| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.8 |
IMDb
|
6.6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Тридцать девять ступеней |
| английское название: |
The Thirty Nine Steps |
| год: | 1978 |
| страна: |
Великобритания
|
| слоган: | «Every second counts in the adventure of a lifetime!» |
| режиссер: | Дон Шарп |
| сценаристы: | Джон Бакен, Майкл Робсон |
| продюсеры: | Фрэнк Бевис, Джеймс Кенельм Кларк, Грег Смит |
| видеооператор: | Джон Кокийон |
| композитор: | Эд Уэлш |
| художник: | Гарри Поттл |
| монтаж: | Эрик Бойд-Перкинс |
| жанры: | триллер, криминал, детектив, история |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
23 ноября 1978 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 42 мин |
Сравнивать эти «39 ступеней» с хрестоматийным фильмом Хичкока не имеет особого смысла. Нет, конечно, само количество ступеней на месте, но вот в данной интерпретации (как и в экранизации 2000-х годов) остается общей сама мотивировка (ничего не подозревающий неофит вовлечен в лихо закрученную интригу), при этом совершенно меняется стилистика. Поэтому не имеет смысла сопоставлять, какие именно события, герои и их поступки отличают фильмы друг от друга, дело скорее в другом.
Фильм Хичкока эксплицитно ироничен по отношению к жанру, режиссер и не пытается сделать вид, что он на полном серьезе снимает шпионский боевик. Как это часто водится у Хичкока, несмотря на апелляцию к реальному топосу (а это географически «раскидистая» Британия), его топос весьма условен (я уж не говорю о том, что многое снимается в павильоне, а не на пленере). А вот у Шарпа все вполне серьезно: пространство стилизовано под старую добрую имперскую Англию, напоминая в этом более поздние «костюмные» разработки BBC. Плюс к этому сюжетообразующие принципы очевидным образом смещены к триллеру, и неотвязное преследование протагониста силами немецкой агентуры предстает как бесконечный монтаж аттракционов, главный эффект которого точно подмечен самим главным героем: это преследование так парадоксально, что тот, кто убегает, оказывается всегда на шаг впереди преследователей в приближении к загадке 39 ступеней, которая тоже скорее не загадка, а лишь ретардация, приближающая к самой впечатляющей сцене фильма, отложенной, само собой, до финала. Поэтому ритмы тут совсем не викторианские. XX век не начинается, но явно начался, поэтому сюжет закручен так, что вспоминается в том числе и бондиана, с ее принципом «перевернутой матрешки», то есть вложением все более масштабной сцены в сцену, меньшую по набору и качеству элементов.
Однако все это делается весьма серьезно и качественно. В фильме нет особой сверхидеи, да она тут и не нужна. Любопытно, что если вспомнить, что все развивается по спирали, то экранизация 2000-х годов диалектически сохраняет контуры шпионского триллера, при этом являясь постмодернистски ироничной и тем самым замыкая сюжетику Хичкока в отдельный локальный киномиф.
7 из 10
20 декабря 2015