _только_ чудаком - а фильм, соответственно, _только_ фильмом о Чудаке. А между тем, там такая глубина, там такой космос, что...

Что без пересматривания не обойтись.

Пока что скажу, что мне кажется вот что: 'Фантазии Фарятьева' больше про человечество, нежели про конкретного человека, вынесенного в заглавие.

PS: А, понял, что есть в 'ФФ' еще один представитель сильного пола - юный пианист. Но то ж ребенок - а мужчина все-таки один.

PS2: А какая в ФФ музыка! Шнитке!

31 июля 2023

Две сестры вместо Трех

В 'Фантазиях Фарятьева' фантазирует не только герой Павел Фарятьев. Фантазируют все пять персонажей. Все живописуют идеальную картину будущей жизни, стремятся к любви и, кажется, способны на любовь, но не получают взаимности. Те, кого они любят и с кем хотят строить совместную идеальную жизнь, не хотят любить их и не стремятся к взаимному строительству конкретно с ними.

Нелюбовный треугольник превращается в четырёхугольник. Четвертый угол - это Бедхудов, который находится за сценой. Он, кажется, и делает всех несчастными и неспособными отвечать на чувства других. В этом фантазийном герое, о котором почти все говорят с восхищением, словно зашифрована причина несчастья видимых нами персонажей. Его фамилия, в которой спрятаны два корня 'бед' и 'худ', превращает его в злого гения пьесы.

Несостоятельность фантазийно идеальной жизни в 'Фантазиях Фарятьева' напоминает похожую ситуацию в 'Трех сестрах' Чехова, где все также ждут любви и стремятся вступить в идеальную жизнь, но не могут достичь ни того, ни другого. Подобно тому, как герои Чехова грезят об идеальной Москве, персонажи фильма хотят переселиться в идеальные Киев, Одессу, Полоцк. В Киеве цветут каштаны, но никто не замечает, как прекрасно цветут деревья в их городе, из которого они хотят сбежать.

Можно долго рассуждать относительно многообразия смысловых линий фильма. Можно глубоко окунуться в поиски причин недостижимости счастья и искать параллели с сюжетами иных произведений. За эту многослойность комплименты стоит принести прежде всего автору пьесы Алле Соколовой и режиссеру Илье Авербаху.

Но хочется оставить место и для выражения признательности другим соучастникам успеха.

Конечно, невероятной игре пятерки артистов. Если бы мне даже очень захотелось придраться к их работе, у меня ничего не получилось бы. Смотрю на Миронова, Неелову, Шарко, Гриценко, Дурову и хочу уличить их в артистизме. Но у меня ничего не получается - настолько бесшовно, безо лжи или с изощренно правдивой ложью, они совместно вышивают единое полотно картины.

Конечно, всем авторам помогает великолепная по своей гениальной простоте музыка Шнитке, который вдел в повествование артистов и режиссера звуковой нерв, подчеркивающий ощущение безысходности.

Главный вывод: для хорошего фильма необязательна большая сумма денег. Можно вообще снять кино в одной комнате, лишь ненадолго переместив камеру на улицу, чтобы показать цветение и пыль весны или дождь, который символически смывает все иллюзии героев, но не делает их очищенность счастьем.

Для успеха нужны всего лишь хороший сюжет (можно без сложных наворотов), хороший интерпретатор-режиссер, который соберет хороших артистов, композитора, оператора и сумеет убедить их создать совершенное по своей цельности произведение.

10 из 10

19 марта 2023

И во снах мы обретём покой

У человека тело

Одно, как одиночка.

Душе осточертела

Сплошная оболочка

С ушами и глазами

Величиной в пятак

И кожей — шрам на шраме,

Надетой на костяк.

(«Эвридика», Арсений Тарковский)

Хотелось бы начать с этих поэтических строчек размышление над картиной Ильи Авербаха «Фантазии Фарятьева». Казалось бы, Павлик Фарятьев, некрасивый человек неопределённого возраста, чьё выражение лица напоминает лик Пьеро, утвердительно заявляет об инопланетном происхождении всего человечества, которое безуспешно ищет потерянный дом среди мерцающих звёзд необъятного космоса, глядя на ночное небо. В этом определённо есть указание на неизбывное человеческое стремление к Раю на этом свете. Не зря мать Александры на радостях сообщает о готовности переехать либо в Одессу, либо в Киев, подальше от томной провинциальной жизни. Как говорил Булгаков, творчество которого любил Авербах и долго пытался экранизировать его роман «Белая гвардия»: «Киев — самый красивый русский город». Но никто так и не переезжает, что ставит под сомнение само существование Земного Рая, в который человеку отныне путь закрыт. Романтическая натура Фарятьева выявляет в нём типичный для Авербаха образ праведника, человека-носителя нравственных императивов, кажущихся такими нелепыми и ненужными в новые времена прагматизма.

Счастье достигается путём преодоления одиночества за счёт поиска родственной души среди людей. Таким человеком оказывается Александра, немолодая учительница музыки, влюблённая безуспешно в местную звезду Бедхудова, который так и не появляется в фильме, но присутствует в качестве идеального, но недоступного образа. Она идёт за ним, словно повинуясь змею-искусителю, готовая бросить Фарятьева, которому дала обещание выйти замуж. Для него, человека-праведника, это становится ударом. Если в предыдущем фильме Авербаха Зина всё же оставалась с Филиппком, хотя вряд ли по-настоящему его любила, то в «Фантазиях Фарятьева» режиссёр безжалостно развенчивает миф о благородной любви, готовности людей, близких пойти на встречу друг другу.

Герои, каждый по-своему, одержимы личной навязчивой идеей. Александра верит в настоящую любовь, поэтому бросает Фарятьева. Мать мечтает выдать замуж своих дочерей и видит в этом смысл своей жизни. Люба, сестра Александры, надеется выйти замуж по расчёту, чтобы выбраться из унылой провинции. Фарятьев одержим работой, о которой ничего неизвестно. Их страсти не пересекаются, лежат в разных плоскостях, из-за чего возникает непонимание.

