Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Три ненастных дня |
год: | 1978 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Лев Цуцульковский |
сценарий: | Сергей Высоцкий |
видеооператор: | Валерий Смирнов |
композитор: | Александр Хочинский |
художник: | Николай Субботин |
жанры: | триллер, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 декабря 1978 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 13 мин |
Полковник Корнилов (Юрий Яковлев) расследует преступление: неизвестный среди белого дня пырнул ножом в живот кассира Невельскую и выхватил у неё из рук чемодан с деньгами. Свидетелей трое: влюблённый в бухгалтера фотограф, наслаждавшийся в момент грабежа кружкой пива, мальчишка, прогуливавший физкультуру, и дед-инвалид, сидящий перед окном. Никто ничего толком не видел. Да, здоровый парень, но как был одет, откуда взялся, куда побежал - неизвестно.
Вот и начинай расследование. В команде следователя Корнилова два человека - начальник РУВД Алабин (В. Никитенко) и майор Беляев (Э. Романов). Спокойные, уравновешенные, находчивые, наблюдательные люди интеллигентнейшей наружности.
Я не так много советских детективом пересмотрела, но какие попадались отличаются какой-то особой атмосферностью. При этом не сразу соображаешь, как это так ловко сыщики работают. Вроде бы тянется дело, кто-то куда-то ездит, ходит, за кем-то следят, ведутся беседы с самыми разными людьми, а потом - бац!- сложилась картинка.
Обычно, когда смотришь кино такого жанра, хочется поскорее узнать, кто преступник, поэтому в напряжённом ожидании многого не замечаешь. Но вот в 'Трёх ненастных днях', даже несмотря на внутреннюю торопливость, всё равно успеваешь разглядеть каждого героя. Например, очень здорово играет фотографа Студёнкина Вячеслав Захаров. Приятно наблюдать за человеком, влюбленным в своё дело.
'- А в цвете вы снимаете?
- Нет, не люблю цветную фотографию. Убивает фантазию зрителя. А в искусстве в любой работе должна быть.. как это сказать...недоговорённость, что ли...'
А вот пенсионерка, которая столкнулась с преступником в подворотне, когда возвращалась из магазина. Ей не хочется иметь никаких дел с милицией.
'-Каждый несёт свой чемодан. Есть такая английская пословица. Вот вы милиция, вы и разбирайтесь, а я не свидетель. Бога ради, вы не приплетайте меня к этой истории. Ну видела, да, да, видела. Ну бежал, бежал. Я несла а авоське, я уже говорила вашему товарищу, два десятка яиц. Кстати, два яйца оказались битыми... У меня не такая пенсия, чтобы я могла позволять себе покупать два десятка яиц каждый день. Поэтому когда он налетел, как ураган, как смерч, я потратила все усилия, чтобы прикрыть собой авоську. Что, я виновата, да?
- Нет, вы не виноваты. Мы виноваты в том, что среди бела дня ударяют женщину ножом и никто ничего не видит. И холестерин будет в порядке, и давление не поднимется. 'Моя хата с краю' - и всё нормально, всё правильно'.
А ещё в 'Трех ненастных днях' очень хорошо передана атмосфера дождливого ноябрьского Ленинграда (особенно дороги были хороши).
Но, что очень важно, не чувствуется какой-то тоски или уныния. Может быть, благодаря тому, что следователь Корнилов очень деятелен, а главное - неравнодушен к происходящему.
'С преступниками мы справляемся, но как распознать человека, который не совершил преступления, но готов к этому?..'
'-Валентина Николаевна, всё лето рядом с вами был человек. Он нигде не работал, чем занимался - неизвестно; где жил - неизвестно. Неужели вас это не волновало? Вы его любили?
- Нет.
- Нет. Тогда я не понимаю, что вас с ним могло связывать? Чего вам не хватало? Не как официальное лицо, я просто хочу понять.
