Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Железный префект |
английское название: |
Il prefetto di ferro |
год: | 1977 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Паскуале Скуитьери |
сценаристы: | Arrigo Petacco, Паскуале Скуитьери, Уго Пирро |
продюсер: | Джанни Хект Лукари |
видеооператор: | Сильвано Ипполити |
композитор: | Эннио Морриконе |
художники: | Джанкарло Бартолини Салимбени, Сисси Парравичини |
монтаж: | Руджеро Мастроянни |
жанры: | триллер, драма, криминал, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 сентября 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Уже сам факт того, что Скуитьери взялся за биографию столь неоднозначного деятеля, как Чезаре Мори заслуживает уважения. Что такое Италия 70-х? Преступность и мощное неофашистское лобби. А тут перед нами живая история о том, как назначенный Муссолини борец с преступностью устроил настоящую расправу над мафией.
Только вот Скуитьери изображает Чезаре весьма вдохновенно. Мужественный герой, несгибаемый Джулиано Джемма выходит один на один против преступников и не прочь даже сойтись с ними в дуэли. Как романтично?! Однако забываются многие свидетельства современников о том, что Чезаре Мори был известен пытками, брал в заложники детей и женщин - родственников преступников, вызывал на суд чести один на один, а потом отказывался и вызывал карабинеров. Правда ли это?
Скуитьери решает даже не отвечать на этот вопрос. Режиссер мог упомянуть об эти фактах, дать им оценку. Может это по его мнению и вовсе грязные слухи. Вполне возможно. Но режиссер не стал этого делать.
Он просто рисует романтическую картинку борца с преступностью, который при этом сотрудничал с Муссолини. Джулиано Джемма в этом фильме этакий одинокий волк, аскетичный и противоречивый борец с преступностью по прозвищу ferro e fucci. Как много пафоса во взаимном римском приветствии главного героя и Муссолини. Режиссер будто очарован тем, что в этой ленте героем является убежденный фашист.
Сам фильм поэтому скатывается к стилистической зарисовке, ретроспекции одной выигранной у преступников войны. Скуитьери на этот раз даже и не стремился сделать увлекательное кино. Он выхватывал моменты и оживлял мгновения.
Несколько слов нужно сказать и об исполнении главной роли. Джулиано Джемма - актер без сомнения большого таланта. Но в этой роли он статичен. Другое дело, что его статичность весьма точно вписывается в созданный им образ Чезаре Мори. Но при этом портрет все равно выходит плоским. Нет объемности, деталей, подробностей. По итогам ленты сам по себе Мори как человек, так и остается загадкой. Чем он руководствовался? К чему стремился? В какие идеалы верил?
6 из 10
26 сентября 2023
«Свинцовые семидесятые» в Италии — разгул уличного насилия, ультраправого и ультралевого терроризма, деятельности организованных преступных группировок. В это время на экраны выходит фильм Паскуале Скуитьери о Черазе Мори, человеке, который, будучи префектом Палермо, «железом и огнем» («ferro e fucci») боролся с сицилийской мафией в 1920-е года. За что и получил прозвище «Железный префект» («Prefetto di Ferro»).
Муссолини поручил Мори искоренять мафию любыми способами, и этот карт-бланш стал главным оружием префекта. В фильме ярко показан эпизод настоящей военной осады горного селения Ганджи, где укрались мафиози. Возможно, именно так, по принципу «цель оправдывает средства» и можно было положить конец «Свинцовым семидесятым»?
Настоящий Чезаре Мори был уверен, что оружием и осадами проблему не решить: « Эти люди еще не поняли, что разбойники и мафия это две разные вещи. Мы ударили по первым, кто, несомненно, является самым заметным аспектом сицилийской преступности, но не самым опасным. Истинным смертельным ударом по мафии будет, когда мы будем в состоянии сделать облавы не только среди зарослей опунции, но в префектурах, полиции, особняках работодателей, и почему нет, в некоторых министерствах». Но как только префект это понял, его перевели в Рим с повышением, лишив возможности продолжать борьбу.
А что же простой народ? В фильме его символизирует Клаудия Кардинал. Ее прекрасные, глубокие, полные боли глаза — и есть Сицилия того времени! Она не верит ни государству, ни местным донам, ведь ни те, ни эти на самом деле не делают ее сыновей счастливее.
7 из 10
1 апреля 2018
До недавнего времени я не знал, что существует фильм о решении мафиозного вопроса на Сицилии времен Муссолини. Данное мероприятие широко рекламируется, правда без особых подробностей, как доказательство эффективности тоталитарной системы в деле борьбы с организованной преступностью.
Но, не все так однозначно, что и показывает данная картина, основанная на подлинных фактах жизнедеятельности Чезаре Мори, «железного префекта» Сицилии в 1926—29 годах.
Здесь не любят выходцев с севера, называя всех их скопом «пьемонтцами». Ведь они олицетворяют диктат государства, которое здесь и своим-то особо никто не считает. Сицилийцам не то чтобы Рим, даже свой Палермо не указ. Здесь рулят жестокие обычаи, отсталость и нищета отсталого аграрного региона. Всем этим в полной мере пользуются местные доны, наряду с помещиками и духовенством. Они и есть настоящие хозяева острова, а Италия лишь номинально контролирует крупные города, да и те не полностью.