Одна лишь Люба, до этого казавшаяся циничной, прагматичной, преображается и проникается Фаратьевым, замечая его романтическую натуру, преображающую атмосферу вокруг этих женщин. Но для него самого наступает крах идеалов, следовательно — конец жизни. Герой, похожий на сомнамбулу, окончательно засыпает, спасаясь от тотального одиночества, незадавшейся судьбы в сладостном сновидении, где уж точно реализуются личные фантазии несчастного человека, жаждущего покоя в собственной душе. Точно так эта картина Ильи Авербаха привносит искомое умиротворение, восхищая лаконизмом средств художественной выразительности и соблюдая классицистское «единство времени, места и действия».

31 мая 2021

Мы выбираем, нас выбирают,

Как это часто не совпадает…

Тотально не совпадает, фатально не совпадает… Ведь мы — инопланетяне, на этой земле мы — не дОма. ДОма здесь только бедхудовы. Бедхудовы не ждут совпадений, они организовывают их. Бедхудовым не нужно понимание: они умеют нажимать на кнопочки (ведь, как известно из другого очаровательного фильма, «у каждого есть своя кнопка»). А нам остаётся только гадать, в чём наша ошибка, где был просчёт. И повторять, как мантру: «Всё будет хорошо, всё будет замечательно!» Не здесь — так на другой планете, в Киеве, в Москве (на которую возлагали свои необоснованные надежды три сестры — предшественницы героинь этого фильма). Но хоть переезжай к кузине Соне, хоть перевози её к себе — от перестановки слагаемых сумма не меняется…

Жемчужина отечественного кинематографа. Всего пять персонажей и диалоги между ними в разных сочетаниях удерживают внимание похлеще любого детектива и фантастического блокбастера со спецэффектами. Потому что фантастически правдиво (вот такой вот парадокс!), катастрофически про нас. Актёрские работы настолько блистательны, что просто не успеваешь перевести дух, следя за чередованием их партий. Воплотить объёмность и глубину характеров артистам помогают великолепно прописанные диалоги. Каждое слово, каждый взгляд удерживают наше внимание ежесекундно! Мало того, что полностью раскрыты характеры пяти действующих лиц — создан абсолютно законченный образ даже отсутствующего Бедхудова, хозяина жизни и кукловода, который «конечно, прав», шестого участника этой истории. Есть и седьмой участник — музыка. Редко бывает так, чтобы музыка настолько точно иллюстрировала буквально каждое, малейшее движение души персонажа. Впрочем, у Шнитке это всегда так.

Именно в этом фильме Андрей Миронов — на своём месте. С детства не верила ему как комическому актёру, всегда поражалась хохоту взрослых над странными выходками этого человека с грустными, умными глазами. Было неловко и жалко, что этого человека мучают тисками комического амплуа. И глядя в первый раз на Фарятьева, я просто вздохнула с облегчением, увидев освобождение этого по-настоящему великого трагика и его воспарение над землёй.

10 из 10

19 декабря 2018

Бедхудов и Бетховен

Фамилия Бедхудов в фильме звучит очень часто, чуть ли не рефреном. «Беда» и «худо» — наверное, многие вот так расчленили эту фамилию, услышав ее многократно.

По своему звучанию фамилия «Бедхудов» закрытая, обрубленная, падающая. Но вот на фоне ее произношения в кадре всегда виден портрет… Бетховена. Фамилия, звучащая легко, воздушно, летяще…

Сопоставление звука и образа, мне кажется, не случайно. Есть мир материальный, грубый, подчиняющий себе. Мир слепой страсти. Мир безволия.

И есть мир небесный, высокий, зовущий. Те самые звезды, о которых говорит Фарятьев…

Фильм имеет открытый финал, и зрителю предстоит самому определить, будет ли счастлива убежавшая в ночь Александра с тем, кто «поманил ее пальцем».

Люди в фильме все время говорят, но все время не имеют слушателя. Это подметили многие рецензенты. Но вот о чем почти никто не сказал — эти люди вызывают любовь и сочувствие. Каждый стремится к другому — и проходит сквозь пустоту. И сколько шагов надо им сделать, чтобы понять — другой человек не может быть залогом твоего счастья? Счастье — внутри самого человека. И ты можешь поделиться им с другим. Но ты не имеешь ни права, ни возможности потребовать, чтобы кто-то другой наполнил тебя счастьем.

Фильм удивителен тем (об этом тоже писали) что заставляет задуматься не только над затронутыми в нем темами (а их очень много), но и над другими вопросами. Наверное, эта особенность присуща только по-настоящему сильным произведениям.

18 января 2018

Зыбкость бытия

Мелодрама Ильи Авербаха о двух семьях в провинциальном городке. Одна однобоко женская: педагог по музыке Александра, ее сестра Люба и их мама. Другая: странный человек Павел Фарятьев и его тётя. И случайная встреча у некого Бедхудова становится поводом для Фарятьева сделать предложение Александре.

Илья Авербах — не так уж часто встречающийся в советском кино художник. Его Драма из старинной жизни, Монолог и Чужие письма — тихие шедевры киноимпрессионизма с его ощущением тонкости и зыбкости материального бытия. Однако ж эстетом, вернее, эстетствующим режиссером Авербух не стал. Его больше интересуют люди и их отношения. И даже точнее — его тема это интеллигентные люди (относительное исключение — Драма из старинной жизни) и такие же отношения.

Фантазии Фарятьева — это жестокий крен в судьбу интеллигенции, которая вырвана из круга столичной жизни (как в Монологе или Голосе), из нормальных социальных связей (родственные — очень условны), почти без надежды их создать (такая все же была в Чужих письмах). И уж совсем зыбкая тема — особое экзистенциальное ощущение бытия вне земных реалий.

Таков главный герой — Фарятьев. Его попытка выйти из замкнутого круга — преодоление беспамятства земной жизни, грезы об иных мирах, с которыми нужно соединиться. Его любовь к Александре — тоже попытка преодолеть это отчуждение.

