Расписание на послезавтра
7.2
6.1
1979, комедия, мелодрама, драма
СССР, 1 ч 27 мин
В ролях: Олег Даль, Александр Денисов, Вячеслав Баранов, Юрий Воротницкий, Владимир Солодовников
и другие
В элитный физико-математический лицей из обычной школы переходит работать учительница литературы Антонина Сергеевна. С удивлением она замечает, сколь уважительно здесь относятся к ученикам — как к полноценным творческим личностям.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Расписание на послезавтра

год: 1979
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Григорий Масальский
композитор:
художник: Валерий Назаров
жанры: комедия, мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 29 апреля 1979 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 27 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, мелодрама, драма

Видео к фильму «Расписание на послезавтра», 1979

Видео: Фрагмент (Расписание на послезавтра, 1979) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Расписание на послезавтра», 1979

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Расписание на послезавтра», 1979

Реквием по (талантливым) людям

«Расписание на послезавтра» – мой любимейший фильм, потому что «сам такой».

Нет, я никогда не учился в физико-математической школе и никогда не общался с гениями «не от мира сего».

Сегодня для многих из нас фильм покажется из разряда «В гостях у сказки». Все школьники учатся, никто не дерётся и не матерится, учителя «вообще чистой воды» (Валентин Никулин forever!) и даже сантехник разговаривает интеллигентным русским языком!!!

Но всё это только холст, на котором кисть режиссёра пишет главную смысловую картину – похороны эпохи (талантливых) людей.

И не удивляйтесь, а внимательней смотрите это далеко не детское кино. Разглядели главного могильщика!? Как же нет, если он практически всё время на экране, и даже больше, со дня рождения человечества, – Женщина, в блистательном исполнении Маргариты Тереховой.

Рядящаяся в тогу скромной учительницы русского и литературы, меланхолично цитирующая стихи, томно мечтающая о «розовом коне». Казалось бы, гримёры сделали всё возможное, – скромная причёска, неброский макияж, а женская энергия всё равно просто «бьёт ключом» и «гвоздит» направо и налево на протяжении всего действа.

Самое «вкусное» достаётся герою Олега Даля, «недоделанному» мистеру Кварку. Да, именно «недоделанному»! Так как умнейший доктор наук недоумевает по поводу женской мизансцены в ответ на такой простой вопрос «покушать». И даже пытается перейти на язык жестов.

Господи, мужчине под сорок, сдал десятки экзаменов, защитил докторскую, стал директором спецшколы, прилично одетый, на собственной машине, стопудово живущий (одиноко или с мамулей) в своей квартире, а он не понимает главного!!! Да Женщина чихать хотела на все твои «достижения» и, казалось бы, неоспоримые достоинства!!! Ей надо совсем другое, про что мы тактично умолчим!!!

«Этажом» ниже, у подростков, та же история, но только с никакущей женской натурой в образе героини ещё не оперившейся Ирины Метлицкой.

Окончательный же приговор выдаёт всем (талантам) персонаж Валерия Носика (тот самый сантехник!): «Ну, выучится он. Станет теоретиком. И что? Будет у братьев десятки «стрелять»! Нет уж, я из этих практиков сделаю!» С итоговым заключением: «Вроде под одной крышей живём, а как будто на разных улицах».

P.S. Вы спросите: «А как же неутомимый искатель металлического водорода!?» А он здесь ни при чём! Как сегодня модно добавляют: «От слова «совсем». Впрочем, он тоже «своё получит», только лет эдак через десять, когда…

