Рейтинг фильма | |
![]() |
7.6 |
![]() |
7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дерево для башмаков |
английское название: |
L'albero degli zoccoli |
год: | 1978 |
страна: |
Италия
|
слоган: | «Once in a generation, a work of art appears as if by magic, to move and inspire its audience. A work that returns to a exhausted humanity the possibility of simple grandeur. We invite you to visit a time and place when life was still a sacred matter. When the family of man was still - a family.» |
режиссер: | Эрманно Ольми |
сценарий: | Эрманно Ольми |
видеооператор: | Эрманно Ольми |
художники: | Энрико Товальери, Франческа Зуччелли, Франко Гамбарана |
монтаж: | Эрманно Ольми |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
17 мая 1978 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
3 ч 6 мин |
Фильм очень длинный, почти 3 часа, и может показаться монотонным, так как в сюжетной линии нет интриг. Но мне было интересно. Тем более, что в начале фильма говорится, что в фильме задействованы не профессиональные актеры, а итальянские деревенские жители. Жизнь этих крестьян несомненно тяжела, глядя на это понимаешь как же много имеют современные люди, даже те, кто жалуется, что жизнь невыносима. Они живут патриархальным укладом (который на мой взгляд несколько идеализирован). Имеет место быть взаимопомощь между семьями (хотя есть моменты, когда хочется кое-что скрыть от соседей, чтобы быть в первых рядах, например, методы выращивания помидоров).
Внутрисемейное самопожертвование, Баттисти пытается дать образование сыну Минеку, хотя мальчик им больше бы пригодился как помощник по хозяйству. Старший из шести детей, 15-летний подросток, отвергает предложение священника забрать двух маленьких сестер в монахини, готов работать день и ночь ради этого. Иногда кажется, что все события происходящие в стране\мире проходят мимо этих крестьян, помещик и есть их личное олицетворение государства. Но режиссер ловко вплетает в сюжет пылкие революционные речи заезжих, они есть предвестником неизбежных изменений. И Церковь тоже является для них своеобразной надструктурой — вера и молитвы сопровождают их целыми днями, роль, которую играла Церковь в жизни тогдашних крестьян нельзя преувеличить. Некоторые сцены шокировали меня (как городскую жительницу) — забивание свиньи, отрубание головы гусю. Звуковое сопровождение фильма бесподобно, хотя казалось бы что общего у торжественной музыки Баха и крестьянской жизнью? Тем не менее все органично.
Развязка картины очень драматична. Я до самых титров ждала, что вот сейчас должно, что-то случиться и все изменится, ведь это так несправедливо. Но нет, и наверное так правдоподобней, ведь тайное частенько становится явным, а государству (или помещику) не свойственно милосердие, если задеты его права. А окружающие хотят в этот момент быть вдали от провинившегося, хоть и сочувствуют ему. Вдруг и их самих заденет?
Некоторые моменты в фильме так и оставили меня сгорать от любопытства. Ну, во-первых, интересна дальнейшая судьба монеты, спрятанной в копыте. Потерялась, да, а что дальше? Почему никто не нашел? Во-вторых, усыновление молодоженами мальчика-сиротки с «приданым». Так и не поняла, они это сделали повинуясь велению души или просто из жадности.
Было интересно увидеть предметы быта того времени, а также дребезжащий обряд проводов зимы (или встречи весны, уж не знаю как правильно).
Одним словом, нисколько не жалею, что посвятила три часа этому фильму.
10 мая 2016
Это тот самый случай, когда режиссера не в чем обвинить. Более того, разве можно сказать, что фильм бесполезен? Отнюдь. Перед нами проплывает мозаика образов из такой простой и доброй Италии, конца 19 века. Простые, добрые и важные ценности — семья, религия, близость к земле, трудолюбие, скромность, почтение. Все это будто раскрывающийся веер, неторопливо и степенно погружает нас в пограничное состояние сознания. Отсутствие четкого сюжета, какой-либо интриги и длинный хронометраж уводят нас как можно дальше от логического созерцания к ощущениям интуитивным. Из фактологического забвения зритель отходит лишь ближе к самому концу. Трогательная передача благотворительной церковной организацией богатого, но совсем безнадзорного еще грудного ребенка в крестьянскую семью заставляет уже задуматься о хлебе насущном.
