Мессидор
Messidor
6.8
7.3
1978, драма, криминал
Франция, Швейцария, 2 ч 3 мин
В ролях: Катрин Реторе, , , , Рене Бессон
и другие
Утомленная своей унылой городской жизнью, Жанна, молодая студентка-историк, решает оставить свои исследования и отдохнуть в деревне. Ловя попутку, она встречает Мари, девушку своего возраста, которая работает в магазине. После посещения отца в Лозанне, Мари возвращается домой к матери в сельскую часть Франции. У Жанны нет никаких особых идей и она просто следует за Мари. В последний момент, девушки меняют свои планы и решают совершить путешествие автостопом по Швейцарии. То, что начинается, как игра скоро становится испытанием, которое ни Жанна, ни Мари не в состоянии бросить. Когда у них кончаются деньги, они постепенно начинают совершать все более и более серьезные преступления. Только так они могут отстаивать свою свободу, которую, как им кажется, они приобрели...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Мессидор

английское название:

Messidor

год: 1978
страны:
Франция, Швейцария
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Ренато Берта
композитор:
монтаж:
жанры: драма, криминал
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 14 марта 1979 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 3 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, криминал

Видео к фильму «Мессидор», 1978

Видео: Вступительные титры (Мессидор, 1978) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Вступительные титры

Отзывы критиков о фильме «Мессидор», 1978

Поэтика пустоты.

Это road movie предстаёт перед нами в странном свете, как будто точки прицела, кульминации и развязки здесь вовсе не существует, а замысел всего произведения — показать отсутствие жизненного контекста главных персонажей. Бесцельное похождение двух странных и некрасивых девчонок становится картиной, рисующей пустоту и одинаковость окружающего мира.

Героини лавируют «на грани невозвращения», стремятся туда, где обратной дороги уже нет. Само их движение исходит от невозможности остановиться и найти своё место в мире. А самое страшное судя по их диалогам — это бесцельная жизнь, в которой всё одинаково. Девушки решают странствовать автостопом и шутливо называют своё путешествие игрой со временем и пустым пространством.

В большинстве моментов неопрятный реализм повествования отталкивает от утончённого замысла режиссёра и обращает внимание зрителя на двух несуразных и не блещущих интеллектом барышень, убегающих скорее от глупости, нежели от ума. Тем не менее сам Ален Таннер, очевидно, испытывает симпатию и близость к своим персонажам. Потерянные среди монотонного шума машин, они внутренне изолированы от внешнего мира, жителям которого они завидуют, но также и презирают их. Страдая от голода и изматывающей дороги, они начинают видеть мир отчётливей и осознавать, что нормальность, присущая людям — это странное проклятье, делающее всех их рабами привычек и чинов.

Ален Таннер комментировал картину следующим образом: ««Чернота» — это действительно ощущение, которое соответствует социально-экономическим отношениям в обществе. Уже название «Мессидор» — месяц жатвы во французском революционном календаре — заложены невеселые ассоциации. Пустота — вот что присутствует постоянно, и героини ее явственно ощущают».

Любопытно наблюдать здесь знакомые метафорические образы. Режиссёр намеренно показывает в конце картины образ реки, что можно трактовать по-разному. Но ярко вспоминается роман Гессе «Сиддхартха», где река ассоциируется с душевной пустотой, мимолетностью жизни человека. Такие молодые, но уже уставшие от жизни, героини фильма «Мессидор» видят весь ужас своего нынешнего бытия.

6 из 10

22 марта 2017

Бег как иллюзия свободы

Швейцария с высоты птичьего полета: ровные зеленые квадратики полей, горы в беленьких «кроличьих» шапках и, наконец, дорога, точнее дороги; они вьются, изгибаются, пересекаются, предвосхищая сложный путь героев фильма.

Движение везде, движение повсюду: поезда, машины едут неизвестно куда, люди спешат неизвестно зачем, самолеты движутся навстречу своей гибели, но никто не способен прервать этот бег — и Жанна будучи не в силах сдержать импульс, поддавшись общей тенденции, вырывается из тесной кубической структуры городского жилища на волю.

Мари — экземпляр более закрытый, интровертный — она не раскроет свой секрет, что именно удерживает её от возвращения в родные пенаты, но факт остается фактом — она тоже бежит. Пространственно-временные координаты их жизненных линей сойдутся в некой точке А, на заднем сидении попутной машины, остановленной поднятием руки на трассе.

Коротко стриженая Жанна в больших круглых очках, одетая в длинный полосатый кардиган максимально экспрессивна, а её попутчица, напротив, благодаря неприметной внешности, — готова слиться с фоном. Инь и ян, городская и деревенская, студентка и продавщица «иголок, сыра и газонокосилок», Талия и Клио, шутливо названные Жанной, — их различия скоро становятся несущественными, образуя единый и неделимый гештальт.

Что ищут «сестренки волею судеб» и что находят? Достаточно ли отделаться банальной фразой про приключения на заднюю выпуклость тела. На их долю выпало немало, как и следовало ожидать, но авантюристки от рождения не из тех, что сдаются. Они не намерены всю дорогу выслушивать какого-то старого козла, брызжущего слюной и критикующего современную молодежь, только лишь потому, что он согласился их подвезти.

Их личный этический ценз не совпадает с точкой зрения большинства. По их мнению, они «только украли колбасу», а остальные проступки вряд ли можно считать плохими. Но социум жестко ополчился против беглянок, расставив капканы на каждом шагу — будто бы, и ловить больше некого, и преступниц нет посерьезней.

Чувствуя природную отчужденность от людей, девушки находят единственный путь к свободе — перемещение в пространстве по произвольной траектории. Однако достичь полного обособления от общества не удается, и крик Мари: «я хочу жрать, сука» звучит как манифест, возвещающий о крушении планов.

Их жизненная позиция не цепляет, но встать на сторону их обидчиков тоже невозможно — так режиссер достигает задуманного эффекта эмоциональной невовлечённости зрителя. Скучноватое течение фильма почти не интригует, не имеет значения даже, выстрелит или нет украденный девчонками пистолет, появившийся в начале, согласно канонам чеховской драматургии.

Картина повествует об осознании изоляции как всеобщего закона в том возрасте и состоянии, когда еще нет якорей, тянущих к реальности. Мой персональный итог — спасительные титры, позволяющие прервать двухчасовые размышления над экзистенциальными проблемами.

7 из 10

5 октября 2012

Хороший фильм. Кино о состоянии нарастающего безвременья и отрыва от реальности.

Фильм чем то похож на более поздний фильм Таннера «В белом городе», а тот в свою очередь похож атмосферой на фильмы Антонионии, где герои как-бы выпадают из реальной жизни, и уходят в созерцание окружающего мира. Они устали от обыденности и социума, они и в нём и при этом как-бы сами по себе. Ни на что не претендуют и ни чего не хотят. Просто неспешно перемещаются в пространстве, совершают простые действия и получают от этого удовлетворение.

Так же эта поведенческая линия прослеживается в фильмах Вима Вендерса такими как «Алиса в Городах», «Ложные движения» или «С течением времени».

23 июля 2009

Драма Мессидор появился на телеэкранах в далеком 1978 году, его режиссером является Ален Таннер. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Катрин Реторе, Franziskus Abgottspon, Gérald Battiaz, Hansjörg Betschart, Рене Бессон, Юрген Брюггер, Walter Doppler, Michel Fidanza, Клод Флёри, Бит Фах, Arthur Grosjean, Max Heinzelmann, Ганс-Ульрих Индермаур, Георг Янетт, Бит Нолл.

Производство стран Франция и Швейцария. Мессидор — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.