| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.3 |
IMDb
|
5.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Короли и капуста |
| год: | 1978 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Николай Рашеев |
| сценаристы: | Леван Челидзе, О. Генри |
| видеооператор: | Феликс Гилевич |
| композитор: | Владимир Дашкевич |
| художники: | Роман Адамович, Валерий Бояхчян |
| жанр: | комедия |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
29 сентября 1979 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
2 ч 25 мин |
Фильм «Короли и капуста» — удивительный пример того, как малобюджетное кино способно тронуть зрителя глубже, чем дорогие постановки с претензией на масштаб. Как и в изобразительном искусстве нельзя противопоставлять одноцветную графику и полноцветную живопись, так и здесь — ценность картины вовсе не в производственном бюджете, а в том эмоциональном заряде, который она несёт.
С первых минут фильм погружает нас в атмосферу ленивого, жаркого латиноамериканского городка, где под пальмами зреют не только бананы, но и политические интриги. И пусть декорации скромны, а свет поставлен порой грубо, именно эта простота помогает лучше почувствовать нервную ткань происходящего. Здесь всё работает на ощущение подлинности: жара, пыль, потёртые лица — ироничные, усталые, живые.
Особое внимание стоит уделить актёрской игре. Она не театральна, не преувеличена, а камерна и искренняя. Герои не столько играют, сколько живут в кадре — как персонажи рассказов О. Генри, на произведениях которого и основан сценарий. И в этом, пожалуй, главное достоинство фильма — он действительно передаёт дух автора: лёгкая ирония, добродушный цинизм, мягкий абсурд, неожиданные повороты и человечность даже в мелких аферах.
Музыкальное оформление — отдельная радость. Лаконичные, но точно подобранные мотивы подчёркивают настроение сцен, не вытесняя драму, а подчеркивая её тонким акцентом.
Фильм ценен ещё и тем, что его хочется пересматривать — как хорошую книгу, к которой возвращаешься не ради сюжета, а ради атмосферы, интонаций, мелочей. А для зрителей постарше это ещё и тёплое возвращение в ту эпоху, когда трава была зеленее, вода — мокрее, пальмы — выше, а любимые актёры — молоды. Время, в котором жилось, может, не проще, но с другим ритмом, другим светом, другим кино.
Итог: «Короли и капуста» — это тихий шедевр, сделанный с любовью, вкусом и уважением к первоисточнику. Эмоционально насыщенный, человечный и небанальный фильм, которому не нужен блеск — достаточно правды и чувства.
28 июля 2025
На волне поднявшегося у меня интереса к творчеству О`Генри я просмотрела несколько экранизаций его произведений. От «Треста, который лопнул» я пришла в восхищение: на протяжении всего фильма удерживалась добрая ирония О`Генри, подаваемая к тому же героями, вызывающими симпатию (спасибо актёрам), — на фоне чего даже изменения сюжета смотрелись легко и приятно.
Вторая же экранизация — «Короли и капуста» — так однозначно не воспринялась. Вначале я начала испытывать недоверие от несхожести киношного и книжного сюжетов, затем мысленно приготовилась занести её в нелюбимые фильмы, и неизвестно, чем бы всё кончилось, если бы часть первой серии и вся вторая не развеяли мои агрессивные сомнения.
Прежде чем начать рассуждать о фильме, напишу о главных героях, которых, увы, будет мало — по количеству знакомых мне актёров.
Валентин Гафт — Фрэнк Гудвин представлялся мне несколько иначе, но его образ в исполнении Гафта мне нравится. Воображаемый Гудвин не числился в тех, кому я сочувствовала, а вот его воплощение Валентином Гафтом смыло непривлекательные черты и добавило обаяния и душевности. Вообще же, как мне кажется, киношному Гудвину неуютно в Анчурии; в ковбойском Техасе или суровой Канаде он чувствовал бы себя вольготнее, чем среди бананов и моря, в ленивой от облекающей жары стране.
Армен Джигарханян — честно говоря, хочется воскликнуть: «Ну наконец-то он добрый!» — ибо Джигарханяна большей частью я видела в ролях Овечкина, Горбатого и других злодеев. Билли Кьоу в моём воображении разительно отличался от показанного образа, но, если их сравнивать, ни один не проигрывает другому. Билли Джигарханяна немолод, опытен, и возникает ощущение, что ему, авантюристу по натуре (таким он представляется мне), скучно в сонном, нагретом солнцем царстве, где некого обвести вокруг пальца, а все с лихостью провёрнутые дела ограничиваются посевом репейников для создания спроса на обувь.