Вот такую нехитрую конструкцию соорудил Эрманно Ольми. Можно сказать — оборотную сторону «Леопарда» Висконти. И что же с этим делать? Как оценивать? Кончаловский, равно как и остальные члены жюри тогдашних Канн отдали ему Гран-При — «назначив» шедевром. Однако, я бы от многочисленных слов похвалы воздержался. Слишком уж неоправданно затянуто все. Поверьте, оборви Ольми картину после одного часа тридцати минут — картина бы только выиграла от этого. А так, получается что Ольми просто продемонстрировал нам всем свои бесспорные кинематографические таланты. Так и хочется сказать — «Браво, а дальше то что?». Поль Валери ведь был прав — «У скуки нет лица».
5 из 10
27 июня 2014
Перед нами эпическое полотно жизни нескольких крестьянских семей конца XIX века. Если Вы хотите посмотреть светлый и религиозный фильм, посмотрите лучший фильм Ольми
Несмотря на главный приз в Каннах, эта картина мало известна, особенно у нас. Режиссёр, автор сценария и оператор в одном лице, по существу объяснился в любви к своим крестьянским предкам.
На мой взгляд, в фильме есть элементы идеализации патриархального уклада, да и жизни священников. Ну — не всё же чернуху смотреть, можно иногда и благородное, поэтическое кино:)
Манера работы Ольми близка к неореализму — отсутствие профессиональных актёров, много импровизации на съёмочной площадки и т. п.
9 из 10
30 августа 2013
Перед нами шедевр мирового кинематографа, такой тихий и незаметный, снятый в стилистике давно забытой школы итальянского неореализма на стыке с документальным реализмом…
Режиссер, сценарист и оператор этого фильма — Эрманно Ольми на примере трех деревенских семей живущих на ферме в окрестностях Бергамо (откуда и сам режиссер родом) показывает быт, традиции и жизнь крестьян на протяжении одного года, с их радостями и горестями, где взаимопомощь соседствует с религиозными мотивами. Они из поколения в поколение работают в поле и управляются с домашним хозяйством, женятся, рожают и растят детей.
На протяжении всего фильма будет звучать музыка Баха исполненная на органе иллюстрируя нам панораму сельской жизни Италии конца XIX века. Вас ждет довольно подробный и натуралистичный, красивый и завораживающий фильм, рассказанный простым языком о простых истинах и простых людях.
В фильме задействованы непрофессиональные актеры, настоящие крестьяне и жители деревень, от чего ты веришь всему происходящему на экране и глаз не возможно оторвать. Этот фильм — пример истинной магии кинематографа, красивый и поэтичный, для настоящих киноманов.
Фильм получил кучу призов, включая золотую пальмовую ветвь в Каннах.
Рекомендую к просмотру.
4 июня 2012
От неореализма, в том числе всех его «самых пастельных и нежных оттенков», к реализму документальному, кино Италии, прошагало всего за каких-то 30 лет. Через ретро-мелодрамы конца 50-х, авангард и модерн 60-х, политические ленты начала 70-х годов- итальянский кинематограф вернулся к фактически тому самому стилю(пусть и в некотором видоизмененном виде), который принёс ему международный статус.
Кино, как известно- искусство городское. Однако время от времени на экраны выходят ленты, которые сняты не только о деревне, а как будто бы для деревни. Ностальгическая картина Эрманно Ольми «Дерево для башмаков», есть не что иное, как экранизация рассказов из жизни его собственного деда. Специально для подготовительного периода съёмок, поселившийся рядом с крестьянами режиссёр, в течении нескольких месяцев впитывал ритм жизни простого рабочего люда, чтобы после, пригласить этих людей сыграть персонажей в собственном фильме.
