Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Труп моего врага |
английское название: |
Le corps de mon ennemi |
год: | 1976 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Анри Вернёй |
сценаристы: | Фелисьен Марсо, Мишель Одиар, Анри Вернёй |
продюсеры: | Жан-Поль Бельмондо, Кристиан Лентретьен, Анри Вернёй |
видеооператор: | Жан Пензер |
композитор: | Франсис Ле |
художники: | Франсуа де Ламот, Жаклин Моро, Полетт Брейл |
монтаж: | Пьер Джиллетт |
жанры: | триллер, драма, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 15000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 октября 1976 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 56 мин |
Еще один фильм с любимым Бельмондо, который удостоился на Кинопоиске сплошь восторженных отзывов, но меня разочаровал. Да, в фильме затронуто много тем: жизнь во французском моногороде, социальное расслоение, коррупция, грязные деньги, продажный суд… Но главный герой сам не вызывает ни восхищения, ни сочувствия. Чем он лучше своих обидчиков? Завязывает роман с дочкой текстильного магната из желания отыграться за детскую обиду и преодолеть свои классовые комплексы. Своему отцу сослужил дурную службу и потом никак не помог. Согласился встать во главе крайне сомнительного заведения. Детективная линия выведена лишь намеками в надежде, что зритель сам достроит нужную логику.
Симпатия к Бельмондо быстро перерастает в неприязнь к его герою, и в этом, наверное, его актерское мастерство. В плюсы картины можно записать операторскую работу: съемки проходили в ряде городов северной Франции, в регионе Нор-Па-де-Кале.
5 из 10
Из-за Бельмондо и Франции. Посмотреть можно, но рекомендовать не буду.
22 июля 2017
«Враг нанес обиду мне -
Гнев зарыл я в глубине».
Франсуа Леклерк с детства завидовал девочке Жильберте Льегар. Будучи дочерью папы-промышленника, она пользовалась уважением даже в лавке канцелярских принадлежностей. «Записать на ваш счет, мадемуазель?». Франсуа свои комплексы преодолел: вырос, возмужал, соблазнил Жильберту и начал использовать ее связи для подъема по сословной лестнице. Но аристократическое общество за версту чует чужака. Это Леклерк поймет слишком поздно: когда выйдет из тюрьмы, отсидев сеть лет за убийство, которое не совершал. Теперь он хочет вспомнить всё, до мельчайших подробностей, и найти того, кто его подставил, и отомстить.
«Я среди других дерев
Поливал слезами гнев,
Злобным смехом ободрял,
Грязной ложью удобрял».
Режиссер Анри Вернёй — очень хороший рассказчик. Он отправляет своего героя то в детские годы, то в недавнее прошлое, то в далекое, то сопровождает его в настоящем. Прекрасен и Жан-Поль Бельмондо. Он уже не просто красавец с мускулами, а думающий мужчина в самом расцвете сил. По ходу истории его окружают колоритные персонажи, которые также меняются в зависимости от момента времени, в котором их застала история. Особенно хороши Клод Броссе в роли бывшего вышибалы и Бернар Блие в облике внешне скромного промышленника.
«Утром вижу, духом тверд:
Мой враг под деревом простерт». («Ядовитое дерево». Уильям Блейк).
Но, вот, сама история падения и мести Леклера выглядит до неприличия натянутой. И, к сожалению, главный враг — слишком очевиден.
7 из 10
12 октября 2016
Можно было начать обзор с того, что в десятый раз восхитится Жаном-Полем Бельмондо, как актером, так и человеком. Можно было вспомнить сколь нелегкая у него была жизнь и отчасти он это смог передать благодаря героям, которых сыграл в фильме. Можно сказать, что вырос на фильмах с этим актером и любишь Жан-Поля Бельмондо ничуть не меньше, а возможно и больше нежели героев боевиков из восьмидесятых годов прошлого или же актеров куда более драматичных, будь то Аль Пачино, Дастин Хоффман, Роберт Де Ниро и иные метры. Все это можно было сказать, но зачем? Ведь раз вы, уважаемый зритель, оказались на странице с данным фильмом, то все и без меня прекрасно знаете. Жан-Поль Бельмондо — человек эпоха, не больше, не меньше. Он играл разноплановые роли и снимался в фильмах различных жанров, но все они сводились к тому, что герой Бельмондо был человеком вне системы. Он не обязан был быть изгоем общества, но при этом окружающие люди не знали, как относится к его героям. Для них многочисленные персонажи Бельмондо были неизвестной величиной. Вот и в сегодняшнем фильме Жан-Поль Бельмондо не изменил себе и он предстает перед зрителем как человек с искалеченным прошлом и очень, я повторюсь очень, туманным будущим. Заинтригованы? Ну что ж, в таком случае прошу любить и жаловать — «Труп моего врага».