- Откуда я знаю? У него всегда были деньги. Рестораны - пожалуйста. Новые платья, джинсы, сапоги - пожалуйста. И я подумала: человек умеет жить. Почему я, как дура, должна стоять за этим прилавком и белого света не видеть?.. Это лето я не скучала'.
Вот неважно, 2023, 1978 или 129 год на дворе. Всегда есть люди, которые хотят жить красиво, легко. Да и ничего бы, но ведь это почти всегда за чужой счёт получается.
'Три ненастных дня' - хорошее жанровое кино, в котором, несмотря на простоту, есть, та самая недоговорённость, о которой говорил фотограф Студёнкин.
28 марта 2023
Уже привычный для меня. Приглашённый «основной» артист на главную роль. Показ корыстных пороков в обществе. «Инспектор» ходящий, смотрящий, опрашивающий и сразу всё знающий. Любящая преступника женщина — их тут аж две, как и самих отрицательных героев. Тут «вариации» любви не использовавшие режиссёром в последствии: любовь за возможность «красиво жить» и любовь за «честность в душе». Вот так изменяя настройки одних и тех же элементов сюжета и меняя их порядок и наголос, Лев Цуцульковский снимает очередной годный телефильм словно отечественный Хесус Франко — у них ещё одна схожесть — довольно часто и у того и у другого снимаются одни и те же артисты переходя из фильма в фильм.
Что же до актёрской работы — Яковлев не дотягивает, даже до отечественных следователей добряков — Санаева, Буркова, Мягкова, Леонова, Бассилашвили — уж чрезмерно не его амплуа. Ленинград — приглашённый камео. Великолепен оказался лишь один из персонажей сыгранный Геннадием Богачёвым — три его появления — три ипостаси, три характера. И все они от одного источника — жалкого и жадного нутра героя. Но эти три характера сыграны не «цельно-металлически», а с переходами по спектру «побежалости» их проявлений. Яркое и нюансное отображение характера отрицательного героя, кстати, тоже один из инструментов этого режиссёра.
5 из 10
10 апреля 2019
Одним из достоинств фильма является то, что главным действующим персонажем картины являются вовсе не люди с их страстями, а единственный в своём роде город на Земле — Ленинград. Оператор Валерий Смирнов не только показал город 70-х, но и сумел передать атмосферу камерности и уюта — ускользающую возвышенность воспетого поэтами Петербурга начала века. Наверное, для Сергея Александровича Высоцкого, как для коренного ленинградца, это было так же важно, как и передача на экране духа его произведения.
Юрий Яковлев мне очень понравился в роли полковника Корнилова. Неподражаемый голос, мимика, интонации, взгляды — всё это по-новому рисует образ сотрудника Ленинградского уголовного розыска Игоря Корнилова, которому писатель Сергей Высоцкий посвятил много произведений. Фильм со своей очень приятной неспешно-рассудительной атмосферой. Актёры подобраны удачно. Особенно тандем: Юрий Яковлев — Эрнст Романов (майор-следователь Беляев). Запомнился своей эпизодической ролью фотографа-любителя Вячеслав Захаров.
Кроме того очень достоверно передана атмосфера перед надвигающимся наводнением: хмуро на улице, хмуро на Неве, хмуро на сердце. Конечно, картина чуточку наивна, но наивна по-доброму, показывая людей чуть лучше, чем они есть на самом деле. В этом плане показательна роль подруги мошенника Игнатия — Натальи — искренней девушки, пытающейся спасти запутавшегося и в себе и в жизни любимого человека. Не обошлось и без морали, хотя и так понятно, зачем воруют, — чтобы жить лучше остальных…
«Пленял красотой недолгий мираж в белизне ночей. Был город пустой, как будто он наш и уже ничей. И только для нас в садах расцветут цветы. И в утренний час, когда развели мосты, шептала ты…» («Милый мой», исполнил Александр Хочинский)
19 января 2016