10 из 10

27 декабря 2023

Фильм отличный, но оторванный от советской реальности

Отличным фильм делает аргументация «Овечкина», и безбашенная атмосфера — которая действительно напоминает атмосферу подобных школ. Однако немного… фантастический, но не в том смысле, в котором предполагают другие рецензенты. В СССР школы, подобные показанной в фильме, к тому времени уже существовали 15 лет. Их возникновение определено победой в Космической Гонке 1961г и было инициативой ведущих академиков страны Колмогорова, Лаврентьева, Кикоина. Фильм снимался в Белорусьфильмом — и вот именно там, под боком, таких школ не было. Сами сьемки проходили в Прибалтике — и там тоже не было таких школ. На момент съемок было 5 подобных школ по Союзу — 3 в РФ, 1 в Киеве, 1 в Алма-Ате. Физико-математическая школа имени А. Н. Колмогорова при МГУ (ФМШ-18) (где массово учились и белорусы, именно сюда уезжали «овечкины» Минска, Гомеля или Витебска), Физико-математическая школа имени М. А. Лаврентьева при НГУ, и аналогичные школы-интернаты в Ленинграде и Киеве, открыты в 1963 году. В 1972 г. РСФМСШИ открыта в Алма-Ате. Ни режиссёр, ни актёры не знали об особенностях таких школ — в реальности талантливые дети ищутся по всей стране (они не родятся географически локально, не получится их собрать в ближайшем районе), поэтому формат обучения изначально интернатовский. Родители всегда поддерживают выбор своих детей (в отличие от родителей «Овечкина», родители антиинтеллектуалы это вообще сюрреализм для подобных детей). Конфликт между учителями и учениками или конфликт между предметами маловероятен, исторических прецедентов нет. Если и есть он менее ярко выражен чем в стандартной средней школе (учителя сверхпрофессиональны, на учеников не давят, влияние «единых стандартов» снижено, обучение здесь «привилегия» в которой всегда могут и отказать). А вот описанные попытки превратить «физика» в «лирика» контрпродуктивны, противоречат формату — поэтому не предпринимаются. Там просто нет таких конфликтов. «Овечкины» сюда попадают уже сформировавшимися личностями (набирают только старшие классы) — и веру в «металлический водород» здесь не теряют принципиально. Эти школы созданы чтобы именно эту веру культивировать и поддерживать. В то же время в фильме есть и много «попаданий» — характер, мотивация, аргументация и упрямство главного героя весьма правдоподобны и характерны для учеников подобных школ. Даже попытки стенографирования регулярно предпринимаются — но быстро затухают, поскольку стенографическое письмо сложно для чтения.

5 декабря 2020

Специалист подобен флюсу, полнота его одностороння

Итак, фильм интересный и смотреть его надо. Молодым — не факт, они не поймут ввиду несоответствия реалий фильма ничему из их жизни. А только на реалиях они и остановятся. Людям среднего возраста — вот самое оно, для понимания проблематики. Они уже могут о ней подумать. Пожилым для ностальгии. В фильме показана чуть улучшенная картинка из их юности.

Существует сильно идеализированная (это надо понимать с самого начала и больше к этому не возвращаться) школа юных физиков-дарований. Скажем так: такая школа юных гениев, как мы себе её представляем. Где свобода, демократия и дух новаторства. И взрослые, и дети, все устремлены в физику и ею бредят. Символ и идефикс — «металлический водород». Дети разные, но их проблемы показаны лёгкими мазками — не на них акцент. Акцент же на учительнице литературы, пытающейся доказать детям, учителям и директору, что специализация есть однобокость, а однобокость суть ущербность личности. Её идефикс и знамя, противостоящие металлическому водороду — «розовый конь».

Начав сию войну, учительница постепенно выигрывает. Конь берёт верх! А почему? Потому что, учительница лишь с начала действа пытается перетянуть детей с фундаментального бока на гуманитарный, но постепенно развивается и сама, уже втюхивая своей гуманитарно-однобокой подруге про металлический водород. Только будучи готовой стать полноценной личностью, а не односторонним физиком или лириком, учительница одерживает победу в борьбе за умы. Показывает пример. Победа идёт с ней и благодаря чувствам, зоне ответственности гуманитариев, каковые чувства нападают как на одарённых подростков, так и по чуть-чуть на главного антагониста-директора.