Николай Караченцов — его Дикки Малони почти совпал с представленным мною образом, расхождения были только во внешности. Рыжий разбойник — вот он! И рыжий (я никогда не видела Караченцова столь светловолосым), и разбойник — уж этого у Николая Петровича не отнимешь (в хорошем, разумеется, смысле). Немного разочаровало, что сцену избрания его президентом сделали не такой эффектной, как в книге. Было бы любопытно взглянуть, как он выбирается из толпы, вспрыгивает на трибуну… и на глазах у всех, в том числе и зрителей, становится черноволосым. Нет, на это стоило бы посмотреть:)
P. S. И, конечно, раз в фильме снимается Николай Караченцов, то песни и драки гарантированы:) (Ни в коем случае не хочу никого обижать:))
Кахи Кавсадзе — по-моему, он играл Сабаса; я видела Кавсадзе только в роли Чёрного Абдуллы, а Сабас настолько не похож на него, что я могу ошибаться. Сабас — единственный персонаж, вызвавший у меня отторжение. В чём оно заключается, я сказать не могу, но, пожалуй, лишь он один был живее и ярче в книге, чем в фильме.
Таковы, по моему мнению, действующие лица; перейдём к самому фильму. Он интересен, красив и не лишён смысла. Конечно, возникают вопросы: зачем выкинули большую часть повествования, почему Дикки не нашёл Пасу, с какой целью объединили в одно целое Блайта и доктора Грэгга. Плавным образом главными героями становятся Фрэнк Гудвин и Билли Кьоу, сработавшиеся между собой и создающие гармоничный дуэт. Всё действие происходит лишь в Анчурии, многие образы убраны, сюжет переработан, а от О`Генри остались только имена. Но всё же фильм не слаб. Как экранизация романа — неточен, упрощён, как самостоятельное произведение — весьма хорош. В нём присутствуют красивые, сильные сцены, интересные характеры, ирония и то самое ощущение минутной возбуждённости, какое описал О`Генри. Президенты приходят и уходят, народ жаждет зрелищ, но такого мощного и неожиданного поворота событий, произошедших во время выбора очередного правителя, уже не будет в сонной, расплавленной солнцем республике, омываемой шумом моря и шелестом пальмовых листьев.
29 июня 2017
Дорогие друзья!
Если же вы совсем не знаете, каким образом испортить следует себе 8-го марта киновечер, то можете смело обращаться по адресу — ко мне!
Оказывается, и в советском любимом кинопроме бывали и прорехи(а), и провал()ы. И если недолго углубляться в детали, то, конечно же, я об этом фильме, снятом на основе сатирической повести легендарного О. Генри, но снятом безобразно, без души, и без грузинской совести. Снятом не пойми кем и, судя по всему, по разнарядке советского времени.
Безусловно, не могу в очередной раз не возгордиться тем фактом, что немало советских кинофильмов, несмотря на явные противоречия в мировой политике, было снято на основе американских литературных произведений. Этих фильмов действительно немало, а литературные источники, по которым эти фильмы и создавались, не всегда были известны и популярны в нашем народе — тем самым, на лицо уважение к американской литературной культуре и классикам мировой литературы, к коим и причисляется, вне всяких сомнений, мой любимый и неповторимый писатель О. Генри.
О. Генри я действительно люблю. Замечательный автор юмористических новелл и повестей не может не тронуть душу хотя бы своим чувством юмора, которое… на мой взгляд уже доказало свою вечность, простоту и непревзойденность. Но помимо великолепного чувства смешить и писательского дара, О. Генри проносил сквозь свои произведения и политические мысли, завуалированные намеки своего отношения к тем или иным политическим событиям и действиям политиков. И пускай, этот великий писатель прожил не столь долгую жизнь, как хотелось бы, но он смог оставить нам свое бессмертное наследие замечательных произведений, среди которых не затерялась и повесть «Короли и капуста», как раз таки о юморе и о политике, так любезно экранизированная советскими кинематографистами… но так ужаснО!
