Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
«Сто грамм» для храбрости |
год: | 1976 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Борис Бушмелёв, Анатолий Маркелов, Георгий Щукин |
сценаристы: | Григорий Горин, Виктория Токарева, Николай Пушков |
видеооператоры: | Марк Дятлов, Николай Немоляев, Виталий Абрамов |
композитор: | Карэн Хачатурян |
художники: | Василий Щербак, Роза Сатуновская |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 мая 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 16 мин |
«100 грамм для храбрости», на первый взгляд, позиционируется как киноальманах о вреде пьянства. Но нет. Каждая из входящих в него новелл совсем о другом. О неумении говорить нет, мягкотелости и чувстве меры.
Первая история рассказывает о добропорядочном гражданине, семьянине и трудяге, к которому, по пути на предприятие, пристает сильно выпивший человек. Вначале он просит на проезд, потом просит на проезд больше, потом просит проводить, потом одолжить пиджак, оплатить счет… И чем больше одолжений для него делают, тем сложнее становится ему отказать. Особенно учитывая его знатное умение выставить виноватым своего нового товарища, заставить его чувствовать себя обязанным. По итогу, один сытый и опрятный добирается до дома, а другой растрепанный, чувствующий себя полным идиотом, без рубля в кармане, оказывается неизвестно где. И в подтверждение одной известной истины, ему, действительно хорошему, попавшему в трудную ситуацию человеку, рубля никто не подаст.
Во-второй истории присутствует другой тип людей, рядом с которым так же нужно держать ухо в остро. Но, в отличие от предыдущего, он состоятельный мужчина, всеми любимый и обожаемый. Душа компании. И вроде не в чем его обвинить. И никому он не навредит. Сильному. А слабый, рядом с ним, и на преступление бы пошел. У него все схвачено, то что он делает, пьет, не доставляет ему никаких неудобств. Он знает свою меру, а если превышает ее, то все равно ведет себя достойно и корректно. Но принять что у других людей другая мера — он не в состоянии. Поэтому те, кто оказывается с ним за одним столом — в зоне риска. В этот раз не повезло главе типичной советской семьи и другу, приехавшему к ним с одной из республик Кавказа, для защиты научной работы. Одному повезло больше, и он лишь опозорился перед научной элитой, и, естественно ничего не защитил, а другой, со своим слабым сердцем, вовсе покинул бренный мир.
Наконец главный герой третьей истории — уж совсем божий одуванчик. Скромный, интеллигентный, влюбленный… И, о чудо, та, в кого он влюблен, за кем он наблюдает из окна уже не один десяток дней, тоже проявляет к нему чувства. Через несколько минут должна состояться долгожданная очная встреча. Но, увы. На свою голову зашел он к соседу-мачо, спросить какой галстук лучше. Тот и предложил ему те самые злосчастные «100 грамм для храбрости». Но ладно, 100 грамм, даже совершенно непьющего человека, в неадеквата не превратят. Но мысль поселилась в голове героя-любовника: а не выпить ли еще, совсем чуть-чуть. А то что-то эти 100 грамм храбрости вроде как и не прибавили. В итоге наклюкался он в полные дрова и проснулся в вытрезвителе. А главное девушку обидел.
Вот такое вот кино.
28 февраля 2017
Африка — не для нас, не пейте, если вы тряпочки… Ой, не пейте, не пейте, не пейте… Гротеск, лишенный юмора. Скучно, примитивно. банально. Всякое сочувствие к главному герою первой новеллы пропадает даже до середины просмотра этого творения, и уже все ясно — дальше будет только усугубление ситуации. Если тряпка — то так тебе и надо… После этого остальные 2 сюжета просекаются сразу после двух-трех минут знакомства с главными персонажами. Очередная агитка, не более. Нет шарма троицы Гайдая в «Самогонщиках», нет лирики и неоднозначности ситуаций Рязанова в «Иронии судьбы», нет даже лаконичности «Ералаша» или «Фитиля», где подобную нравоучилку могут без потери сюжета передать за 5 минут… Конкурировать с «Ералашом» или даже «Фитилем» оказалось слабО, поэтому режиссер, посчитавший, что подобную туфту до конца досмотрят только дебилы, спустя час просмотра подкидывает уточнялку: ну папа же умер!.. И вот теперь зритель, наверное, уже точно должен понять: пить — плохо!
Жалею о времени, затраченном на просмотр и о хороших артистах, снимавшихся в подобной «туфте». В общем — «не купишь меня на эту туфту», как говорил герой Евстигнеева из «Место встречи изменить нельзя»…
3 февраля 2015
Три разные истории, объединенные одной темой с поучительным эпилогом, представлены в данном фильме. Знакомые до боли жизненные ситуации великолепно сыгранные известными актерами советской эпохи, от главных ролей до эпизодических. Сатира, бьющая в точно глаз наподобие журнала «Крокодил».
Эпизод первый. Пьяный человек и общество. Казалось бы что здесь может быть не понятно и чем ситуация может удивить? Не забывайте, что имеет место быть социалистическое общество и пьяному человеку просто не дадут пропасть и сгинуть. Скорее хуже будет тем, кто попытается вытянуть его из пьяного омута и направить на путь истинный.
Эпизод второй. Влияние общества на человека. Почему мы поднимаем совершенно не обязательные рюмки, слушаем и пьем за абсолютно абсурдные тосты. Стоит только вспомнить и все сразу становится понятно: «Кто родился в январе? Вставай, вставай, вставай…». Честно говоря, как представлю, сколько нужно выпить и мне уже плохо.
Эпизод третий. Лучшие друзья, а затем и совершенно посторонние люди оказывают медвежью услугу, совершенно не представляя к каким непредвиденным последствиям, может привести случайная рюмка. Любовь, девушка, водка — третья, как пить дать, лишняя.