Сюжета особого нет. События накиданы без жёсткой причинно-следственности и просто служат раскрытию образов. Потому ничем не оканчиваются. Вот идейный директор в противовес ленивому завлабу. Вот выбор: быть подкаблучником или нет? Должны ли чувства унижать? Вот ленивый, но развивающий свою тему завлаб в противовес бюджету, и до чего стоит дойти в отстаивании своих идей…

Актёры? Даль убедителен, дети-подростки приличны, кто более, кто менее, Терехова… Если вы видели несколько фильмов с ней, то… Она такая же. Для актрисы это плохо, но кому актриса Терехова симпатична, скажут, что и тут она (а тут она опять — она) прекрасна.

Суммируя: перед нами философски абстрактное размышление на тему воспитания специалистов и важности их социализации. Которые почти всегда друг другу противостоят. Но размышление, облачённое в форму подросткового кино. Потому и смотреть его и полезно, и интересно!

26 июля 2020

не рыба, не мясо

Этот фильм представился моему просмотру совершенно случайно, на просторах одного сообщества я увидел этот прикрепленный фильм. Так как увидел, что лента создана в 70-тых, то приготовился к доброму советскому фильму, хотя оказалось все по другому. Нет, конечно он не жестокий, не злой, он необычный и для того времени и для той страны. После просмотра мысли в голове ни как не укладываются, но после тщетных попыток поиска, не приходит ничего кроме очевидного ответа. Это роковая неопределенность. Неопределенность, которая и губит этот фильм. К сожалению, режиссер — Игорь Добролюбов не достиг и не показал своему зрителю конечной цели, которую он предполагал достичь. Если он хотел показать проблемы школ с определенным уклоном, либо проблемы, находящиеся внутри коллектива класса, либо взаимоотношения между учителями и учениками, либо провести сюжетную линию, обрисовывая жизнь, проблемы и переживания кого-либо из подростков, ему нужно было определиться и выбрать тему, которая была хотя бы во главе фильма, его опорой. Но такого не произошло ни в начале, ни в конце ленты. Если он хотел сотворить нечто абстрактное (хотя для того времени я думаю это было бы нонсенс) то нужно было четче определить это. Но получился только пересказ, словно вы сняли свой обычный день на камеру, поднимаетесь, завтракаете, идете на работу и так далее. получилось именно это. После осознания этого наступает чувство пустоты, этот фильм ничего не дал и ни о чем не заставил задуматься, не поразил вас динамичностью или юмором.

Хотя стоит отметить, что фильм начинается очень даже неплохо, и тогда уже будет не обязательно выстраивать основной сюжет, можно было бы запустить сразу несколько взаимосвязанных линий, которые дополняли бы друг друга и выстраивали довольно интересный сюжет. Тогда можно было бы определить это как фильм с отражением реальности, фильм, который показывает насущные проблемы. Но есть одно большое «но», это все сослагательное наклонение, которое режиссер либо не захотел, либо не смог воплотить в фильм. Остается ощущение, будто должно быть продолжение, но увы. А если режиссер задумал всего лишь задать все вопросы нам, а ответ и продолжение мы должны додумывать сами, то за это фильм получит не больше данной отметки

5 из 10

19 августа 2014

3 новеллы без финала и один финал без завязки

Фильм представляет собой 4 сюжета:

1. Учительница литературы приходит в физ-мат школу.

2. Десятиклассник пытается исследовать металлический водород.

3. Любовный треугольник восьмиклассников.

Помимо этого есть ещё наброски романтических отношений директора и Антонины Сергеевны и неожиданный роман двух второстепенных персонажей на последних минутах фильма.

Такое ощущение, что сценарий писался для как минимум 20-серийного фильма, но в последний момент режиссёру нужно было всё сократить до 87 минут.

Как результат — концовка у всех сюжетных линий получилась смазанной, а то и вовсе отсутствует, есть ряд персонажей, которые нужны лишь для того, чтобы показать, что подобные персонажи на свете существуют (хозяин собаки, мама красавицы, бывшая партизан и др.).