Для Александры это тоже возможность уйти от безысходности.

Собственно, весь фильм Авербах строит вокруг надежды на любовь — на это надеется вся женская семья, на перемены — навязчивое желание переехать в Киев или Одессу как землю обетованную, найти родственную душу — к чему стремится странный чудак Фарятьев… Но этот хрупкий мир будто обречён на несчастье невзаимности…

Этот всеобщий дисконнект и вызывает жутковатое чувство… И только усиливается финальным признанием в любви.

Вряд ли Авербах делал это сознательно, но как большой художник именно в Фантазиях Фарятьева он почувствовал тупик, в который зашла советская жизнь — когда не к кому податься и прибиться, когда одиночество накрывает тёмной завесой, и за ним не видно ничего. Рациональное, материалистическое понимание действительности не смогло объяснить ни тоску, ни любовь, ни духовное родство, и режиссёр умудряется очень тонко, не оппозиционно показать это зрителю. Его импрессионизм здесь не изобразительный, а чувственный и драматичный.

Может, именно в непонятости стоит искать и истоки роли Миронова — за маской жизнерадостной экспрессии, видимо, всегда была отторгнутая массовым зрителем интеллигентность и чудаковатость, которая в Фантазиях… и открыла не то что бы трагический талант, но новую тему в биографии актёра. Авербах передал эстафету Герману, где тонкий мироновский Ханин был противовесом суховатому Лапшину. Порываев в Блондинке за углом Бортко и вовсе стал неудачливым астрономом-клоном Фарятьева, да и мистер Фёст «грешил» фантастически идеальным восприятием человека. Но угадал эту грань и наиболее тонко ее раскрыл всё же Авербах.

9 июля 2017

люблю Вас. неземной любовью..

Высокое искусство — драматургии, кино, актёрского мастерства. Операторская работа выше всяких похвал. А музыка Шнитке выстраивает уникальную, пронзительную атмосферу.

Персонажи фильма напоминают мне только что родившихся младенцев, которых забыли покормить, беспомощных, «голых». Младенцы все еще не умеют любить сами, но отчаянно нуждаются в любви. Герои все еще не знают, что такое любовь и как любовью можно осчастливить ближнего. Но жестоко страдают от «голода» и требуют от тех, кто вокруг.

Любовью же люди называют здесь оглушающее слепое чувство, необоримо влекущее к другому. Так хочется верить, что это то, что спасет от истощения. Но мы, зрители, понимаем что это совсем не так. Мы смотрим и понимаем, что «никто не придет» и никто из них не будет спасен и никогда не будет счастлив.

И только Фарятьев способен хотя бы в фантазиях заглянуть дальше, туда, где все могло бы быть иначе. Фантазии Фарятьева зовут других героев за собой, за пределы знакомого удушающего быта. На мгновение ему удается заразить своими фантазиями остальных. И надежда проглядывает, словно луч солнца. Люди в картине вдруг просыпаются утром и осмеливаются мечтать. Мечтать о любви, о том, как можно было бы всё, наконец, устроить. Но в реальности идти туда страшно. И Фарятьева называют сумасшедшим, хотя интуитивно осознают ценность этих фантазий.

Фантазии Фарятьева — это Творчество. Это мир без границ, где каждый мог бы сотворить для себя свое собственное счастье. Но ни у него самого, и ни у кого другого в картине, не хватит смелости и воли для того, чтобы перешагнуть порог привычного, допустимого.

В конце фильма младшая сестра говорит Фарятьеву — Я Вас люблю! Как будто примеряет забытое её сестрой неудобное платье. Что означают здесь эти слова? Это означает — я слепо боготворю тебя. Неслучайно в конце фильма оказывается, что Фарятьев без очков практически не видит, не различает тех, кто вокруг. Фильм заканчивается тем, как Фарятьев смотрит на силуэт за мокрым от дождя стеклом. Только так, издалека, люди могут любить и не раниться.

Я — не вижу тебя, и потому могу любить.

9 июля 2017

Точный портрет советской беспросветности

Илье Авербаху удалось во времена тотальной цензуры снять удивительно точное по характеристикам того времени кино. Фильм-зеркало, фильм-метафора.

В центре повествования две семьи в маленьком сером провинциальном городке, где всегда за окном дождь. Атмосфера застоя и уныния. Сжатые тесными рамками беспросветной жизни, герои пытаются найти в ней хоть какие то радости. Правда, безуспешно.

Режиссер показывает убогий быт героев сегодня и даёт понять, что никакого просвета тут не намечается ни завтра, ни послезавтра. Это даже не чернуха 90-х, это гораздо страшнее!

Герой Миронова — романтик-идеалист, который верит иные миры, где живут добрые и хорошие люди. Героиня Нееловой — более практичная женщина, которая мечтает вырваться из этого заколдованного круга с помощью Бетхудова — человека, как сегодня сказали бы, успешного. Режиссер нам его не показывает. Это человек за пределами совка, человек свободный и сильный, человек-хозяин.

И когда он зовёт героиню за собой, вполне логично, что она не раздумывая, мгновенно забывая о тюфяке-Фарятьеве, бежит из советской унылости и беспросветности в яркое и счастливое будущее, в настоящую жизнь!

Конечно фильм, производит довольно гнетущее впечатление, но снять удивительно филигранно! Если вы вдруг захотите вдохнуть тухлый запах советского застоя — обязательно посмотрите этот фильм!

10 ноября 2016

Одна из немногих серьезных ролей Андрея Миронова. В основном режиссеры эксплуатировали его талант лицедейства, а драматические грани его гения оставались практически не задействованными. Авербах предоставил Миронову возможность показать себя во всей красе в глубокой сложной роли неустроенного несчастного «странного» человека, с огромным запасом внутренней энергии, нерастраченных чувств, но, как говорил уважаемый М. Задорнов, все это, к несчастью, не имело вектора. Потому и метался человек, не имея возможности приложить свои эмоции в практической плоскости. Мое скромное мнение — Миронов немного переиграл в этой такой важной и такой редкой для себя роли. От большого желания, наверное.