Эпилог. Как бы весело и грустно не было повествование, в конце зрителей ждет холодный душ, показывая тем самым истинное лицо алкоголя.
3 из 10
8 февраля 2011
Кино нередко служит пропаганде, и кинолента «Сто грамм для храбрости» — яркий тому пример. Устраиваясь в кресло, мы ждём чего-нибудь в духе «Самогонщиков», с первых минут несколько разочарованно понимаем, что это что-то сухо сатирическое, а далее становится как-то всё менее и менее смешно. Почему? Сейчас разберёмся.
Само название красноречиво сообщает, что в ближайшие 1 час 20 минут будет высмеян такой порок человека, как страсть к «зелёному змию». И действительно, 3 киноновеллы за авторством разных кинодеятелей объединены одной темой — пагубным влиянием алкоголя. И те, кто не чужд приключений на хмельную голову, уже приготовились посмеяться над себе подобными, ибо нет ничего веселее, чем дружно повспоминать утром о том, как вели сами себя вечером, почесать удивлённо в затылке и сказать в буйном восхищении самим собой: «Ну я силён! Так напиться!»
Однако нам будут преподаны три заповеди против алкоголя. Жестокие и отнюдь не такие весёлые заповеди. Итак, мат в три хода.
Какая наглость!
Не посочувствуй. Главный герой статист Ларичев совсем не пьёт. И за весь фильм не примет в рот ни капли. Но его проблемы с алкоголем станут причиной насмешек коллег, укоров начальства и серьёзных денежных трат. Я не говорю уже о нервах. Его проблема в том, что он «войдёт в положение» прохожего забулдыги и отнесётся к нему с сочувствием в назидание бессердечным согражданам, поверит в него и его сказки. День, начавшийся так невинно с поступка, за который Ларичев мог почувствовать гордость собой, закончился ужасающим стечением обстоятельств, спаянных его отзывчивостью и доверчивостью. А кто же виноват в случившемся? Неужели тот алкоголик, нахально требовавший к себе внимания и попытки «понять и повлиять»? Да нет, Ларичев понимает, что виноват он один. Забавненько…
По законам гостеприимства
Не угости. Алкоголь — это не наркотик, употребляемый по подъездам. Алкоголь — это традиция. И вопрос сына «Зачем пить с другом? Нельзя без этого?» кажется хлебосольному герою Михаила Светина по меньшей мере глупым. Это нечто настолько само собой разумеющееся, что даже как-то неприлично обсуждать. Ну посудите сами, за 15 лет разлуки с другом накопилось столько всего, что не расскажешь… и за 15 минут, которые приходится сидеть в неловком молчании в ожидании «тамады». 15 лет — это пропасть, которая стала слишком широкой. И когда ничто уже не связывает старых друзей, остаётся только развязать языки алкоголем. Тогда-то 15 лет ложатся грузом обязательств — за короткую встречу необходимо что-то успеть, прежде чем вновь расстаться на долгие годы. И не важно, что одному надо на защиту диссертации, а второму категорически противопоказан алкоголь. Ведь дружба превыше всего, а для этого и расстарается «тамада» в ярком исполнении Басова. Приглашённый «душа компании» хорошо знает добрые традиции и ему не впервой угощать за столом, чтобы сделать его шумным и весёлым. Ведь людям должно быть хорошо и легко друг с другом при любых обстоятельствах. Но вот кроме обстоятельств бывают ещё и последствия, а они не заставят себя долго ждать. И двоим обычно непьющим друзьям наверняка будет что вспомнить. С краской стыда на щеках. И что глав. герои сделали не так — не так как любой другой на их месте? Озадачен.
Сто грамм для храбрости
Не пей! И снова выпяченно-положительный персонаж. И снова абсолютно чужд алкоголя. Гиперболизированные скромники, сверхзастенчивые тайновлюблённые, последние романтики, утопающие в розово-ватной нежности — наконец идут друг к другу. Но мы, конечно, уже знаем, чем всё это закончится. Непонятно зачем и непонятно как он споткнётся: он сильно напьётся. А дальше становится совсем не смешно. И вместо романтического ужина будет вульгарная и хамская попойка, разбившая сердце «прекрасной дамы». А вот товарищу Никитину, в общем-то почти невиновному, физиономию разбить было некому. А жаль. Да ведь скотиной-то он был не тогда, когда с залитыми очами пьяно ругался и фамильярно требовал, чтобы хозяйка угостила друзей. А в тот момент, когда нерешительно согласился пропустить рюмочку «для храбрости». Грустновато.
Что? Вам всё ещё смешно? В таком случае обескураживающий финал жестоко огреет Вас по голове. Кино словно надаёт по щекам и прокричит в ухо: «Очнись! Это реальная жизнь, и ничего смешного в том, что мы показали, нет!» Страшно.
Уже с первых кадров миниальманаха становится ясно, что не будет никакого озорного ералаша, скорее перед нами нечто в морализаторском стиле сатирического киножурнала «Фитиль», а это значит, что будут скучноватые нотации, что действие будет развиваться не с резкой кульминацией юмора и гротеска, а с постепенным усугублением ситуации, что любимые актёры вляпаются в неприятности, от которых и самого зрителя может передёрнуть. Ну что ж, Салтыков-Щедрин тоже не сильно веселил. Главная особенность же — выбор «жертв» сатиры. Если бы он пал на отборных забулдыг и хронических алкоголиков — это было бы честнее, точнее и… банальнее. Но мозг начинает просыпаться и шевелиться, когда от алкоголя жестоко страдают люди, поведение которых принято считать образцовым. Они же не виноваты! А кто виноват? Хотели как лучше. А получилось… Мы в первой двадцатке стран-алкоголиков, вот что получилось.
31 июля 2009