В целом фильм оставляет двоякое впечатление: смотреть его интересно, хороший юмор, интересные типажи, но при этом после просмотра остаётся ощущение, будто тебя нагло обманули, поманив интересным сюжетом и оборвав его на самом интересном месте.

4 из 10

19 мая 2014

Физматушки — бравы ребятушки.

Жанров, полностью соответствующих максиме «советское значит отличное», было в нашем кино пожалуй что только два — фильмы о советском юношестве и фильмы о советских же ученых (главным образом, физиках). Действительно, даром что бесспорных, общепризнанных, эталонных шедевров в народной памяти осталось по одному на каждый жанр («Доживем до понедельника» Ростоцкого и «Девять дней одного года» Ромма), проходных работ в их рамках практически не выпускалось, а общая планка и вообще держалась на столь приличной высоте, что какой опус ни достань с пыльной полки работ третьего-четвертого ряда, окажется неименно — загляденье. Вероятно, да даже точно так оно и есть — определенный стандарт качества задавался высокой пробой изображаемого человеческого материала, потому что тот тогда и был — первоклассен, а все мелкие огрехи его, выверты и червоточины в кино более чем покрывались ахмадуллинским «Да будем мы к друзьям своим пристрастны! Да будем думать, что они — прекрасны!» Любопытно, но утрата культурного ГОСТа в «юношеском» жанре и началась, собственно, с утраты этого по-доброму пристрастного взгляда: школота заменила школьников сперва в кино, в целой обойме перестроечных «откровений», и лишь затем ворвалась в жизнь, чтобы ещё позже, опосредованно, выродиться в Германику. С учеными вышло куда грустнее (ибо они — не молодежь, не задушишь-не убьешь). В новейшей семантике ученые практически вымерли, точнее выродились до неузнаваемости либо в географов, пропивших глобус, либо в агрессивное жлобьё из романов Илличевского. И вектор вырождения, как это ни странно, задан был в далеком 78 году, в детском фильме производства республиканской киностудии, очень скромно прошедшем по союзным экранам, фильме, носящем прямо-таки зловещее, пророческое название «Расписание на послезавтра».

Сегодня этот фильм кажется осколком Атлантиды, хотя школы, подобные описанной в нем, существуют и по сей день, и, что самое удивительное, существуют в очень похожем на описанный формате. Так «королятники» — резервации, по идее, для будущих Королевых (а по факту для будущих королей — сколько в высшем чиновничестве и топ-менеджменте экс-физматов!) оказались куда жизнеспособнее в условиях лихолетья, чем породившая их система. Определяющую роль здесь сыграли, конечно, прочно усваиваемые по молодости принципы лицейского братства, превратившиеся, когда стало нужно, в корпоративность, солидарность на основании собственной (а на самом деле самим королятником и индуцированной) исключительности. Сценарист Нина Фомина изумительно, несколькими точнейшими штрихами обрисовала эти скрепы: и откровенно неэтичное, откровенно популистское поведение учителей, и откровенно болезненную связь поколений (из всего класса там, кажется, только многодетный Овечкин — самородок, остальные были приведены в школу Ландау родителями, бывшими выпускниками), и откровенно неприличные (в пятнадцать-то лет!) уже конкретные, уже матримональные планы девочек на перспективненьких мальчиков. Вообще проблематика раннего — во всех смыслах — созревания, поощряемого спецшколами, пусть и идущая в фильме вторым планом, куда интереснее основной, Борисом Слуцким описанной, всех этих физиков vs. лириков. Затронута там и уродующая психику (и, в конечном итоге, когнитивные способности тоже) ранняя специализация, и пусть и наполовину, но серьезно воспринимаемые припевки в стиле «только физика — соль, остальное всё — ноль, а патлатый филолог — дубина!», и формирование чуть ли не в девятом классе семейно-научных тандемов («мы с Юриком поженимся и вместе будем искать металлический водород»), и — шире — выстраивание уже на школьной скамье такой схемы собственной жизни, чтобы она по возможности вся и прошла в королятнике, причем борьба ведется уже за материальные блага и ярлык избранности, а вовсе не «за честный, благородный термояд». Эпизод со старым псом, которого две high-school queens — мать и дочь — не моргнув красивым глазом, выгоняют из дома во двор умирать, в этом контексте особенно показателен: в описываемой среде по крайней мере женщины уже (и сызмальства) осознали свое право на беспроблемный, хорошо прибарахленный, аплодисментами всего общества сопровождаемый паразитизм. И условия для этого осознания создал, увы, все тот же королятник.

