Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Беда |
год: | 1977 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Динара Асанова |
сценарий: | Израиль Меттер |
видеооператоры: | Анатолий Лапшов, Николай Строганов |
композитор: | Евгений Крылатов |
художники: | Евгений Гуков, Н. Холмова |
монтаж: | Тамара Липартия |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 марта 1978 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
О вреде алкоголизма сказано так много, что вряд ли можно что-то ещё добавить. Вот и фильм 'Беда' показывает, какая это... беда.
Главный герой, отлично сыгранный Алексеем Петренко, большую часть экранного времени пребывает в нетрезвом состоянии. Осложняется всё тем, что он зачастую не помнит, что творит в состоянии опьянения. От его беспробудного пьянства страдают родные люди. Картина ясная, знакомая многим.
Однако удивляет то, что показывая следствия проблемы, никто не пытается исследовать причину этого явления. Казалось бы, богатейшая тема для художника! Ведь проблема не единичная, а достаточно массовая. Значит и причины должны быть серьёзные, на общественном уровне. Но, увы, нет. В этом фильме тоже никакой попытки исследовать причины пьянства. Поэтому актёрам за игру высший балл, а авторам - троечка. Мелко.
12 февраля 2024
Алкоголь - это беда, причем настолько страшная, что способна буквальным образом разрушить жизнь человека, опустив его в беспросветный мрак вечного горя и непреходящего уныния. Талантливейший автор данного кинопроизведения - Динара Асанова - превосходно представил все грани ужаса, к которым приводит безудержное желание человека без устали упиваться горячительной жидкостью, иссушающей остатки его некогда здравого разума и трезвого рассудка.
Алексей Петренко феноменально вжился в образ 'непросыхающего' алкоголика, разрушающего своей многолетней пагубной привычкой не только собственную жизнь, но и судьбы самых близких людей - мамы и супруги. Две женщины страдают от пьяных выходок 'хозяина' домашнего очага, который то и дело, что выкинет ещё какую-нибудь проказу: то денег у соседей наклянчит на 'опохмел', то местные представители правопорядка в вытрезвитель его загребут, то квартиру погромит, то чего ещё похуже вытворит.
'Да когда же это всё прекратится?' - думает семья. Когда он уже напьётся вдоволь? Когда он уже возьмётся за ум? Надо лечиться! Но он же себя 'алкашом' не считает. Это же так, просто хобби, что называется, от нечего делать. Похоже, вариант остаётся один единственный - опуститься ниже плинтуса. Чтобы ошарашить свою буйную голову, главному герою нужно окунуться в прорубь до самого дна. Что, собственно, в процессе повествования с ним и происходит. Но опомнится ли он окончательно? Станет ли на путь выздоровления? Или всё, на самом деле, без толку?..
Эта, к сожалению, основательно забытая в настоящие дни кинолента поднимает до боли животрепещущую тему алкоголизма, раскрывая его влияние на деградацию личности. Сюжетные перипетии картины крайне тяжело воспринимать, так как становится поистине горько за то, что происходит на экране. И действительно, данный фильм невозможно смотреть со спокойным сердцем, не переживая до глубины души за судьбы его героев. Поразительный реализм демонстрируемых событий, которые, как кажется, имели место быть и имеют и поныне у немалого количества людей по всему миру, будоражит впечатлительных зрителей, которые по-настоящему неравнодушны к бедам других, до щемящей тоски в сердце, рождающей искренние слёзы на глазах.
Таким образом, 'Беда' - это яркий и, без сомнения, правдивый взгляд на проблему алкогольной зависимости, не теряющей своей актуальности в наше время, охватывающий весь спектр последствий этого губительного пристрастия как для самого болеющего, так и для его родных людей, безмерно страдающих от буйных выходок заядлого пьяницы. Печально, когда человек по собственному безволию попускает себе стать полнейшим ничтожеством, отяжеляющим жизнь тех, кто его действительно ценит и любит. И всё это из-за какой-то водки...
18 января 2023
Увидев в начальных кадрах фильма цитату из Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» крайне расстроилась, подумав, что это очередная агитационная картина по заказу правительства, содержащая в себе массу лозунгов и далекая от жизни. Но решила посмотреть хотя бы первые 10 мину. В итоге досмотрела до конца и очень впечатлена.
Динара Асанова сумела снять без тех самых лозунгов и нравоучительных кадров действительно реалистичную картину о человеке, который потерял себя и семью, не сумев справиться с алкоголизмом.
Люди подшофе часто бывают забавными, мы же улыбаемся, наблюдая каждый год, как Женя садится в самолет вместо друга и оказывается не в своей квартире. Здесь тоже есть «забавные» сцены. Которые не кажутся забавными только тем, кто с подобным сталкивался в реальности.
Алексей Петренко, исполнивший главную роль, крайне убедителен. Впрочем, как и во всех своих работах, я его очень люблю. Но здесь он вызывает ощущение «родного» человека.
Хороший фильм, не для расслабления, не для семейного вечера, а для просмотра наедине и готовности погрузиться в проблему и актерскую игру мастеров своего дела.
19 мая 2020
Слава — послевоенный ребенок. Отец погиб и мать сосредоточилась, или «посвятила себя», а, если по-честному, зациклилась на нем. И он ничего не может без нее. И даже живут они втроем, у них с женой не семья, семья у него только с мамой, быть мужчиной он не способен. И, так как мама все позволяла, он распустился, ещё до алкоголя. Можно разгромить квартиру, где спит маленький ребенок, и мама все равно простит. И поймет, и даже не поругает. И даже постирает белье другого заключенного.
