Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
А у нас была тишина... |
год: | 1978 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Шамшурин |
сценарий: | Борис Шустров |
видеооператор: | Игорь Мельников |
композитор: | Евгений Птичкин |
художники: | Вадим Кислых, Ирина Шляпникова |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 февраля 1978 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
Героизм тыла очень тяжело передать на экране - ведь он состоял из каждодневной 'обычной' работы у станка, у швейной машинки, у школьной доски, да и просто в быту.. Авторы правильно выбрали язык повествования - крупные мазки эмоциональных моментов в выборке из группы основных представителей, выдержавших на своих плечах бремя тыла - женщин - матерей, жён, сестер бойцов сражавшихся в это время на фронтах ВОВ. И как великолепное оправдание таким избранным впечатлениям - повествование ведётся от имени ребёнка, чья память как раз и сохраняет такие эмоциональные моменты - получение, писем, похоронок, приезд гостей, драки, бегство брата на фронт и т.д.
Хорошо кинематографически показаны различные моменты - вскользь, но добавляя красок в повествование - так вспыхивающие воспоминания героини Драпеко только в конце получат реализацию - пояснение, вероятно для самых непонятливых зрителей, что тоже правильно. Ещё есть крохотный эпизод со встречей мобилизованных после войны - женщина с младенцем на руках и офицер проходящий мимо, лишь на мгновение приостановившийся перед ними, на фоне целующихся и обнимающихся людей, встретивших живыми своих родных после долгой и страшной разлуки. Но есть и противоположная сторона - счастливая - уравновешивающая эти горькие истории - это и соединение с фронтовой любовью и возвращение отца к жене и шести детишкам, а не к ВПЖ. В полутора-часовом фильме - весь спектр взаимоотношений - и не только это - поэтому сюжет динамичный, смотрится нескучно.
Конечно, всё равно, проигрывая голливудчине, да и отечественным теле сериалам в зрелищности и умении надавить на эмоциональность. Но выход есть - он давно реализован в той же Северной Америке - объединение схожих по тематике фильмов в некое подобие сериала и показ их под этой рубрикой по тв или продажа двд. Тогда совокупный эффект от разных фильмов сможет конкурировать с сегодняшней тв продукцией. Только чётче надо градировать рамки 'сериалов', чтобы не попадали 'Морозко' и космические пираты в один раздел - как было 'у них'. К примеру - не смешивать быт на оккупированных и не оккупированных территориях, блокадные фильмы - в отдельный раздел, послевоенные - также. Без размытия рамок - эффект усилиться.
Каждый фильм о жизни гражданских в ВОВ несёт свою крупицу жизненной правды, очень сложную полностью показать в формате времени 'большого' фильма и с выборкой персонажей доступной для сюжета. Иначе будет нереальное количество происходящего на экране с героями или скачки с обрывом сюжетных линий от истории к истории, не связанные сюжетно. К тому же все попытки ныне воспроизвести в кино подобное натолкнутся на полное не понимание происходившего из-за отдалённости по времени и полностью поменявшейся общественной парадигмы. Может не надо ничего придумывать нового? Может надо бережнее отнестись к имеющимся высказываниям людей живших тогда и чувствовавших по иному? Да и просто отнестись к своему культурному наследию бережнее? Это не значит красиво уложить на полки - нет. Это значит сделать доступно понятным для новых поколений. Включить в общественное сознание, возможно потеснив человека-паука и других.
6 из 10
8 июня 2023
Неизвестно что тяжелее воевать или ждать дорогого человека с войны? Все валится из рук, ночами не спишь, а днем нужно работать на него и за себя. А если в твоей семье несколько солдат, то сердце одинаково болит за каждого. А какой он придет с войны, да и придет ли вообще, а если и придет, то к кому?
О несчастной доле солдатки говорили еще до нашей эры. Вадим Шамшурин предлагает свою версию. В северной деревушки бабы ждут вестей от своих близких с фронта. Каждая похоронка воспринимается как своя, чужого горя, как и чужой радости не бывает, идет священная война и этим все сказано. Сюжета, как такового в фильме нет, мы видим различные человеческие судьбы: кто-то герой, кто-то трус, кто-то счастлив, а у кого-то война навсегда это счастье отняла. Казалось бы развернуться на такой теме можно во всю мощь, но получилась вымученная тягомотина с хождениями туда-сюда. На фоне советских фильмов в войне той эпохи более, чем слабо.
4 из 10
11 июня 2012