Франсуа Леклер (Жан-Поль Бельмондо) возвращается в родной город после семи лет проведенных в тюрьме. Изначально зритель не в курсе был ли Франсуа виновен, а главное что же такого он натворил, но стоит лишь взглянуть в глаза героя Бельмондо, а затем в глаза тех людей, которые с пеной у рта кричали о его виновности, то сразу все встает на свои места и приходишь к выводу, что перед нами некая интерпретация романа Александра Дюма — «Граф Монте-Кристо». Разница заключается в том, что у Франсуа Леклера нет тайной личности, нет у него и денег, а что до друзей, то их тоже не осталось. Герой Жана-Поля Бельмондо один. Один против всего этого прогнившего города. Города, чьи жители вздрагивают от одного упоминания имени Франсуа Леклера, а при приближение последнего трусливо прячут взгляд и стараются скрыться с глаз долой. Этот город, не смотря на яркие дома и людей, что дарят друг другу улыбки, говоря приветливые слова прогнил насквозь. Но вот только Франсуа Леклер не является спасителем этого города. Он не является и его приговором. Франсуа Леклер обычный человек, который намерен выяснить, кто его подставил семь лет назад, а выяснив это совершить правосудие, благо у него есть на это право…
Такая вот завязка история. Возможно кому-то она может показаться банальной, в связи с тем, что фильмов о мести было снято великое множество, но ведь дело то не в том, что рассказать, а как это рассказать и тут «Труп моего врага» способен дать десять очков форы своим коллегам по цеху. Каким образом? А все очень просто. Обычно в подобного рода фильмах, да и книгах тоже, утрируют одну вещь в угоду другой. Не важно какую именно, центральный сюжет, героев истории или же их мотивацию. Главное, что если зрителю показывают умного, находчивого и обаятельного героя, то он непременно должен быть еще и умнее всех остальных, дабы создать образ идеального персонажа. Ну хорошо, у него могут быть некие изъяны, будь то любовь к сигаретам, алкоголю или даже наркотикам, что впрочем придает ему еще больше шарма. В этом же фильме не будет упрощения одних вещей в угоду другим. Безусловно, герой Жана-Поля Бельмондо — бунтарь. Он обаятелен, находчив, умен и… тот еще волокита. Но при всем при этом многочисленные враги Франсуа Леклера, а вместе с ними и те, кто называют себя его друзьями так же не обделены умом, обаянием и дьявольским коварством. Они знают как манипулировать людьми и как обставить ситуацию к своей выгоде. В результате этого фильм превращается в состязание умов, но не на уровне «Отпетых мошенников», когда все персонажи настолько умны, что аж страшно. В этом фильме герои умны, но при этом они склонны совершать ошибки. Ошибки чисто человеческие, но именно это придает жизни героям данной кинокартины.
Я понимаю, что не привожу ни одного примера и мне бы очень хотелось разобрать по полочкам случай с отцом Франсуа Леклера, что баллотируется в мэры, дабы очистить этот город, а также идею с манипуляцией толпы, ведь если раньше хватало одного мужичка с хорошо подвешенным языком, вещающем о свободе ото всех оков, то сейчас власть имущие научились бороться с поползновениями черни… простого люда, путем навязыванья иных идеалов, будь то алкоголь, наркотики или футбольные матчи. Мне бы обо всем этом хотелось поговорить, но правда в том, что все это ведет к спойлерам, а мне бы очень хотелось их избежать, да и куда лучше будет если вы увидите все своими глазами, нежели прочтете об этом на странице с фильмом, разве нет? Я лучше скажу о том, что действительно будет важно: Данный фильм имеет под собой несколько слоев, а сюжетные линии переплетаются в столь тугую нить, что не выйдет смотреть кино в полглаза. Любая, даже самая незначительная сюжетная ветка, имеет неплохие шансы быть обыгранной в финале, ну или объяснить мотивацию «третьей стороны», отчего пропущенные пять минут фильма могут сыграть со зрителем злую шутку и сюжет будет не до конца ясен. Поэтому задайтесь себе вопросом, перед началом просмотра: А чего вы ждете от этого фильма? Если ответ — лихих погонь, комичных сцен в которых оказывается герой Бельмондо, а также фраз, что впору растаскивать на цитаты, то мне думается лучше будет поискать иной фильм с Бельмондо, скажем «Чудовище», «Великолепный» или «Злоключение китайца в Китае». Не в обиду это будет сказано, просто сам фильм требует вдумчивого подхода, детектив как-никак.