Технарские упрощение и подмена смыслов, о которых много писал Солженицын (и которые Горенштейн ничтоже сумняшеся обвинил в гибели нашей литературы), странным образом отражена и в подборе актеров «Расписания на послезавтра». Вообще актерский состав фильма — Даль! Терехова! Никулин! Басов! Стеблов! — какой-то прямо-таки беспрецедентный по силе, но все звезды кажутся в предложенных им ролях не вполне на своих местах. Почему, например, именно Далю, типичному (и тем гениальному) «лишнему человеку» семидесятых, предложили сыграть любимчика системы — директора королятника и доктора физмат наук по совместительству? Неужели режиссер Игорь Добролюбов не видел, что в плавках Даль не может не быть нелепым? Допустим, в бассейн ходил и сам Ландау, а Колмогоров и вовсе, случалось, удирал с учениками купаться на Сетунь, но в персонаже Олега Ивановича нет ни аутизма первого, ни врожденного демократизма второго: он элегантен, саркастичен, едок, неуловим, в нем чувствуется фирменное далевское молчаливое фрондерство. К чему оно в детском фильме? К чему тоска бабули, героини Владимировой, типажом колхозницы или партизанки, по Парижу, да ещё и под «Падам, падам»? Похабные ухмылки героя Стеблова, профессора («училки хорошенькие у вас есть?»)? Стихи, посвященные актрисе Тереховой, в устах актрисы Тереховой? Персонаж Титовой? Завхоз? «Баобаб»? Вопросов много, и, кажется, задумкой режиссера и было их появление. Создавая кинореальность в некоей обратной перспективе, Добролюбов тем самым и писал свое расписание на послезавтра. Вписав, например, легкой своей рукой в анналы кино новую актрису, которой суждено было стать самой интеллигентной, самой загадочной, самой утонченной красавицей пореформенного времени — Ирину Метлицкую. В этой девочке, тогда ученице такого же минского королятника, смешной, пухленькой, безбровой, никогда в реальной жизни не бывшей самой красивой в классе, Добролюбов разглядел потенциал не просто femme fatale, а «атома солнца», озарившего то безрадостное время. Не в этом ли, в конечном счете, и цель королятников — давать «талон на место у колонн», но только тем, кто сумеет таки вырваться из их тесных и уютных объятий и полететь самостоятельно?

10 мая 2014

Советский фильм о школе, правильный вариант.

Учитель литературы (Маргарита Терехова) приходит на работу в физико-математическую школу, где все взрывается, горит, летит и т. п. Сможет ли она убедить ребят, что есть и другие «материи»?

По большому счету фильм, конечно, банален. В центре картины — классический спор о физиках и лириках, несвязность сюжета, точнее, его почти полное отсутствие, даже выдающиеся актеры — Олег Даль, Маргарита Терехова, Валентин Никулин — играют в полтона и прочее.

Но предъявлять претензии к фильму несправедливо. Во-первых потому, что он искренен. Во-вторых, истина всегда банальна, а потому не грех ее и повторить. В-третьих, тема близка и детям и взрослым и притом основана на высоких моральных принципах. Удивительно и то, что героями кинематографа тогда могли стать рядовые учителя, которые тоже кое-чем могут помочь в жизни. Наконец, мир детей (вундеркиндов) — это мир личностей, что тоже немаловажно. Они спорят, влюбляются, мечтают или, напротив, рассчитывают, ищут в формулах поэзию, а в поэзии… да ничего не ищут — просто учитель помогает и ее почувствовать. Удивительно добрый, педагогически грамотный фильм о мечте в науке и жизни.

