Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Колыбельная для убийцы |
английское название: |
Akuma no temari-uta |
год: | 1977 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Кон Итикава |
сценаристы: | Кон Итикава, Сэиси Ёкомидзо |
продюсеры: | Кон Итикава, Осаму Танака |
видеооператор: | Киёси Хасэгава |
композитор: | Кунихико Мураи |
художник: | Синобу Мураки |
монтаж: | Нобуо Огава, Тидзуко Осада |
жанры: | драма, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 апреля 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 24 мин |
«Колыбельная для убийцы» (или, в более правильном переводе, «Дьявольская считалочка») может считаться примером классического детектива, который, несмотря на солидный возраст (картина была снята в 1977 г.), сохраняет актуальность и даже может похвастаться некоторыми современными «трендами», такими, как стилистика сельской готики, проблема положения женщины в обществе, расследование преступлений далекого прошлого, элементы мистики и эстетизация насилия.
Сразу стоит оговориться, что «Колыбельная для убийцы» — это вторая часть пенталогии режиссера Кона Итикавы о частном детективе Коске Киндаити, снятой по послевоенным романам Сэйси Ёкомидзо. Книжный первоисточник — а также стремление автора следовать традициям лучших западных детективов — ощущается достаточно сильно.
Во-первых, фильм можно отнести, с некоторыми оговорками, к формату «герметичного» детектива (любимого жанра Агаты Кристи). Действие происходит в отделенной деревне, распложенной, к слову сказать, около местного аналога Гримпенской трясины — Болота Дьявола. Во-вторых, персонажи наследуют героям Конан Дойла и Агаты Кристи. Так, имеется гениальный, но не от мира сего, детектив (Коскэ Киндаити), его благородный и эмоциональный верный друг (инспектор Исокава), недалекий и высокомерный инспектор, презирающий главного героя (инспектор Татибана), и пр. В-третьих, в фильме разворачивается характерный для детективов начала XX века конфликт между мистическим и рациональным.
Тем не менее, непривычный японский сеттинг, внимание к деталям и множество продуманных второстепенных героев привносят свежесть в классическую модель.
Стоит теперь поподробнее описать сильные и слабые стороны ленты.
К очевидным плюсам можно отнести отличную режиссерскую и операторскую работы. Ощущается, что фильм снят с любовью, и следить, например, за поездкой героев по склону холма на велосипеде — большое удовольствие. Все детали подобраны очень тщательно, а мрачная картинка и игра полутонов успешно справляются с созданием атмосферы саспенса. Также приятно удивила — особенно в контексте весьма специфической японской актерской школы — игра актеров. Несмотря на значительное количество главных и второстепенных персонажей и хитросплетений связей между ними, благодаря актерской игре, грамотно прописанным диалогам и работе художника по костюмам, в них при просмотре не путаешься. Сложносочиненность в принципе играет картине на руку, поскольку на фоне детективной истории (или, вернее сказать, двух детективных историй), разворачивается сразу несколько второстепенных сюжетных линий, благодаря которым персонажи кажутся по-настоящему объемными. В «Колыбельной для убийцы» есть элементы мелодрамы, социальной драмы, хоррора и даже — немного — комедии. Кроме того, как уже было сказано выше, для западного зрителя отдельный интерес будет представлять бытописание послевоенной Японии.
К главному — и, возможно, единственному — минусу картины можно отнести сам детективный сюжет. Скорее всего, это связано с накопленным багажом знаний о современной поп-культуре, однако разгадать главную интригу искушенному зрителю не представляется сложным. Кроме того, не очень правдоподобно выглядит персонаж поющей считалочку бабушки, которая то ли является своеобразным комическим элементом, то ли пугающим воплощением неотвратимой судьбы. Тем не менее, в силу описанных выше сильных стороны картины, наблюдать за действиями героев и размышлять о мотивах предполагаемого убийцы достаточно увлекательно. Хронометраж (почти 2,5 часа) может отпугнуть, однако, большую часть фильма бодрый монтаж держит зрителя в напряжении. Тем не менее, первые и последние 15 минут сняты в неожиданно неторопливой манере, и, если начало можно объяснить форматом «пролога», то от финальных сцен ожидаешь большего действия и меньшей драмы.
Выводы:
Данная картина является достойным просмотра классическим детективом, снятым в экзотических декорациях сельской Японии 1950—60-ых.
Фильм не стоит смотреть любителям «крутых» и экшен-детективов или тем, кто ожидает поломать голову над действительно сложной загадкой.
Фильм обязателен к просмотру любителям классических детективов начала прошлого века, а также всем, кто любит и интересуется японской культурой и эстетикой.
16 января 2021