| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.3 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Ералашный рейс |
| год: | 1979 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Олег Фиалко |
| сценарий: | Валерий Щербина |
| видеооператор: | Виктор Политов |
| композитор: | Валентин Сильвестров |
| художник: | Владимир Цырлин |
| жанр: | приключения |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
24 августа 1979 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
1 ч 18 мин |
Морские приключения — это всегда интересно. А то, что перед нами экранизация нашего писателя-мариниста Новикова-Прибоя, лишь дополняет значимость ленты. Авторы постарались добавить несколько отсылок на тему становления советской государственности на Дальнем Востоке — действие проходит в 1925 году. Впрочем, эти ходы были сделаны лишь для проформы. Слишком уж мощными вышли затрагиваемые темы.
Слабый капитан... Как быть, если в сложный момент ты показываешь дрожь и надрыв? Как быть, если команда перестает тебя уважать? Это потеря управления, уважения и... так мы подходим к потере корабля, женщины, власти. Николай Скоробогатов показывает всю гамму переживаний сломленного человека. Из лощенного капитана он на наших глазах превратится в угодливого старичка. И тут есть небольшое отклонение от первоисточника. У Новикова-Прибоя капитан Огрызкин изначально был хилым и забитым жизнью и своей супругой мужчиной: 'Капитанша злилась, крича на мужа, повысив голос, топая желтой туфелькой'. А вот в фильме вышло интереснее — вся его личная бравада по ходу действа исчезла. В конце остался лишь стремящийся все смягчить мямля.
Женщина на корабле... К беде... Точно к беде. Благодаря работе Ирины Шевчук перед нами предстает статная красавица, которая очарована своим мужчиной. Похоже она испытывает блаженство, когда оказывается в качестве самой главной женщины рядом с одетым в мундир капитаном. Но вскоре все изменится. И авторы весьма тонко покажут как легко эта гордая дама переметнется не то, чтобы к другому мужчине, а поспешит занять более удобную позицию.
Сцена, в которой она остается наедине со шкипером и практически отдается во власть его желаний, сделана безупречно. Несмотря на низкое качество освещения авторы передают без стеснения всю противоречивость момента. Другое дело, что дальнейшая линия так и не будет раскрыта. Поведение капитанши лишь обозначат, но никак не доведут до своего логического завершения, как это было сделано у Новикова-Прибоя.
Сильный и независимый матрос... На фоне всех злоключений капитана и его супруги персона матроса Самохина выглядит вовсе героической. Он скромен, смел и умен. А самое важное, что этот мужчина может добиваться результатов. Впрочем, сильная личность всегда готова к противодействию. И этот мужчина даже не надеется на награды. Он готов конфликтовать с командой, с капитаном, со следствием - лишь бы хорошо сделать свое дело. В сцене допроса он действительно раскрывается. Вкрадчивый следователь в исполнении Александра Пороховщикова пытается подловить матроса на лжи, но раз за разом сталкивается со стеной отчуждения - Самохин на самом деле, прост, резок и бесхитростен. Настоящий герой.
Конечно, этой ленте не хватает постановочного лоска. В ленте преобладают темные тона, что заставляет задуматься не только об освещении, но и о низком качестве пленки. Нет поступательного развития событий - похоже ряд сцен был вырезан отсюда и обрывочность в повествовании. Наверное и большего внимания заслуживало само море. Кадры морского шторма могли бы стать дополнительным полюсом притяжения к ленте. Но даже все эти моменты не могут перечеркнуть провокационного дерзкого сюжета, и действительно вдохновенных сцен с памятными ролями Витаутаса Томкуса, Николая Скоробогатова и Александра Пороховщикова
6 из 10
18 февраля 2025