.. Сомнения продвигаются к области мысли — буквально сразу. Благо, наличие в списке участников фильма таких уважаемых и известных актеров как Джигарханян, Гафт и Караченцев, вынуждает ждать чего-то более стоящего ещё хоть немного. И вот… Я ждал…
.. Полчаса ждал… Час ждал. Серию первую ждал… Вторую, с горем пополам. Увы, не дождался!!!
Если это была комедия — то почему мне не смешно??! Если это была драма — то это явно не драма в широком смысле этого слова. Песни отвратительны. Актеры незнакомы и противны. Осветители на площадке — им сколько налили за воротник??!! Музыка — наводящая воспоминания на фельетоны «Самогонщики» и «Пёс Барбос…» — я пожалел, что имею слух в принципе. Джигарханян неприятен, персонаж Гафта в костюме крутого ковбоя — на выходе слюнтяй, Караченцева нещадно мало, да и появляется он не сразу, да и феерит лишь сначала.
Дальше.
Я до этого читал О. Генри и именно «Короли и капуста». Это «просто небо и земля»!
Я прекрасно понимаю, что литературный оригинал почти всегда гораздо лучше и полнее своей экранизации, но ещё никогда я не видел экранизацию известного произведения классики мировой литературы настолько ужасной… Да, я прекрасно понимаю, что бюджет был явно не голливудского размаха, но ведь почти все советские известные фильмы и создавались за не самые большие деньги, но это было действительно искусство! А что же было это… Уж лучше промолчать…
Я не увидел глубины персонажей. Всё довольно поверхностно и тускло. Словно пытались упомянуть все знаковые моменты и знаковых героев из книги, но получилось всё впопыхах, несуразно и не едино. Никакого ощущения красоты и глубины искусства. Более того, нет никакого ощущения симпатии или же антипатии к любым героям фильма, да и откуда ей взяться, когда просто не понятно кто есть кто и зачем он есть.
Весь фильм, терзая свою память и вглядываясь в фильм, я пытался сложить в единую мозаику увиденное и то, что вспоминал из книги. Получилось — увы, не всё. Да и откуда могло получиться, когда нет никакого понимания о том, что происходит, зачем и куда. И лишь редкие моменты озарения вынуждали меня вспоминать о прочитанных доселе башмаках, убийстве губернатора, разбросанном репейнике и адмирале Анджурского государства. И к сожалению, это были словно скетчи из «Самого лучшего фильма».
Этот фильм — мало кому известен. А известен он Мне лишь потому, что никогда не взираю на кинорейтинги, и уж очень хотелось взглянуть на экранизацию любимой повести О. Генри. К тому же советской. В итоге — потерянные в бездну почти что 2 часа из ограниченной жизни…
3 из 10
P.S. Вот, говорят, что книга — лучший подарок… так вот с теми, кто так говорит — лучше не спорьте. Они говорят правду.
И как бы порой не была изредка прекрасна экранизация книги, всё равно она уступит своему первоисточнику, потому как красота — уникальна и неповторима. Как и шедевры. Они тоже — уникальны… и неповторимы!!!
9 марта 2017
Не знаю было ли такое понятие в советском кино, как малобюджетный фильм? С колокольни сегодняшних дней картина «К и К» является классическим примером.
Доказательством этому служат следующие факты:
1. Фильм «выезжает» на именах. Кстати и я решил посмотреть его только из-за Джигарханяна, Гафта и Караченцова. Остальные, может только за исключением Кавсадзе, актеры «второкурсники».
2. Все планы моря сняты на пятачке 10 на 10 метров. Весь город — это три — четыре площадки. И минимум декораций и костюмов. Корабль тому доказательство.
3. Отсутствие озвучки. Фильме пестрит национальностями. Здесь и русские и армяне и грузины и даже одна литовка. Все они приспокойненько говорят и даже поют своими родными голосами со своими родными акцентами, что немного мешает восприятию действия происходящего где-то на острове карибского бассейна.
Список можно продолжать.
При этом фильм растянут на 2 серии общей продолжительностью более двух часов.
В общем скучная, затянутая, проходная, непонятная по жанру и содержанию картина, которую не вытягивают даже звезды сов. кинематографа.
7 июля 2011