Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Адела еще не ужинала |
английское название: |
Adéla jeste nevecerela |
год: | 1977 |
страна: |
Чехословакия
|
режиссер: | Олдржих Липский |
сценаристы: | Олдржих Липский, Иржи Брдечка, John Russel Coryell |
продюсер: | Яромир Лукас |
видеооператор: | Ярослав Кучера |
композитор: | Любош Фишер |
художники: | Владимир Лабски, Милан Неедлы, Людмила Ондрацкова |
монтаж: | Мирослав Гайек |
жанры: | фантастика, фэнтези, комедия, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 августа 1978 г. |
на DVD: | 30 августа 2007 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
Я долго и мучительно профессионально оценивал юмористические достоинства этого, на мой взгляд, шикарного пародийного фильма, но, услышав вынесенную в заголовок фразу, меня, что называется, «пробило», и я стал хохотать и аплодировать. Перед этим у главного героя фильма, одновременно героя множества бульварных детективных романов начала прошлого века (которые, собственно, и пародируются) Ника Картера было много подарков от великих учёных- Эдисона, Рентгена. Но как объяснить появление в руках великого детектива лазерной пушки, да ещё работающей на солнечной энергии (даже наш «хай-тек» до такого не дорос!)?- Ну, конечно же, это подарок от друга Лазера! Я специально подробно остановился на этом моменте, чтобы наглядно показать вам, как высокопрофессиональный и талантливейший режиссёр и соавтор сценария Липский даже в такой «сквозной» мелочи накапливал «порох», чтобы в конце он рванул! Прямо по Чехову: висевшее всё действие, тужившееся-пыжившееся ружьё в последнем акте шмальнуло- дай дорогу! И таких «ружей», такого «пороха» у Липского в его фильме полным-полно, надо только внимательно смотреть и слушать!
Не известно, почему из лексикона отечественных кинокритиков практически исчезло такое слово (понятие) как бурлеск, которым они щеголяли в 80-х — начале 90-х годов, правда, по большей части применяя его к фильмам Чарли Чаплина и другим комедиям того времени. Между тем «Адела ещё не ужинала»- как раз самый что ни на есть бурлескный фильм, обильно сдобренный мультипликацией и некомпьютерными спецэффектами. Особо комментировать его я не собираюсь, оставляя сытный «хлеб» для коллег-рецензентов, уже оставивших на странице справедливые и доброжелательные отзывы на картину. Вот лишь кое-что важное.
Некоторые критики (отчасти справедливо) считают «Аделу…» частью «триады», состоящей из ставших уже классическими (по крайней мере, для нас и зрителей распавшегося, как и СССР, чехословацкого государства) фильмов «Лимонадный Джо», «Призрак замка Моррисвиль». Так то оно так, да не совсем. Всю «триаду» объединяют по сути лишь «чехословацкость», пародийность и комедийность. И только «Лимонадный Джо» и «Адель ещё не ужинала» сотворил Липский как режиссёр, в сценарном соавторстве с Брдечкой. Но если «Джо…» был достаточно ядовитой сатирой, которую выхолостили и урезали в советском прокате (см. мою рецензию на странице фильма), то его же «Адела…»- уже вполне миленькая и добродушная пародийка без претензий. Да, она хороша и привлекательна, но не более. Думается, это одно из объяснений того, что фильм прошёл как-то незаметно для отечественного зрителя и сейчас практически забыт. А зря. (Хотя… «Призрак…» тоже ведь без претензий и сатиры, а, поди ж ты- классика! Может, из- за чёрно-белой стилизованности и нарочитой серьёзности?)
Об остальном на досуге поразмышляйте сами. Для меня же в «Аделе…» есть ещё пара загадочных моментов. Картина начинается с какой-то концертной увертюры, жестоко перебиваемой (думается, с подковыркой) картинками из начинающегося действия. Напомню: «Призрак замка Моррисвиль» начинается практически с того же (музыкант-ударник на концерте читает роман). Второе. В «Призраке…» присутствует случайный «раздражающий» персонаж- карлик или лилипут. В «Аделе…» подобный (может, даже тот же актёр?) действует активно и уже негативно-раздражающе. Что это- ехидные дружеские подколки коллеги-режиссёра? Не знаю. Но хотелось бы узнать…
8 из 10
21 апреля 2012
Точно так же, как русская литература вышла из «Шинели», чешская вышла из «Швейка». Жизнеутверждающе-разгильдяйски-трагикомичная проза Гашека не просто повлияла на коллег гениального писателя — она была плоть от плоти чешской нации: недаром один из лучших трагикомедиографов Голливуда чех. Оттуда, из особенностей национального менталитета, растут ноги у чешской комедийной киношколы.
