Рейтинг фильма | |
![]() |
6.3 |
![]() |
6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Особых примет нет |
год: | 1978 |
страны: |
СССР,
Польша,
Германия (ГДР)
|
режиссер: | Анатолий Бобровский |
сценарий: | Юлиан Семенов |
видеооператор: | Богуслав Лямбах |
композитор: | Анджей Кожиньский |
художники: | Евгений Черняев, Ежи Скшепиньски |
жанр: | история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
27 августа 1979 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
2 ч 18 мин |
Неторопливо развиваются события в этой ленте. На неочевидной точке они начинаются и также неожиданно обрываются. Перед нами отрезок в несколько лет человеческих жизней в промежутке 1902-1905 года. Сбежавший из тюрьмы Феликс Дзержинский прогуливается по улицам Европы. Германия, Швейцария, Польша, Австро-Венгрия. Он очень активен. Именно тут он встретится с Савинковым, Азефом, Каляевым. Но в центре внимания будет нечто совсем иное. Лента посвящена одной провокации...
Перед нами персоны имена которых не соотносятся с историческими личностями. Но в реалистичность самой истории сложно сомневаться. Весь эмоциональный накал этой ленты забирает Елена Гуровская - милая девушка, которая в силу своей неприкаянности стала играть в очень опасные игры. Данута Ковальска показывает нам сплав активности и неопытности. Определенно этой девушке нравятся и те деньги, которые она принимает у охранки, и та значимость с которой к ней относятся.
Ну а комбинацию с участием этой несчастной девушки будут разыгрывать Глеб Витальевич Глазов, подполковник Варшавской охранки и его непосредственный начальник Владимир Иванович Шевяков. Сыгравшие Глазова и Шевякова Андрей Миронов и Павел Панков сделали 'живые' образы лишенные карикатурности. И если Панков изображает самого обычного оперативника, то Миронов раскрывает анатомию истинного негодяя, человека для которого нет никаких нравственных барьеров. И в контексте фильмографии самого Миронова эта работа выглядит как настоящее откровение. Он отходит от привычных клише. Здесь у Миронова нет манерности. Он изображает откровенно отрицательного персонажа. Впрочем, поступательное развитие событий позволит зрителю обстоятельно оценить поступки, как Глазова, так и Шевякова. Не менее занимательной окажется и оперативная игра, которую они будут вести с подпольем.
А на третьем плане нас познакомят с русским миллионером Николаевым (Олег Басилашвили), заведующим заграничной агентурой в Берлине Гартингом (Донатас Банионис). А еще трогательный Каляев - Андрей Ростоцкий будет восхищаться Азефом и вспоминать о маме. А вот Александр Пороховщиков представит в этой ленте образ Савинкова чрезмерно высокомерным. Впрочем, все они придадут этой ленте эпичности и покажут тот горящий котел революционных страстей, которые были чуть позже стали топливом распада империи. Пусть операторская работа тут не на высоте (слишком много темноты, размывающей лица персонажей), да и повествование откровенно вялое. Но именно яркие образы персонажей делают эту картину зрелищной.
Особо нужно сказать и об образе Дзержинского. Тут он представлен настоящим идеалистом. Уверен в себе, выделяет лишь самое главное, решителен и... И не приветствует кровавые расправы. Мне показались интересными беседы о недопустимости национализма. Впрочем, в некоторых ключевых моментах герой Дзержинского изящно напомнит о том, что он поляк. Исполнителя главной роли Петра Гарлицкого можно было бы обвинить в чрезмерной статичности. Он будто на протяжении всей ленты никак не изменяется. Но все расставляет финал. Весь фильм Дзержинский будет в тени - на авансцене будут совсем иные персоны. Гарлицкий раскроется лишь в финале - его кривая резкая усмешка не оставляет оппонентам никаких шансов.
7 из 10
6 февраля 2025