Итог? Легкий, неторопливый. В какой-то мере даже медитативный фильм, который умудряется при всем при этом держать в напряжение с первого до последнего кадра. Фильм вышел умным, глубоким, а что самое главное — достаточно непредсказуемым. Актеры прекрасно испортили свои партии и они вызывают именно те чувства и эмоции, которые задумывали создатели фильма, а до этого — книги. Так что да, фильм определенно стоит ознакомления если любите старые французские фильмы в целом и хорошее кино в частности.
8 из 10
13 июля 2016
- Ты завтракал?
- Да. Последней пайкой…
- А когда ты вышел?
- Сразу после последней пайки.
Если бы я не видел этот фильм так много раз, то читая книгу Фелисьена Марсо, вряд ли бы поверил, что она вообще поддается экранизации. Настолько сильной и стилистически сложной вещи, я до этого не встречал. С достаточно яркими образами и сравнениями. Недаром, автор получил Гонкуровскую премию. Монологи там накладываются на диалоги, флэшбеки органично перемежаются с настоящим, а фразеологические обороты плетут причудливые узоры. Но есть ведь ещё и замечательная картина Вернея с прекрасной ролью Жан-Поля Бельмондо. А поистине грандиозная музыка Франсиса Лэя, вообще стала визиткой данного кино — один раз врезавшись в вашу память, она останется там навсегда! Похоже, Анри Вернею и Мишелю Одиару, пришлось здорово потрудиться. Ведь умело перенести на экран все перипетии одноименного романа, было не так-то легко. Если не считать изменения некоторых имен и нескольких купюр в сюжете, им это здорово удалось. Правда, образу Ди Масса здесь уделено больше времени чем в романе (там он появляется лишь в финале), а Карин наоборот меньше (здесь она почему-то торгует сигарами вместо бармена). Да и главный герой в исполнении Бельмондо более ироничен, но всё это не столь существенно. Главное, отлично передан дух романа. Практически в стиле Шаброля, обличающий пороки и лицемерие «высшего света». Сам фильм, как и книга, пропитан ностальгией по старым-добрым временам, чему-то настоящему. Персонажу Бебеля, эдакому современному Монте-Кристо, претит нынешнее «общество потребления» и совершенно безликая урбанизация городов. Автор намеренно не называет место действия рассказа. Им может оказаться любой населенный пункт. Сейчас, это повсеместно происходит и у нас. И мне это тоже не по душе. Так что, считаю, роман действительно актуален даже в наше время.
- Где вы нашли эту Фриду из Дюссельдорфа?
- Вы не поверите! В Дюссельдорфе…
Интересно подобран и актерский состав. Все актеры стопроцентно на своем месте. Не знаю, кто бы сыграл эту роль лучше Бебеля. Целомудренный Вентура, вряд ли бы сошел за держателя притона. Делон слишком суров, ему чужда самоирония главного героя. Монтан не настолько мужественен. Кстати Блие, тоже идеально подошел на роль главы клана Текстиля. В принципе, здесь все актеры полностью попадают в образ. Тот же Клод Броссе, сыгравший Оскара, например. Или «великий эпизодист» и друг Жан-Поля, Шарль Жерар. Вообще, сам выступив продюсером, с этим фильмом Бельмондо поставил на кон все свои деньги и не прогадал. Эта роль существенно выделяется среди множества других. Здесь нет набившего оскому образа супермена, а сам персонаж достаточно многогранен. Что-то подобное он играл разве что в «Наследнике» Лабро. И хотя публика, тот образ не приняла, отступать ведь не в правилах Жан-Поля. Не всё же ему кулаками махать…
10 из 10
14 октября 2015
70—80-е годы по праву считаются расцветом в актёрской карьере Бельмондо. Он уже коммерчески успешен, его все знают в лицо, и на экране он проделывает всё то, чего от него ждёт зритель: выполняет трюки, бьёт людей в челюсть, обнимает женщин и ведёт наглые диалоги. «Труп моего врага» — фильм режиссёра Анри Вернея, который и раньше снимал Бельмондо и которого я считаю лучшим режиссёром, к которому Бельмондо когда-либо попадал в руки.
Франсуа Леклер — жертва подставы. Вместе с Рафаэлем Ди Масса он владел казино. В футлярах для сигар — наркотики. Сразу после того, как он устроил своей служащей Карине головомойку, обнаруживаются два трупа — Карины и футболиста Антуана Кожака.