Неелеова же здесь как раз, наоборот, задействована в наиболее типичной для себя ипостаси. Ее персонаж внешними проявлениями напоминает Фарятьева, что и помогло им сблизиться на некоторое, однако все равно безопасное, расстояние, но внутри у нее все несколько проще и прозаичнее. Она безнадежно влюблена, и только ждет сигнала, находясь на низком старте. Фарятьев — это ее запасной аэродром. И обе судьбы этих чистых, но несчастных людей зависят от того самого сигнала. Можно ли построить что-то цельное и надежное при имеющихся исходных данных? Ответ на этот вопрос, такой очевидный на первый взгляд, в течение всего действия как ни странно не так уж и очевиден. И только в концовке все становится на свои места.

Абсолютно гениальное трио — Авербах, Миронов и Неелова — создали потрясающую, невероятно цепляющую драму, за что им нижайший поклон от всех ценителей настоящего кино.

10 из 10

31 июля 2015

Фильм захватывает с первых моментов. Не выдумано, жизненно, по-человечески знакомо: депрессионный период жизни (такие моменты хоть раз в жизни с каждым бывает), когда кажется, что впереди ждет только безрадостная, безнадежная серая жизнь, «гадкий утенок» в семье, о котором все забывают, и до которого никому нет дела, пока решаются важные вопросы в семье, и то чувство, когда смотришь в зеркало и отмечаешь то зыбкое чувство какой-то окрыленности, — шаг сделан и теперь только надеяться…

Не возможно кого-то одного обвинить в эгоизме, потому как все эгоистичны: все хотят обрести чувство покоя и счастья, и это естественная потребность каждого человека на земле. Все герои фильма эгоистично напористо пытаются один за счет другого обрести покой, совершенно не заботясь о том, будет ли тому человеку комфортно. Фарятьев пытается произвести впечатление на девушку, оставаясь глухим к ее слезам и боли, мама напористо подталкивает дочь на замужество с нелюбимым человеком, капризное поведение уже совсем взрослого подростка-переростка (совершенно справедливая реакция на «нелюбовь» и малодушие по отношению к ней со стороны близких людей).

Если все глухи к чувствам и боли друг друга, разве можно осудить главную героиню за эгоизм. Если охватившее ее чувство, которое ее опьянило и заставило напрочь забыть про всех и все, является в тот момент глотком воздуха в том омуте серой жизни, в который загнала ее если не любовь, пусть страсть, сексуальная эмоциональная привязанность. Захлебываясь от счастья, падая в обморочно-пьяном состоянии, бежать в след за тем, кто лишь поманил пальцем. И если это неверное решение Александры, но зато естественное поведение в этой ситуации.

До слез обидно за Фарятьева и жалко его как человека, которому пришлось больше всех пережить удары. Засыпающий Павел Павлович будто умирал, и это действительно было так. Умирала часть души его, которая еще была окрылена любовью, воспаряла и трепетала и томилась от сладкого ожидания счастья.

8 мая 2015

Ещё раз о смысле и со смыслом!

Есть далёкий мир… Он великий, он нас ждёт! Необычный, фантастический… Встреча произойдёт, двери распахнутся!

Никогда не видел этот фильм, не читал пьесу. Посмотрел картину для общего развития, для очередного «знакомства» с выдающимся актёром (Актёром с большой буквы) Андреем Александровичем Мироновым. Фильм захватил сразу с первых кадров. Вроде обычная житейская ситуация, но сколько чувств, сколько эмоций вложено в два часа просмотра.

Сказать, что Миронов играет великолепно — это значит ничего не сказать. Мне даже показалось, что я вижу не Павла Фарятьева, простого незаметного человека, живущем своей абсолютно обычной жизнью, а легендарного Орландо из «Сказки странствий», где Андрей Александрович сыграл не менее великолепную драматическую роль. Опять и опять герой Миронова простыми доходчивыми словами объясняет, что такое жизнь, смерть, бессмертие, душевный полёт. Только в этом фильме эти доводы были не совсем уместны. Главный герой хотел добиться расположение девушки, несчастной и брошенной. Но своими чистыми позывами не разбудил в ней ответных чувств. Поскольку ей (героине Неёловой) нужно было совсем другое. Пришёл какой-то Бескудов и грубо растоптал зарождающееся чувство.

Александра показала момент, когда человеком владеет бес. Она совсем не любит ни Бескудова (говорящая фамилия от слова «бес»), ни Фарятьева, она чувствует унижение, потерянность, некрасивость. А настоящая любовь конечно же окрыляет, украшает и возвышает. В ней зародилось чувство к Фарятьеву (это конечно же ещё не любовь, но никто не может сказать, во что оно могло перерасти), a бес пришел и все безжалостно разрушил, ему нужны только жертвы, разбитые судьбы, слёзы, кровь и жестокая насмешка. Можно только предположить, что будет дальше, и это очень предсказуемо, поскольку все мы совершаем одни и те же трагические ошибки и не собираемся делать выводов.

Фильм хорош ещё тем, как без особой зрелищности, без больших затрат, масштабных съёмок, спецэффектов можно снять очень хорошее уникальное кино. В этом плане многие фильмы того времени выглядели совсем не ущербно. Игра великих актёров творит настоящее чудо.

9 из 10

5 мая 2015

Слёзы капали

О, не лети так, жизнь, я от ветров рябой.

Мне нужно этот мир как следует запомнить.

А если повезет, то даже и заполнить,

Хоть чьи-нибудь глаза хоть сколь-нибудь собой.

«Да не диез, а бемоль!» — в сотый раз повторяет Александра, но за видимым раздражением от невнимательности ученика прячется уже почти не скрываемая усталость. Усталость от серых будней, которые с таким трудом приходится наполнять какими-то делами, спорами, разговорами просто чтобы не сойти с ума. Усталость от опутывающих с каждым днём всё туже кривых грязных улочек безымянного городка, который невозможно покинуть, ведь это означало бы отказаться от воспоминаний, самого ценного, что осталось в жизни Саши. Усталость от собственного отражения, ведь каждое свидание с ним заканчивается одними и теми же мучительными вопросами, на которые никак не находится ответа.