Режиссер с труднопроизносимым именем Ольдржих всегда любил стебаться над штампами о супергероях на белом коне — на таком коне у него ездил Лимонадный Джо. Формулу успеха Липский менять не стал — главный герой, Ник Картер, Знаменитейший Детектив Америки (как скромно написано на двери его офиса) — что-то среднее между Джо и Шерлоком Холмсом: вежлив, обаятелен, проницателен, великодушен и пафосен до самоиронии. Его временный чешский Ватсон любит поесть, выпить, предпочитает пиво шампанскому и разве что не рассказывает американцу истории о том, как у него был похожий случай в Будейовицах. В глобальные распри между Картером и очередным Мориарти с характерными мерзкими усиками и злодейским раскатистым смехом вмешивается трогательная блондинистая паненка, чей дед некогда сделал негодяю Великое Зло прямо на экзамене. Все штампы жанра учтены и гиперболизированы до полной пародии.
Словом, Липский ухитрился создать достойную и остроумную пародию на голливудские «черные детективы» (исконно американский жанр, как и вестерны!) прямо из Чехии, что само по себе внушает уважение. Пожалуй, из коллег по соцлагерю никто ни на что похожее не сподобился(да и в «свободной» Европе, не трогая Британию, действительно хорошие пародии делала разве только Франция; ну так она вообще много хорошего в кино делала!).
8 из 10. Не то чтобы абсолютный шедевр — но весело и остроумно. Ценителям должно понравиться — как пльзеньское пиво, пришедшееся по душе супервеликому сыщику. Кто-то предпочитает ирландское, кто-то — баварское, но никто не станет отрицать, что пльзеньское — это пиво. Чай, не «Жигулевское» вроде «Самого лучшего фильма»…
23 марта 2011
Хороши весной в саду цветочки,
Еще лучше девушки весной.
Весьма занимательная пародия получилась. На что, простите, пародия? На бульварные детективные романы о суперзлодеях и суперсыщиках, так популярные в самом начале прошлого века.
Итак, нам предстоит наблюдать за противостоянием двух гениальнейших умов прошлого. Преступника по кличке Садовник и американского детектива Ника Картера, прибывшего в Прагу, которая, по его мнению, находится в Вене, чтобы узнать, куда подевался любимый дог баронессы.
Напарником детектива становится «местный абориген» инспектор Литвина. Плюс к недюжинному уму инспектор оказался еще и прекрасным гидом. Он провел Ника по всем без исключения пивным Праги.
Сюжет закручен невероятно лихо. Тут и стрельба, и любовь, и погони на воздушном шаре, и огромный хищный цветочек Адела, которая на свою беду еще не ужинала. Кстати, ужинает она только под звуки колыбельной «Спи, моя радость, усни». А добрый и легкий юмор только украшает сие полотно.
Чешский юмор несколько специфичен, с этим я согласна. Но своя порция смеха от души во время просмотра вам, несомненно, гарантированна.
Если вам нравятся такие фильмы как: «Призрак замка Моррисвиль», «Туалет был закрыт изнутри» и «Необычайные приключения Адель», то и эту картину вы не пропустите. Дураком (простите за грубое слово) будете.
Спешите видеть и приятного просмотра!
10 из 10
22 марта 2011
Очень смешная пародия на детективы. Хотя фильм О. Липского «Лимонадный Джо» был более популярен в СССР, но этот, на мой взгляд, смешнее и зрелищнее. Его нельзя воспринимать всерьез, как крутой детектив. Это именно пародия! Гротеск. Причем пародия сделанная очень мастерски. Фильм незаслуженно мало шел в прокате. Те, кто его видел, не остались равнодушны. Полтора часа здорового смеха пойдут всем на пользу.
4 октября 2008