Рейтинг фильма | |
![]() |
7.3 |
![]() |
8.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Последний вальс |
английское название: |
The Last Waltz |
год: | 1978 |
страна: |
США
|
слоган: | «It Started as a Concert. It Became a Celebration.» |
режиссер: | Мартин Скорсезе |
сценарий: | Мардик Мартин |
продюсеры: | Фрэнк Маршалл, Стивен Принц, Джонатан Т. Тэплин, Робби Робертсон, Джоэль Чернофф, Л.А. Джонсон |
видеооператор: | Майкл Чэпмен |
художники: | Борис Левен, Энтони Монделл |
монтаж: | Ян Робли, Йю-Бун Йи |
жанры: | документальный, музыка, биография |
|
|
Финансы | |
![]() |
$321 952 |
![]() |
$321 952 |
Дата выхода | |
![]() |
26 апреля 1978 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 57 мин |
В 1976 году американский кинорежиссёр Мартин Скорсезе, параллельно работая над музыкальной драмой «Нью-Йорк, Нью-Йорк» с Лайзой Минелли и Робертом Де Ниро, принял участие в съёмках нового документального фильма «Последний вальс», посвящённого канадско-американской группе «The Band». И повод поучаствовать был довольно весомым. Дело в том, что участники коллектива, после 9 лет его существования, объявили о распаде группы. И масштабный концерт, состоявшийся 25 ноября 1976 года в День благодарения, оказался для них последним. Я не знаю, был ли сам Скорсезе поклонником группы, или захотел тогда «хайпануть». Но благодаря любви к рок-музыке и режиссёрскому таланту он сумел снять то, что сегодня считается эталоном «концертного кино».
По большому счёту документалка представляет из себя концерт, который периодически (после каждой песни) прерывается на короткие интервью, которые провёл с участниками сам Скорсезе. Эдакий портрет музыкантов на сцене и вне её. Ну это если в целом описать концепцию. Но лично мне понравилась сама концертная часть.
Во-первых, песни, позволяющие познакомиться с разносторонним творчеством «The Band». Тут вам и фолк-рок, и кантри-рок, и блюз. Звучат и гитары, и губная гармонь, и рояль с ударными.
Во-вторых, «звёздные гости», среди которых Нил Янг, Джони Митчелл, Мадди Уотерс, Боб Дилан, Эрик Клэптон, Ринго Старр - всех не перечислить. Так что этот фильм стал приятным подарком для всех тех, кто слушает и любит музыку 60-70-х.
В-третьих, как это снято. Нет ни одного пустого плана, или лишнего кадра. Если один певец начинает петь, нам показывают крупным, или 2 средним планом его лицо. А если к нему в процессе песни присоединяются другие, камера отъезжает так, что зритель видит их всех вместе. Нет, сегодня такое на экране смотрится как норма, ничего особенного в технике съёмки современный зритель не углядит. Но вот для конца 1970-х такое было в диковинку.
Запечатлев прощальный поклон великой группы, Скорсезе лишь спустя 2 года сумел показать это зрителям (сперва в рамках внеконкурсной программы Каннского кинофестиваля). К сожалению, выход фильма совпал с не самым лучшим периодом в жизни режиссёра, сумевшего тогда крепко подсесть на наркотики (особенно после кассового провала «Нью-Йорк, Нью-Йорк»). Так что как бы критики не хвалили «Последний вальс» вернуться в строй Скорсезе не мог ещё несколько лет, пока не принялся снимать «Бешеного быка». Но это уже будет другая история…
7 из 10
1 ноября 2023
26 ноября 1976 года, День благодарения, концертный зал «Уинтерлэнд», Сан-Франциско. В этот вечер, тогда ещё молодой режиссёр Мартин Скорсезе, запечатлел на киноплёнку заключительный концерт прощального тура легендарной канадо-американской группы The Band.
В прошлом, аккомпанирующая группа Ронни Хоукинса и Боба Дилана, участники знаменитого Вудстока, чьи первые альбомы стали «платиновым фондом» рок-музыки конца 60-х, были и остались едва ли не самым корневым ансамблем североамериканской популярной музыки. Мультиинструменталисты, легко переплавившие в своём творчестве фолк, блюз, кантри, рок, рэгтайм, соул, они всегда оставались сами собой, не гонясь за модными музыкальными направлениями своих современников, вроде психоделического рока, и умудряясь вызывать уважение как хиппующей аудитории тех времён, так и всегда «острых на перо» критиков.
Для Скорсезе этот фильм был далеко не первым опытом работы в музыкальном кино, когда-то, со своей постоянной соратницей Тельмой Шунмейкер, он работал над монтажом документальной ленты про вудстокский фестиваль.
Лента «Последний вальс» построена по классической схеме документальных фильмов-концертов: музыкальный номер — блиц-интервью с участником группы. Тем самым перед зрителем предстаёт не только талантливый исполнитель, но и живой человек с индивидуальной органикой. Сам режиссёр также появляется в кадре, задавая вопросы своим невольным «актёрам».
Помимо исполнения собственный «нетленок», The Band интерпретируют песни своих «братьев по гитарному грифу», а помогают им в этом сами авторы, поднимаясь на сцену друг за другом. А среди них, надо сказать, гений на гении, легенда на легенде: Нил Янг, Джони Митчелл, Нил Даймонд, Вэн Моррисон, Эрик Клэптон (который в своё время, услышав дебютный альбом The Band, решил во что бы то не стало стать участником этого коллектива), великий Мадди Уотерс и даже сам Боб Дилан! Это не считая многих других, вроде Ринго Старра или поэта-битника Лоуренса Ферлингетти.
Камера фиксирует исключительно музыкантов на сцене, всего один или два раза за два часа экранного времени небрежно скользнув по толпе в зрительном зале. Также Скорсезе разбавил концерт вставными номерами исполненными в павильонном помещении, среди которых оказывается главный хит группы — «библейская» баллада «The Weight». Этими прото-клиповыми вставками режиссёр абсолютно точно выделяет некоторую акустическую камерность, свойственную всему творчеству The Band.
В перспективе, как оказалось, эта картина стала не только последним крупным документальным свидетельством «золотой эры рока», но и «лебединой отповедью» всей эпохе «власти цветов». «Мелодии американского Юга встретили кристальный воздух канадских озёр, мандолина, скрипка, аккордеон и контрабас стали рок-инструментами, а за кулисами маячит Марк Твен с губной гармоникой».
8 из 10
5 ноября 2013