«Что во мне не так? Неужели я недостойна?»

Смотрится в зеркало и Павел Фарятьев, но его диалог со своим внутренним Я звучит несколько иначе. Нескладный, неладный, с галстуком, завязанным этикеткой наружу, в мешковатом, давно вышедшем из моды костюме, он отчаянно ищет в себе хоть что-то, способное вызвать у женщины, которую он любит, нет, не ответное чувство, разумеется. Тень интереса, толику любопытства, крупицу неравнодушия. Лишь бы этого было достаточно, лишь бы этого хватило для положительного ответа. Потому что непонятно, как жить, если исчезнет последняя иллюзия. Иллюзия, что человек в этом мире может быть хоть кому-нибудь нужен.

Страшнее одиночества в толпе может быть, пожалуй, только толпа таких же забытых одиночеств, и Илья Авербах подтверждает это каждым кадром. Поначалу мороча кажущимся душевным благополучием двух семей, режиссёр постепенно обнажает изнанку, на первый взгляд, безбедного мира, обращая внимание на, казалось бы, несущественные детали. Яркий маникюр и модные наряды матери Александры, искренне заботящейся о счастье своих дочерей и так же искренне не желающей отпускать уходящую молодость, когда для достижения собственных целей было вполне достаточно красоты и вовремя закаченной истерики. Слишком короткая юбка и незастёгивающийся воротник школьной формы Любы — девочка давно уже выросла, ей тоже хочется нравиться, заинтересовывать, но мать и старшая сестра слишком увлечены ковырянием собственных сердечных ран, чтобы обращать на неё внимание. Ссадины на руках и просящие каши ботинки нерадивого ученика Саши — мальчик явно с гораздо большим удовольствием занимается привычными мальчишечьими делами, чем играет на пианино, разучивая нудные нескончаемые произведения великих композиторов. И странный, какой-то противоестественный страх посмотреть друг другу в глаза, ведь в своём отражении можно увидеть самую неприглядную правду — самого себя со стороны.

Говорят, что любовь спасёт мир, только это, конечно, неправда. Забывая, что осчастливить против желания нельзя, маленький человек будет по-прежнему пытаться эгоистично изменить окружающую действительность под себя, чтобы стало чуточку легче. При этом все они — и Саша со своими безумными родственниками, и Фарьятьев с такой понимающей и заботливой тётей искренне считают, что им известно, что такое любовь, однако никакие другие её выражения, кроме стараний влезть с собственными убеждениями в чужую жизнь — из лучших побуждений, разумеется — им просто неизвестны. В стремлении успокоить свои больные души они смотрят, не видя, и слушают, не слыша. Александра может сколько угодно твердить, что главное — чтобы было, кому ждать и жалеть, крик её души пропадёт втуне, заглушённый шелестом карт в руках Павла, желающего произвести впечатление на даму сердца, показав фокус, звоном посуды на кухне, где мама пытается найти путь к сердцу нежданного дочкиного жениха через желудок, грохотом сброшенных с полок книг в комнате Любы, давно отчаявшейся достучаться до самых близких словами.

Но не угаснет надежда, и именно поэтому вдохновенный монолог Фарятьева и его теория о происхождении жизни на Земле вызывает такой искренний отклик в сердцах его вольных и невольных слушательниц. Всем им отчаянно хочется обрести потерянный рай, но у каждого он, увы, свой, и снова что-то идёт не так, и опять маленький ничтожный человечек пропустит свою очередь на выдачу простого счастья, отвлекшись на что-то пусть яркое, но ненастоящее, наносное. Хулиганистый мальчишка всё чаще будет приходить на ненавистные уроки музыки, послушно воплощая мечту своей мамы стать музыкантом, заглушая треск собственной ломающейся судьбы, а старческие руки с ярко накрашенными ногтями будут сжимать письмо издалека, и тихий голос будет невыразительно читать такие простые и важные строчки: «Долго не думайте, приезжайте. Ведь мы пока живы — и это главное».

1 февраля 2015

Адам упал и разбился

Ибо надо ведь — хоть кому-нибудь

Крыши с аистовым гнездом!

М. Цветаева

В фильме показаны два глубоко несчастных человека: мужчина и женщина. В своем несчастье они похожи — их обоих не любят. Центральное место пьесы это вечер откровенных монологов, где Александра и Павел рассуждают о первопричинах своих несчастий. Но как по-разному они выглядят! Счастье, зацикленной и растворившейся в Бедхудове, Александры это любовь женщины к мужчине. Она понимает, что люди, находясь в противофазе колеса Фортуны, бессильны повлиять на что то и не видит выхода. При этом, казалось бы, неглупая и образованная Александра повторяет туповатые банальности Бедхудова, не понимая, что рядом с ней находится человек несравненно более сложный.

Фарятьева любовные неудачи как таковые, похоже, не сильно занимают. То, что его не любят, для Павла лишь часть общего диссонанса мироздания. Несчастье для Фарятьева это боль, страдание, смерть человека вообще, все то, что, по его мнению, глубоко аномально и противно человеческой природе. Бессознательная тяга людей в своих чаяниях за пределы обыденности в глазах Фарятьева говорит о том, что человек жертва совершенно иного порядка. И если несчастье Александры случайно, то для Фарятьева онтологично — он тоскует о потерянном Эдеме.

Но Александра этого не понимает, считая идеи Фарятьева научной теорией. Зато понимает школьница-сестра Люба, весь наносной цинизм и грубость которой оказывается лишь маской. Ни с чем несравнимую атмосферу сцене придает гениальная музыка Шнитке.

6 февраля 2014

Вы больны — увы! — не мной, а я больна — увы! — не Вами!

Фильм — шедевр, который приятно называть нашим, советским. Гений своего дела, Илья Авербах сделал свою работу идеально! Не перестаю восхищаться его талантом!