И жена — это новая мама. С ней и говорит он, как маленький малыш. «Бутылочку унесла?» Она подыгрывает. Разгоняет его друзей, «пасет» взрослого сына. Даже тон её — как в разговоре с непослушным малышом, она сама не видит в нем мужчину, так как, скорее всего, и мама, и бабушка её мужей потеряли на войне и из мужского окружения знали лишь мужчин-детей, которые чрезмерно опекались матерями, потерявшем надежду иметь других детей, так как это без мужчины невозможно.
И вот такому взрослому ребенку нужно ходить на работу, вести «взрослую» жизнь, играть роль мужа. А он не знает, что такое быть мужем, коллегой, другом, нести ответственность, сопереживать. У него в душе на этом месте пустота. И вместе с распущенностью и обилием пьющих приятелей это приводит к тому, к чему это привело.
К сожалению, именно этого фильм не показал. Вообще, тема послевоенных лет и травмы поколений появилась совсем недавно. Поэтому в «Беде» неправильная перспектива. Потому и сюжета как бы на первый взгляд и нет, сюжета в смысле кульминации и развязки, в смысле развития каких-то значимых событий в жизни героя. Потому что эти события не показаны, о них нужно догадаться. Например, что герой воспитан послевоенным бременем отсутствия отца. Но вот в фильме «СЭР» эта кульминация есть: когда отец героя рассказывает ему о лагерном опыте своей матери и своем появлении на свет. И это сразу же объясняет весь предыдущий фильм, почему герой оказался на дне, почему его отец не смог или не мог стать полноценным членом общества. А в «Беде» этот важный момент упущен. Все смазано. Да, многие пили в то время, и история эта собирательная. И Петренко играет хорошо. Играет хорошо не пьяницу, а раненного в душе мальчика, который так и не вырос в мужчину. И его действительно жалко. И мать его развратила своей покорностью, тем, что сделала из него бога-страдальца. Она не дала ему шанса бороться. Она не отвергла его, чтобы отрезвить его и дать ему силы вернуться к жизни. Ведь она так одинока и она сделала своего сына пленником своей послевоенной святости.
Игра актеров просто потрясающая. На каждого из них просто хочется накричать через экран, чтобы они очнулись.
Хорошо, что приезд матери в тюрьму показан так подробно. Как и в «СЭРе», она рассказывает о героях больше, чем весь предыдущий фильм. Подробно показана мать, в её жалости к себе, и сыну. Жалость эту сын «заучил», и потому-то он сам ни на что не способен. Я не думаю, что герой вернется к жизни. Уедет мама, и он опять прилепится к лагерным дружкам.
20 июля 2017
«Я вновь повстречался с Надеждой — приятная встреча. Она проживает всё там же, но я был далече…»
Что и говорить, пьянство — это настоящий бич России… Совершенно справедливо, что снимать «заказную» ленту доверили женщине, успевший подарить зрителям прекрасные воспитательные картины: «Не болит голова у дятла» (1974) и «Ключ без права передачи» (1976). Пьянство — актуальная и очень «больная» тема. В Советском союзе попытки борьбы с пьянством предпринимались не единожды. Всего антиалкогольных компаний было 5: 1918—1923 годов, 1929 года, 1958 года, 1972 года и «Горбачёвская» 1985—1990 годов. «Беда» снималась как своеобразный «заказ» для компании 1972 года, когда предполагалось сократить производство крепких алкогольных напитков, но взамен расширить производство виноградного вина, пива и безалкогольных напитков. Также были повышены цены на спиртное; прекращено производство водки крепостью 50 и 56°; время торговли алкогольными напитками крепостью 30° и выше было ограничено промежутком с 11 до 19 часов; были созданы лечебно-трудовые профилактории (ЛТП). Но дата создания фильма — 1977 год, то есть, прошло 5 лет после опубликования Постановления N 361 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». А что мы видим в картине? Беспробудное пьянство. Работающие допоздна «пивнушки», в которых свободно продают водку.
Первый час экранного времени ничего кроме отвращения не вызывает. В какой-то мере правы те зрители, которые, насмотревшись «пьяных рож» Алексея Петренко и Георгия Буркова, поставили фильму «серую» оценку и постарались о нём поскорее забыть, потому что помнить ТАКОЕ не хочется! Режиссёр поступила совершенно правильно, построив картину таким образом, чтобы поэтапно, во всех подробностях, показать падение главного героя на дно бутылки, откуда далеко не всякому дано выбраться. Все эти пьяные разговоры, пускание слюней и соплей сняты лишь для того, чтобы показать — какой настоящей скотиной становится человек под воздействием алкоголя. Для него перестают существовать нормы морали. Да и какая мораль, если человек не помнит, что он делал. И Петренко и Бурков сыграли хорошо. Настолько хорошо, что вызвали ярую антипатию. В который раз удивляет то, сколько терпения нужно иметь женщине, чтобы «нянчиться» с таким вот мужем. Ведь очевидно, что лишённый внутренних тормозов человек рано или поздно дойдёт до крайности. И персонаж Петренко дошёл. Хорошо, что это оказался всего лишь ларёк, а если бы в беспамятстве ему попал под руку нож?.. Финал абсолютно правильный и исключительно эмоциональный: каким бы ты ни был, как бы ты себя не вёл, но есть один человек на этой земле, который простит тебе всё, и отдаст всё, лишь бы тебе было хорошо…
«А разве ты нам обещала чертоги златые? Мы сами себе их рисуем, пока молодые. Мы сами себе выбираем и песни и судьбы, и горе тому, кто одёрнет не вовремя нас. Ты наша сестра, мы твои торопливые судьи, нам выпало счастье, да скрылось из глаз…» (Булат Окуджава)
6 апреля 2016