Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дон Жуан |
английское название: |
Don Giovanni |
год: | 1979 |
страны: |
Италия,
Франция,
Германия (ФРГ)
|
режиссер: | Джозеф Лоузи |
сценаристы: | Френсис Савел, Лоренцо Да Понте, Патриция Лоузи, Рольф Либерманн, Джозеф Лоузи |
продюсеры: | Роберт Надор, Мишель Сейду, Ренцо Росселлини |
видеооператор: | Джерри Фишер |
композитор: | Вольфганг Амадей Моцарт |
художники: | Александр Траунер, Анналиса Насалли-Рокка |
монтаж: | Реджинальд Бек, Emma Menenti |
жанры: | драма, музыка |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 7000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 ноября 1979 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 56 мин |
Образ рокового соблазнителя, неотразимого испанского гранта Дона Жуана неизменно привлекал музыкальных и литературных творцов с момента своего появления в 14 веке. За минувшие столетия черты исторического прототипа существенно истерлись, потускнев под яркими мазками творческой фантазии демиургов мирового искусства, очарованных фигурой легендарного распутника. Моцарт, как и десятки его предшественников, посвятил Дону Жуану одну из своих опер, которая стала самой успешной и репертуарно востребованной работой австрийского гения.
Кино-вариант этого шедевра, экранизированный американским режиссером Джозефом Лоузи, покоряет педантизмом художественного воплощения и уважением к первоисточнику. Живописные итальянские пейзажи и неотразимая красота Венеции послужили естественной декорацией, подменив знойные красоты Испании. Возможно, костюмы героев условны, не соответствуя историческим прототипам. Но это — единственный огрех авторов.
Не прибегая к броской помпе Поннеля, Лоузи сумел весьма камерными средствами умело оформить трагичный и противоречивый сюжет. В этом ему содействовали певцы, совмещавшие и вокальные, и актерские функции. В образе самого Жуана — итальянский бас-баритон Руджеро Раймонди, обладатель орлиного взгляда и сократовского лба, неоднократно исполнявший эту партию на мировых оперных сценах. И вокально, и актерски он создает утонченно-интеллектуальный, рафинированный образ Жуана — вальяжного хищника, галантного и изысканного дворянина, искусно предающегося изощренному гедонизму. Его верный слуга Лепорелло — в исполнении бельгийского бас-баритона Жозе ван Дама. Этот персонаж — типично комический характер итальянского жанра буффа, плутоватый и трусливый, однако ван Дам придает ему новое звучание, даря свою солидную степенность. Богатая галерея дамских персонажей исполнена достойными певицами: немка Эдда Мозер — мстительная донна Анна, новозеландка Кири Те Канава — преданная донна Эльвира, испанка Тереса Берганца — простодушная Церлина. Хотя партия этой деревенской красавицы написана для колоратурного сопрано, ее доверили уже немолодой меццо Бергансе, очевидно, чтобы подчеркнуть неоднозначность и сложность, скрытую за внешней простотой этой героини. Дон Оттавио, самоотверженный жених Анны, в трактовке американского тенора Кеннета Ригеля, — не самый удачный выбор, — силовая манера исполнителя не особо ассоциируется с изысканным исполнительским стилем Моцарта. Дирижирует маэстро Лорин Маазель.
Такая блестящая комбинация визуальных и музыкальных достоинств — редкость, достойная внимания не только меломанов, но и всех поклонников прекрасного.
5 июня 2020
Замечательный фильм-опера англо-американского режиссёра Лоузи, открывший для меня «оперу опер» Моцарта. Всё здесь прекрасно: и голоса, и актёрская игра, и костюмы, и шарм эпохи, и мощный, работающий, как единое целое, оркестр, ведомый уверенной рукой Лорина Маазеля.
Впрочем, что касается музыкальных достоинств фильма, следует признать, что они бесспорны в данном случае. Ведь коллектив парижского национального оперного театра (а именно он был задействован в фильме) создал непревзойдённую версию оперы 1787 года.
Голоса Руджеро Раймонди, Жозе Ван Дама, Терезы Берганцы и других замечательных артистов, по сути, соткали идеальный оперное полотно, выразили весь её широченный музыкальный гений. Слушая это исполнение, верится, что сам великий автор оперы остался бы доволен такая интерпретацией.
P.S. Дуэт Дон Жуана и Лепорелло здесь превосходен ещё и с точки зрения их человеческих взаимоотношений, за которыми наблюдаешь с огромным любопытством, которым сопереживаешь. Браво!
4 июля 2012