Фарятьев — прекрасный и глубокомыслящий романтик, готовый разделить свои чувства и взгляды с молодой девушкой. Вот только увы, когда-то хрупкое сердечко красавицы занимал один человек, который обошёлся просто ужасно с нашей Шурой, или как говорил Фарятьев, Александрой — главной героиней нашей истории.

Сашенька — девушка из самого обычного круга, круга серых людей, но ей очень хочется измениться, вырваться отсюда, променять эту привычную ей простоту на что-то новое, ещё ею непознанное. Этот мир, лучший мир готов предложить ей наш прекрасный Фарятьев, который сам бежит от того же, от чего и Сашенька.

Постановка прекрасна до самых мельчайших деталей. Будь это образ мамочки в исполнении великой Зинаиды Шарко или мальчишки, играющего на пианино своими маленькими разбитыми ручонками.

Этот фильм заставит зрителя задуматься о многих вещах. Как близкие нам люди, которых мы видим постоянно, могут быть в то же время бесконечно далеки и совсем не понимать наши чувства? Каким отчаянным может быть человек, чьё сердце разбито? Как сильно мы можем желать что-то во благо нашим родным, а делать совсем наоборот, даже не осознавая этого?

Обязательно посмотрите!

8 из 10

19 августа 2013

«Эгоизм»

Илья Авербах — один из самых выдающихся режиссёров «позднего» Ленфильма (не считая Германа) и СССР в целом. Успел снять, к сожалению, всего 8 фильмов. Говоря об Авербахе нельзя не сказать про некое поклонение школе Бергмана и сохранение традиций (только не вздумайте сравнивать). Его фильмы — социально-экзистенциально-филосовско-психологические истории, в основном, построенные на диалогах, крупных и сверхкрупных планах, ведя повествование, по большей части, в помещениях. Ещё одно сходство — красивые женщины как главные героини, на взаимоотношениях которых и выстраивается фабула.

Я считаю, «Фантазии Фарятьева» пиковой работой в творчестве Авербаха. Если, продолжать перебирать Бергманские традиции, то подобно «Страсти» и «Стыду», картину правильнее было бы переименовать в «Эгоизм», которым переполнены герои. Можно проследить некое «психологическое» продолжение, начатой в «Чужих письмах», темы общественной безнравственности, лицемерия, тотального отсутствия личности и самокритики, помноженной на «сверхэгоизм». Кажется, что частички, воспитанной обществом, Зины Бегунковой (девочка-демон из «Чужих писем»), легли в основу характеров всех героинь «Эгоизма».

Несмотря на то, что «Фантазии Фарятьева» самая длинная работа режиссёра (по хронометражу), смотрится она легче и «быстрее» остальных фильмов Авербаха, приковывая внимание с первых кадров неповторимой игрой актёров (в особенности Андрея Миронова и Зинаиды Шарко), а также великолепной работой Дмитрия Долинина — оператора, с которым режиссёр снял 4 картины(Голос, Объяснения в любви, Чужие письма и Фантазии Фарятьева).

ps: Илья Авербах — режиссёр, которого надо знать.

8 мая 2013

Квинтэссенция застоя.

Фильм снят режиссером И. Авербахом по одноименной пьесе Аллы Соколовой, написанной в 1974 году. Впечатления о фильме довольно гнетущие, он весь пронизан пессимизмом и унынием. Фильм снят на черно-белой пленке и на протяжении всего фильма показывают безрадостный, пустынный пейзаж за окном, там беспрерывно идет унылый осенний дождь.

А еще мальчик с подбитым глазом, фальшиво играющий этюды на фортепиано на протяжении всего кино …. Это вынести тяжело (здесь я склоняюсь в сочувственном поклоне перед учителями музыки)

Для себя я определила фильм как «квинтэссенцию «застоя», внутренняя атмосфера этого произведения соответствует с моими ощущениями во времена Брежнева. Александра — Маргарита Неелова почти старая дева, в провинциальном городке ей нелегко найти себе пару, она безответно влюблена в Батхундова, ее разговоры беспрестанно крутятся вокруг него. Как раз в доме этого человека встречает ее Фарятьев — романтический зубной врач, у него имеется своя теория о том, что люди прибыли на Землю с других планет Он влюбляется в Александру бесповоротно и навсегда. Но при всей его положительности он какой-то правильный аж до ненормальности… Не зря мама Александры, мечтающая во что бы то ни стало выдать ее замуж мчится к тете Фарятева и дотошно выясняет все ли у него нормально с головой и не было ли никаких сдвигов у его родственников. Вообще-то мама своим беспокойством и нервозностью, попытками направить дочь по «правильному» в ее понимании пути, каждый раз по зернышку разрушает жизнь как младшей-акселератки Любы, так и старшей дочери Александры. Хотя здесь я вступлюсь за младшую — она на фоне этой сплошной мещанской депрессии выглядит наиболее здоровым организмом…

В главных ролях — Андрей Миронов и Маргарита Неелова — играют неплохо. Особенно нервная Неелова понравилась. Вообще я бы не выделила в фильме ни одного положительного или хотя бы нормального героя, но не их вина в этом — виной всему то болото, в котором они живут, отсутствие движения, свободы.

19 ноября 2012

Бывает, что рассказать о чём-то светлом у некоторых людей получается на антипримерах, от противного. О пробивающейся к свету надежде — через призму тоски и безысходности, о любви — сквозь коросту привычки, и так далее. Фильм, конечно, очень унылый — я не ощущала такой атмосферы даже во французском кино. Хотя, думаю, у них бы такого и не сняли. Непозволительная роскошь для французов, страдающих от отсутствия позитива — два часа рассуждать с тусклым взглядом ни о чём, о мирах и фотографиях. Нет, это только русским под силу и интересно. Вернее, не столько даже русским, а советским людям, у которых отняли веру — и дали теории. В теориях-то ничего плохого, равно как и в вере, но последняя не должна быть слепа, а теории ни на что не годны без людей, которые бы в них верили. Вот и приходится им, одиноким людям, искать поддержки друг у друга — у таких же не прирученных и не знающих, куда деваться от безысходности собратьев. «Как выйти из этого заколдованного круга?» — спрашивает Александра. Ответа нет. И герои, сами того не зная, признаются друг другу в любви одинаковыми словами, один за другим, с промежутком в несколько дней — и не получают отклика.