После возвращения из тюрьмы по ложному обвинению Франсуа возвращается домой. Смириться он не собирается и объявляет войну дочери и отцу Льегарам. В своё время он был к ним приближен, но потом Жан-Баптист Льегар провалил выборы его отцу, который сильно выступал против Льегара. На экране были показаны фотографии Франсуа в обществе его семьи. На следующий день Леклера ждало ещё одно потрясение — Жильберта Льегар, с которой у него был роман, собралась выходить за другого. Интересно то, что герой Бельмондо закрутил с Жильбертой из-за давнишней, детской обиды — она прошла вперёд него в канцелярском магазине, и он увидел, насколько он беднее, чем она. Поэтому, во время экскурсии по дому, звучит мысль Франсуа: «Надо было обязательно переспать с ней…» Порывает он с ней так же легко, как в своё время втеснился в их круг.
После этого он и герой Франсуа Перро (Рафаэль Ди Масса) начинают совместно владеть казино. Потом Леклер узнаёт, что оно приторговывает наркотиками, и по словам Карины, открыто именно для этого. Он возмущён и отказывается войти в долю. Тогда неизвестный убивает Карину и футболиста из пистолета Франсуа, а Ди Масса на суде говорит, что Леклер занимался продажей, и Карина собиралась идти в полицию.
Запутанная история, но посредством обхода знакомых, Франсуа выстраивает цепочку. Франсуа не может этого простить. В этом плане он схож с героем более позднего фильма, не по праву считающегося лучшим фильмом карьеры Бельмондо — «Профессионала». И в «Трупе моего врага» герой Бельмондо идёт на месть, причём это совершенно иная месть, чем в «Профессионале» — не горячая и бешеная, а по-французски холодная, продуманная, и из-за этого страшная. Франсуа не супермен, а обычный человек, не способный простить потери семи лет жизни. И его положение, его внутренняя боль очень остро чувствуются в сценах, где он смотрит по сторонам, смотрит на дома родного городка, и звучит лиричная музыка Лея. Анри Верней, опытный сценарист и режиссёр, знал, чем можно подействовать на зрителя.
Отдельно можно отметить эпизодичную сценку с героем М. Бона, школьным другом Франсуа, который на фоне главного героя выглядит самым настоящим ничтожеством. Замечательно срежиссирована также сцена на вокзале, где торговец, присутствовавший при приводе Леклера в тюрьму, орал громче всех: «Убийца! Негодяй!» Франсуа покупает у него газету, сигареты и зажигалку, ничего не говорит, только смотрит на него коронным взглядом — ироничным, наглым и всё понимающим. Как часто этот взор встречается у Бельмондо!
Чем шедеврален этот фильм? А тем, что Верней всех выводит одинаково «привлекательными». Невозможно отвратительны Рафаэль Ди Масса и Жан-Баптист Льегар, которые просто использовали Франсуа. Противен и его «друг детства», решивший, что от человека, потерявшего семь лет жизни, можно откупиться деньгами. Но и главные герои — Франсуа и Жильберта — тоже рисуются как далеко не белые лебеди. Первый организует свои действия так, что просто диву даёшься — и алиби подготовил, и мосты за собой сжигает — продумал все свои действия. Вторая тоже обижена на своего отца за то, что ею пожертвовали в интересах традиции и клана, и видно, что она всё-таки любила Франсуа. Она говорит, что когда её новый муж рассказывал ей что-то, она думала о Леклере. Герои в своё время наломали дров, у Франсуа нет никаких чувств к дочери Льегара. «Когда уже нет эмоций, всё делается намного проще, — говорит он. — Полная отдача. Мы даём себе последний шанс, для очистки совести». И в этом случае делается невесело за них. И тогда, когда Бельмондо выходит к озеру и говорит: «Хочешь вспомнить себя таким, каким был тогда, а видишь таким, какой есть» — тоже печально за сделанные ошибки, за прошедшее время, которое могло бы быть лучше.
Драматическая атмосфера фильма искупается замечательными, остроумными диалогами. «Где вы взяли эту Фриду из Дюссельдорфа? — Не поверите, в Дюссельдорфе». «За кем вы ухаживаете, Франсуа, за моей дочкой или женой? — За вами». «Алло, Саманта, позовите Шарлотту!» (это уже ирония). «Царство текстиля, всё в жертву текстилю. Мы рождаемся, живём и умираем среди текстиля».
Высший пилотаж — это последний кадр под слова Уильяма Блейка «Наутро радость, враг мой мёртв, лежит под деревом простёрт». В финале хочется верить, что страдания главного героя закончились и он отомщён.
Я бы сформулировала мораль этого фильма следующим образом: не используйте в своих интересах первого встречного! Да и вообще не используйте человека, мало ли как это к вам может вернуться…
Гениальное кино! После такого даже не хочется смотреть остальные фильмы Вернея, боясь испортить впечатление от этого фильма впечатлениями от других. Ну а если оценивать… десяти баллов слишком мало. Просто — смотрите, друзья, это кино! Два часа, потраченные на него, точно не будут потерянными.
17 февраля 2009