Обычная ломбардийская деревенька предстаёт перед зрителем моделью мини-страны. Где помещик- и есть государство. Давая крестьянам: кров, землю, орудия труда и скотину, он забирает налогами с «подданных», «свою» частью урожая. В центре повествования- каждодневные заботы по хозяйству, нескольких семей живущих «условной коммунальной общиной».
Фильм воспевает простые традиционные ценности: тяжёлый, но честный труд на природе, искренние внутрисемейные связи, доброжелательность к ближнему и уважение к плодам труда. Натуралистично выглядят иные кадры этой ленты- например сцена забоя и разделки свиньи, бедное животное убивают прямо на экране. И всё ради того, чтобы добиться исключительной естественности картинки.
Интересным также был выбор звукового оформления фильма- музыкальные палитры самого Иоганна Себастьяна Баха. Органные кантаты которого, на первый взгляд не подходящие к незамысловатой образности ленты, рождают, в синтезе с изображением монотонного быта героев- ощущение вечности. Но эпизодические кадры города- демонстрируют шаткость этого «старого вечного мира». Ведь в глубинных недрах народной воли, с лёгкой руки интеллигенции, рождается классовое сознание и революционный дух.
Неслучайно также, что всего за год до победы на Каннском фестивале «Дерева для башмаков», «Золотую пальмовую ветвь» получил другой итальянский фильм- «Отец-хозяин» братьев Тавиани, схожий с лентой Ольми, как по тематике- рассказ из жизни обычных крестьян, так и по технической и киноязыковой манере. По сути, это был последний всплеск кино Апеннин, его «золотая лебединая песня». К началу 80-х годов телевидение вытеснит «большой экран» на периферию, а тот же Ольми будет вынужден снимать копродукцию, отойдя от своего авторского «натуралистичного стиля.»
9 из 10
19 февраля 2012
Картина «Дерево для башмаков» Эрманно Олми, уроженца итальянской провинции Бергамо, создана на основе воспоминаний его родственников (жителей этих мест, конца 19 века). Атмосфера нелегкой жизни крестьян, почти документально отражена в 3-х часовой ленте, которая вполне могла бы иметь продолжение, возьмись бы режиссер за сериал.
С начальных титров, сопровождающихся органной музыкой Иоганна Себастьяна Баха — одного из величайших представителей мировой гуманистической культуры, происходит соприкосновение с библейским сюжетом. В чем, спросите вы? Все очень просто. Картина дышит присутствием в ней Бога, и являет пример любви и милосердия к собственному творению (человеку).
В годы, когда церковь имела огромное влияние на людей, имя Господа и Девы Марии, упоминалось утром, днем и вечером. Люди просили, не лишать себя работы, как главного средства существования семьи. Но насколько не была бы важна молитва — забота о доме, в стократ превышала это таинство. Детей, олицетворяющих ангелов, спустившихся на Землю, учили с раннего детства: любить природу, трудиться наравне с родителями, ценить каждую мелочь…
Сюжета, как такового, в картине нет. Режиссер, погружая зрителя в микромир происходящего действа, как бы протягивает смотрящему лопату и грабли: учит усердному труду. В то же время заставляет понять одну простую истину: «Человеческая душа, как и его тело, обязана каждодневно работать» и тогда, возможно чудо: долгожданный снег, сыплется с неба; помидоры растут раньше определенного срока; ребенок, постигает науку в безграмотной семье…
Самым волнительным моментом в фильме является усыновление малыша, молодыми крестьянами, только вкусившими таинство супружества. Дитя, становится для молодых даром провидения, а он для родителей — актом милосердия: сострадательным и доброжелательным. Развязка ленты — очень эмоциональна! Проступок отца семейства, возведенный до вселенских масштабов, не оставляет шанса на милосердие (качество характера Бога). Ведь человек, сам по себе, не обладает этой добродетелью и не в состоянии проявлять это качество в своём поведении. Это становится возможным, если Дух Божий живёт в нем. Живет ли этот дух в господствующем классе? Очень большой вопрос…
9 из 10
9 февраля 2012