И я не знаю, что за заряд в себе несёт этот фильм. В начале я говорила о надежде от противного. Пожалуй, в случае этой пьесы только и остаётся надеяться. Потому что иначе — смерть в прямом смысле слова. Жить незачем. Получается, только надежда способна кого-то возвращать к жизни. Надежда не оттого, что есть на что надеяться, а непонятно какая надежда, без определения. Может быть, это последний вопль человеческой души, которая хочет жить, чувствовать и ощущать, не покидая тела. Потому что жизнь, бытие для большинства — лучше небытия.

Словом, кто что в этом фильме увидит, всё зависит от душевного устроения и настроения при просмотре. Кто-то — волю к жизни, кто-то плюнет и обругает это нечто, кто-то просто не досмотрит. И правда, своеобразная пьеса.

Актёры играли бесподобно. Собственно, я смотрела фильм, чтобы понаблюдать серьёзного Миронова — странно, что за ним не хотели признавать глубоко драматический талант из-за славы комедианта. Женщины — неповторимые. Настоящие, законченные характеры. Вообще, при просмотре возникает очень много сопутствующих мыслей, не относящихся к основной теме рассуждений, поводов для раздумья. И смотреть совершенно не скучно. Вообще, фильмы по пьесам — штуки невероятно притягательные. Но конктерно этот, думаю, нужно смотреть в хорошем расположении духа. Потому что придётся увидеть и ощутить много печали.

5 апреля 2012

Эгоизм как образ жизни

Редко в наше время безграничных возможностей для познания, время, когда не составляет никакой трудности посмотреть, прочитать или прослушать практически всё, что когда-либо было снято, написано или сказано, время, когда удивляться чему-то приходится всё реже и реже, зная, сколько всего произошло до нас и происходит в настоящем, — редко когда встречаются вещи, способные поразить тебя до глубины души и сознания.

«Фантазии Фарятьева» — вещь абсолютно поразительная и шокирующая, и тем удивительнее, что она совершенно не знакома широким массам. Это блестяще снятая пронзительная социальная драма, заключающая в себе такую глубину задаваемых вопросов, что полностью их одному человеку уловить и осмыслить крайне сложно, и каждый здесь увидит и прочувствует отдельные пласты, наслаивающиеся друг на друга, переплетающиеся, порой ускользающие от сознания, а другие пройдут мимо и не смогут тронуть эмоции и ум. Это несомненно одна из лучших ролей Андрея Миронова, мечтавшего после сверхуспешных комедийных ролей сыграть серьезные роли. Это фильм удивительной атмосферы и напряжения, заставляющих тебя сидеть неподвижно и практически не дышать. Это искусство в высочайшем значении этого слова.

Действие картины происходит в двух квартирах. Две части, во многом не похожие друг на друга. Два с половиной часа, две семьи, два поколения. Они не понимают друг друга, страшно ранят и обижают, сами того не желая и чаще всего не понимая. Старшее поколение желает своим детям, племянникам счастья, и оно пытается устроить это счастье так, как умеет, стараясь держать всё под своим контролем, не понимая, какой вред этим наносит. Они разговаривают и не слышат друг друга. У них разные проблемы, каждый живет в своем мире и своими эмоциями.

Тётя Фарятьева чувствует приближение смерти, её сверстники умирают, она одинока и пытается поделиться этим с племянником. Павел же живет мыслями об Александре, он погружен в свою метафизическую теорию и не слышит трагедии своей тёти. Он слышит слова, но не чувствует того, что за ними стоит. Ему чуждо её эмоциональное состояние.

Александра живет с матерью и сестрой, которая младше её на 15 лет, и здесь бы можно выделить и третье поколение, однако практически в этом отсутствует смысл. И в этом семействе мать совершенно не понимает своих детей, смотрит на них только с позиций и категорий своего мира. Самое страшное в том, что на самом деле её не интересует то, что происходит с её детьми. Ей главное, чтобы она сама думала, что всё в порядке, чтобы видимость была для неё достаточно реалистичной, чтобы поверить. А настоящее состояние дочерей слишком сложно. Мать желает, чтобы Александра вышла замуж, не особо заботясь отсутствием любви у дочери к Фарятьеву. Она имеет свои понятия о счастье и его составляющих и думает, что если эти условия будут выполнены, дочь будет счастлива. В этом глубочайшая ошибка и именно здесь проявляется, что мать в первую очередь интересует видимость счастья дочери. Крайне показательна в этом плане сцена в конце фильма — сцена чтения никому не нужного письма, когда мать не замечает ничего вокруг себя и на самом деле не интересуется тем, куда пропала Александра, почему заснул Фарятьев и вообще ничем окружающим, — ведь для себя внутри она уже построила всё и устроила, а что есть на самом деле — абсолютно не имеет значения, пока сохраняется видимость.

Павел Фарятьев в конце первой части произносит речь, в которой выражается суть его теории, согласно которой наши предки прилетели сюда с другой планеты, а мы забыли о своих корнях и погрязли в мелочах и быту, и лишь изредка, в моменты душевного возвышения, как возлюбленные, глядящие на звезды, мы стремимся очиститься от этого, стремимся вверх, прочь от всего незначительного, прочь от того, что ошибочно считается в этой жизни важным и достойным сожаления, переживания. Мы живем, проживаем жизнь и так и не понимаем, для чего всё было и что мы такое.

Павел и Александра говорят об отсутствии взаимопонимания между людьми, об их неоправданной жестокости по отношению друг к другу, и в этом они сходятся, Александра верит теории. Однако что происходит на деле? Фарятьев, увлеченный только тем, чтобы произвести впечатление на Сашу, перебивает её выстраданный и рвущийся изнутри монолог ради того, чтобы та загадала три карты из колоды. Александра, ни разу не сомневающаяся в своем решении бросить Фарятьева и не думающая в этот момент ни о нём, ни о матери, ни о сестре, которой несколькими минутами ранее обещала совместную счастливую жизнь, — также с легкостью забывает про все слова о несправедливости человеческой жестокости и думает в этот момент только о себе.