28 августа 2012

Расписание на позавчера

Начну с того, что Олег Даль (директор школы — Андрей Андреевич в фильме «Расписание на послезавтра») был очень разборчив на роли, требователен к себе и коллегам по съемочной площадке. И безумно талантлив. Уже ради этого стоит посмотреть киноленту. Ради гениального в своей профессии актера, который, кстати, так и не был признан народным.

«Расписание на послезавтра» — школьная драма, со своей спецификой, поскольку повествует о внутреннем укладе физико-математической школы им. Ландау. Там учатся ребята со своими подростковыми проблемами, отнюдь не глупые и не ленивые. Они полностью отдаются науке и не видят смысла в пустой трате времени на литературу. А в остальном обычные дети, познающие жизнь, любовь, дружбу. Какой ни была их школа специализированной, узконаправленной — учатся там такие же молодые люди. Есть в их классе и «ботаники», и идейные лидеры, и красивые легкомысленные, в плане мужского пола, девушки.

Фильм рассматривает две проблемы.

Во-первых, необходимость раздельных, специализированных школ. Есть ли в них смысл? Нужно ли такое «однобокое» образование и как оно влияет на жизнь подростков. Ответ на этот вопрос можно найти в диалоге между Антониной Сергеевной (недавно пришедшей учительницей литературы) и журналисткой, интересующейся именно этой проблемой.

-Наша газета собирается развернуть дискуссию, посвященную проблемам школ будущего. Мой Вакин уже корпит над остро-политической статьей. Ну а я, после знакомства с вашей школой, напишу очерк. Что-нибудь посоветуешь?

-Ты знаешь, я ведь здесь недавно, но очень интересно. Я вообще думаю, что нам нужны специализированные школы. Ты слышала что-нибудь о металлическом водороде? Это сейчас одна из мировых проблем. Наш десятиклассник дерзнул ее разрешить. Лаборатория не выдержала.

Во-вторых, рассматривается большая разница и неимоверное сходство между математической наукой и духовным образованием. Школьники отвергают саму нужду литературы в их, полностью заполненных математическими формулами, жизнях. Именно поэтому фильм начинается с того, что в школу приходит новая учительница. И ее сразу предупреждают, что будет сложно и предыдущая коллега просто не выдержала. Задача Антонины Сергеевны привить, научить, объяснить, что духовное, нравственное образование не менее важно постоянной интеллектуально-логической нагрузкой.

- И вообще разве можно сравнивать Эйнштейна с Толстым или Ландау с Достоевским? Нам — физикам, писатели ничего не дают.

- Ну, это вам, может быть не дают, а Эйнштейн говорил: «Достоевский дает мне гораздо больше, чем любой ученый. Он вызывает во мне этический порыв такой непреодолимой силы, какой возникает только от истинного произведения искусства». Кстати, он любил и Толстова и Сервантеса и Моцарта.

Не скажу, что все это очень актуально и интересно на сегодняшний день — следить за советскими проблемами 1978 года. Да и дети сейчас, немного не такие, как раньше.

Но настоящие ценители актерского таланта, той советской актерской школы и стилистики кинематографа тех лет, обязательно оценят фильм. А потом, приятно смотреть на целеустремленных подростков, живущих наукой и которых все лишь нужно немного направить, а не пинать и заставлять хотя бы ходить в школу. Они мыслят и разговаривают, как взрослые и ставят недетские цели. Это вам, пардон, не «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики.

16 августа 2009

Комедия Расписание на послезавтра появился на телеэкранах в далеком 1979 году, его режиссером является Игорь Добролюбов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Олег Даль, Александр Денисов, Вячеслав Баранов, Юрий Воротницкий, Владимир Солодовников, Полина Медведева, Евгений Стеблов, Валентина Титова, Баадур Цуладзе, Борис Новиков, Регина Корохова, Леонид Рахленко, Александра Климова, Валентина Владимирова, Любовь Румянцева.

Страна производства - СССР. Расписание на послезавтра — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.