Именно сюда прибывает новый префект Чезаре Мори (отличная роль Джулиано Джемма), наделенный особыми полномочиями и подотчетный лишь министру внутренних дел. За этим всегда как с иголочки одетым синьором в пенсне стоит бетонная репутация человека готового идти до конца, несмотря на ни на какие сословные, имущественные или партийные барьеры. Друзья и враги с равным удивлением пересказывают результаты его прежней деятельности в Болонье, где и за решетку отправили даже членов правящей фашистской партии.
На «пьемонтца» не действуют ни попытки «проявить уважение» в виде услуги по задержке поезда, когда он запаздывает со встречи с секретными информаторами, ни предупреждения в виде убитых вместе с семьями свидетелей. Это лишь приводит Мори в холодную (по итальянским мерам) ярость и вызывает ответное еще более жесткое противодействие.
Безупречно одетый щеголь ни чурается сам взять в руки охотничье ружье и первым шагом на своем посту устроить дуэль с местным авторитетом у него в деревне. Убедив местных крестьян, в том что «пьемонтец» не только языком молоть может, префект начинает планомерное наступление по всем направлениям.
Все усилия направлены именно на торжество закона пусть и в его формальной части. Мори не нужны мертвые мафиозо, зачем делать их мучениками в глазах местных. Нет, в первую очередь арест и дефилирование с наручниками пред всем честным народом. Именно это заставит поверить в силу закона.
В суде оправдали группу убийц за отсутствием доказательств, так как на Сицилии уже двадцать лет как никто из свидетелей не осмеливался выступить с показаниями — Мори тут, же наплевав на процессуальную часть, под угрозой шантажа заставляет прокурора написать обжалование и посадить бандитов обратно в кутузку. Затем, видимо также подействовав на судью, устраивает всей компании пожизненное заключение, попутно сдержав обещание, что горячие парни не забудут свою грубость в его адрес.
Пастухи подозреваются в информировании банд — арестовать всех пасущих стада в зоне поисков преступников и без предъявления обвинений отправить в тюрьму.
Городок Ганжа, расположенный в труднодоступной местности, является штабом нескольких банд, активно поддерживаемых населением — проводится настоящая военная операция по блокаде с привлечением крупных сил карабинеров. После отказа сдаться перекрывается водоснабжение, несмотря на то, что из-за этого пострадают в первую очередь женщины и дети. Это возмущает даже самых верных соратников Мори, но тот неумолим — нет ничего превыше закона. И это срабатывает: отчаявшиеся женщины вынуждают местного дона сдаться, а мэр городка под угрозой ареста выдает схему подземных укрытий бандитов, которых выкуривают оттуда дымом и выковыривают кирками и винтовками.
Данная тактика дает свои плоды, начинаются нормальные суды, где поверившие в закон забитые крестьяне начинают смело давать показания против местных мафиозо, еще вчера бывших неприкасаемыми.
Газеты трубят о триумфе фашистского правосудия, Европа и Америка открыто завидуют такой эффективности. Казалось вот он успех, которого никто и никогда здесь раньше и не мечтал добиться. Но, Чезаре Мори продолжает копать, понимая, что это лишь верхушка айсберга, удобная среда, где мафия лишь подручное средство у местных помещиков и духовенства ведущих крупные земельные спекуляции и имеющих связи на самом верху.
Более того система распилов и откатов как раз самое нужное для «крепкого государства» и «верных партийцев». А «мавр» Мори сделал свое дело и ему лучше уйти по хорошему, а то на Сицилии ведь всякое случается…
9 из 10
15 ноября 2014
«Железный префект» (Il prefetto di ferro), так называется итальянский фильм 1977 года выпуска с великолепными Джулиано Джеммой и Клаудией Кардинале.
данная картина повествует о том, как в середине 1920-х годов итальянское правительство решило-таки навести порядок на Сицилии, где царило насилие и мафия практически открыто правила островом.
Джемма играет реально существовавшего человека, префекта Мори, который от само дуче получил полный карт-бланш на приведение острова к закону.
Мори был фанатиком (в хорошем смысле этого слова) закона, к тому времени он уже успел прославиться как беспощадный его служитель, добившийся немалых успехов на ниве борьбы с бандитизмом. что любопытно, Мори не был фашистом, и даже одно время выступал против них (интересно, аналогия с Мюллером не будет ли слишком натянутой?). Мори приехал в Палермо и смог-таки нанести по мафии сильнейший удар. Для разгрома мафиозо ему пришлось привлечь к делу армию и порою действовать, как сейчас иногда выражаются, неконвенционально. Однако зараза была так страшна, что бороться с ней пришлось безо всякого лишнего гуманизма. и мафия понесла тяжкие потери. кто ж знал, что её реванш наступит уже в 1943, когда вместе с высадившимися американскими морпехами на остров прибыло немало американских мафиозо итальянского происхождения. Они помогли союзникам взять Сицилию под контроль, ну а после войны мафия фактически снова господствовала на острове несколько десятилетий. До прихода Фальконе…
Но вернёмся же к кино. Актёрские работы что Кардинале, что Джеммы вполне на высоком уровне. саундтрек неплохой. В общем и целом, вполне достойная историческая драма среднего уровня. неглупое и, увы, даже немного актуальное кино.
ну а ещё этот фильм — хороший повод перечитать самый антимафиозный, пожалуй, роман «певца мафии» Марио Пьюзо — «Сицилиец».
хороший фильм.
7 из 10
11 ноября 2014