Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Первые радости |
год: | 1978 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Григорий Никулин |
сценаристы: | Марина Зверева, Константин Федин |
видеооператор: | Николай Жилин |
композитор: | Александр Мнацаканян |
художники: | Борис Быков, Михаил Иванов |
жанры: | мелодрама, драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 июля 1978 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Неоднократно читал о том, что в своём творчестве Константин Александрович Федин подражает Максиму Горькому. Даже если так, то не усматриваю в этом ничего зазорного, тем более — оскорбительного для писателя, потому что он с глубочайшим уважением относился к Максиму Горькому, о чём говорит написанная в начале 1940-х мемуарная книга «Горький среди нас». Но так считают немногие. Большинство читателей и писателей тепло относится к самому крупному произведению Константина Федина, ведь трилогию он писал на протяжении почти 20 лет («Первые радости» (1945), «Необыкновенное лето» (1947), «Костёр» (1961)). Такие эпохальные произведения всегда интересно и читать и смотреть.
Первая экранизация первой части трилогии состоялась ещё в 1956 году. «Тихие радости» Владимира Басова — тоже замечательный и яркий фильм, однако хронометраж в 100 минут не позволил режиссёру в достаточной степени раскрыть всю глубину романа. Поэтому он выглядит несколько «скоротечным». Григорий Георгиевич Никулин уже имел «сериальный опыт» — «Память» (1975) и опыт экранизации — А. П. Чехов: «Моя жизнь» (1972). На момент съёмок мини-сериала писателя Константина Федина уже не было в живых, поэтому сценарий написала Мария Изольдовна Зверева. Это был её второй полнометражный фильм после окончания в 1973 году сценарного факультета ВГИКа.
Не устаю повторять, что экранизация всегда заставляет зрителя вступать во внутренний спор с читателем. С этим ничего нельзя поделать, нужно просто попытаться «разграничить» два этих разных произведения. В силу своей внутренней специфики кинофильм, — каким бы ярким и содержательным он ни был, — не в состоянии на 100% передать «букву книги». Я усматриваю в этом только положительную сторону, ведь у зрителя всегда есть возможность после киносеанса прочитать первоисточник и расставить все точки над «i».
Лично я особых «внутренних противоречий» не испытал. Роман читал достаточно давно и первоисточник не довлел надо мной «дамокловым мечом», позволяя глубже окунуться в киномир, сотворённый режиссёром и сценаристом. Безусловным «лидером зрительских симпатий» для меня стал Евгений Лебедев. Поистине гениальный актёр, он виртуозно владел образом Меркурия Авдеевича Мешкова. Что ни эпизод, что ни сцена, — каждый раз Евгений Алексеевич выглядел по-новому. Поистине — блистательная роль! Понравилась Ирина Печерникова. Подозреваю, что для некоторых актриса в роли Лизы показалась малоубедительной: слишком уж она «эмоционально зажатая». На мой взгляд Лиза и должна быть такой — яркой внешне, но «блёклой» эмоционально.
Почему-то не произвёл должного впечатления ни Юрий Демич, в роли Кирилла Извекова, ни Николай Волков, сыгравший Петра Петровича Рагозина. Юрию Демичу без малого 30 лет(!), и он никак не смотрится в роли «юного гимназиста». На мой взгляд, режиссёру стоило бы подыскать актёра с более «юношеской фактурой», ведь Ирина Печерникова в свои 32 года весьма удачно подходит под «курсистку». Для кого-то это может показаться несущественной мелочью, но лично для меня достоверность персонажа всегда стоит на первом месте. Николай Волков в образе Рагозина показался мне слишком уж спокойно-уравновешенным: ни тебе огня, ни задора, ни революционного порыва.
При всём при этом, трёхсерийный фильм в целом произвёл самое благоприятное впечатление. Потому что все вышеперечисленные «замечания», — это всего лишь стремление к совершенству, а совершенство недостижимо по определению. К нему можно стремиться, его можно желать, к нему можно даже приблизиться, но вот достичь — едва ли…
31 января 2016