В итоге же мы видим сплошной эгоизм, жуткую несчастность всех героев, их абсолютное непонимание друг друга, желание сделать всеми способами счастливыми прежде всего себя — и именно через других людей, путем ли женитьбы ради собственного счастья, путем выдачи замуж дочери тоже ради собственного счастья, путем освобождения себя от оков заботы матери тоже ради себя и тоже не считаясь чужими интересами. Главный вывод, наверное, в следующем: люди не могут жить и не обижать друг друга. Это невозможно даже в том случае, когда речь идёт об отсутствии у них друг против друга корыстных карьерных или иных материальных конфликтов интересов. Даже между самыми родными людьми взаимопонимание и отсутствие эгоизма невозможны просто в силу человеческой природы, стремления каждого к счастью и разному пониманию этого счастья, а также зачастую невозможности достижения этого счастья без других людей и таким образом влияния на них, которому они чаще всего противятся и невольно мешают этому счастью.

9,5 из 10

23 марта 2012

Запомнится наверняка

Восприятие этого фильма вряд ли можно охарактеризовать словом «нравится». Скорее здесь более уместно словосочетание «производит сильное впечатление».

Рассказ идет, как мне кажется, о конфликте сосуществования внутреннего мира человека с окружающей средой. Конфликт этот есть и преследует, пожалуй, каждого из нас в той или иной выраженной степени и форме, нередко на подсознательном уровне, на протяжении всей жизни, начиная с юношеского столбняка перед неразрешимостью вечных вопросов.

Фарятьев, главный герой киноповествования, производит впечатление чудаковатости уже тем, что не боится выплеснуть свое мироощущение перед окружающими, и более того пытается впихнуть его в некую логически обоснованную теорию. В нашей повседневной жизни это наблюдается в виде неожиданного откровенничания со стороны чаще всего малознакомых нам людей, как желание выговориться. А когда это происходит на фоне сильного и безответного притяжения к объекту своей симпатии, то слова, придаваемый им смысл и сама тональность безусловно приобретают особую силу.

Можно ли считать Фарятьева этаким эталоном нравственной безупречности? А насколько нам этот человек будет интересен в повседневной жизни? Положительные зачастую бывают скучноваты, а заведомые подлецы, раскрывая душу, нередко словно просятся писать с них икону. Вопросы, вопросы, вопросы… В фильме их предостаточно. Страдания безответной любви и тут же равнодушие по отношению к человеку, для которого на Вас сошелся клином белый свет. Радость иллюзорной надежды одних и горькое понимание несбыточности желаний других. Материнская интуиция и желание все обустроить, не находящие понимание со стороны близких людей. Отрицание значимости мелких бытовых проблем и тут же понимание невозможности прожить без их разрешения. Вопросы, вопросы, вопросы… Те самые из которых состоит наша жизнь и наше отношение к ним в разных ситуациях.

В фильме присутствует определенная доля иносказательности, наиболее ярким примером которой являются широко раскрываемые Шурочкой двери, предфинальный сон Фарятьева в гостях и конечно же мучающий пианино, а вместе с ним всех и себя в первую очередь мальчик-ученик, образ которого словно свидетельствует о нашей внутренней дисгармонии и о том сколько в нас понатыкано доброго и дурного, отталкивающего и прекрасного.

8 из 10

17 августа 2011

Работа удивительно профессиональная и многослойная. Казалось бы, стандартная социальная драма.

Одинокая мать, по мере возможностей, заботится о двух дочерях, проживающих с ней в крохотной квартирке в небольшом украинском городке. У каждой из трех героинь свои внутренние проблемы и запросы к жизни, часто не стыкующиеся с реальным положением вещей.

Единственный «реальный» герой-мужчина — Фарятьев, влюблен в старшую из дочерей. (Миронов предстает здесь в образе не характерном для большинства его работ — нерешительный, «маленький», с социальной точки зрения человек, с богатым внутренним миром и тонкой душой.).

На фоне этого абсолютно не взаимного, внезапно возникшего чувства, разворачивается очень тонкая, глубокая, эмоциональная картина, отражающая реальные образы героев, их истинные переживания.

Картину интересно и увлекательно наблюдать, не замечая ход времени, и каждый раз открывая все новые и новые грани.

10 июня 2010

Я видела этот фильм всего один раз в своей жизни, причём, в довольно раннем возрасте, когда чего-то не поймёшь, чего-то не услышишь. Но почему-то след остался глубокий-глубокий, какой может оставить только очень сильный фильм.

Больше всего меня тронула героиня Екатерины Дуровой, Люба: этот ребёнок, несчастное дитя, «гадкий утёнок», который наделён способностью любить бескорыстно и проникновенно.

Вызывает искренние слёзы.

10 из 10

2 мая 2010

Сильно.

Удивительный, поражающий фильм. Безумно глубокий, очень сильный.

И вроде бы банальная история, но затрагивает душу.

Игра актеров просто за гранью каких-либо оценок.

Все-таки умели в то время снимать в нашей стране отличные сильные фильмы.

После просмотра таких маленьких кино-шедевров садишься и задумываешься о смысле нашей жизни. И о том, как именно ты ее проживаешь и что именно ценишь.

10 из 10

20 апреля 2010

Если кто не видел, посмотрите обязательно. Очень трогательный и милый фильм.

25 февраля 2006

Комедия Фантазии Фарятьева появился на телеэкранах в далеком 1979 году, его режиссером является Илья Авербах. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Зинаида Шарко, Лилия Гриценко, Екатерина Дурова, Максим Бритвенков, Елена Ставрогина, Андрей Миронов, Марина Неёлова.

Страна производства - СССР. Фантазии Фарятьева — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.