Шрам
Blizna
6.7
6.6
1976, драма
Польша, 1 ч 44 мин
16+

В ролях: Францишек Печка, Мариуш Дмоховский, Ежи Штур, Ян Скотницкий, Станислав Игар
и другие
Беднаш, честный партийный чиновник, ответственен за строительство нового химкомбината. Он и его жена полагают, что их цель - создание предприятия, в котором будет удобно работать, однако их альтруистические усилия вступают в резкое противоречие с теми, кто больше всего заинтересован в собственных сиюминутных интересах.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Шрам

английское название:

Blizna

год: 1976
страна:
Польша
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Славомир Идзяк
композитор:
художники: Анджей Плоцки, Изабелла Конарзевская, Ева Ковальска
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 6 декабря 1976 г.
на DVD: 8 ноября 2006 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 44 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Шрам», 1976

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Шрам», 1976

Кшиштоф Кесьлевски — как дела, пан директор?

Может ли руководитель крупного предприятия быть честным человеком? Может ли он взять и потерять совесть? Можно ли не потерять себя в компромиссах?

Да, тема уже не нова и фильм в определенной сфере потерял актуальность. Большинство зрителей читая газетную заметку, появляющуюся в ленте, о Гданьске наверное не проведут исторических параллелей. Но это внешнее.

Кшиштоф оказывается в разы глубже. Он моделирует ситуацию, при которой люди не делятся на «расу господ» и тех, кто им вынужден прислуживать. Вглядитесь в утомленный взгляд Франчишека Печки. Этот уроженец Силезского воеводства, точнее его экранный герой, похоже вынужден каждый раз обдумывать свои поступки, соотносить со своей совестью, рефлексировать на тему своей связи с народом.

Получается очень неожиданно. Нам показывают набор бытовых, вроде ничего не значащих ситуаций, действо вроде топчется на месте… А при этом, эти же самые бытовые образы разворачивают историю, выводя ее совсем на иные — мировоззренческие рельсы.

Вместо соцреализма мы получаем философскую притчу, вместо протестной темы — проповедь.

Думаю в год выхода такое «свободомыслие» не понравилось никому из противоборствующих сторон. А что, Кшиштоф явно не спешит примыкать ни к одному из антагонистов, придерживаясь исключительно гуманитарных ценностей.

В знаковые моменты подобный нейтралитет очень ценен. Вдвойне ценно умение не оказаться в толпе.

9 из 10

9 ноября 2020

Всё о нас без нас

В период с 1976 по 1981 год одним из преобладающих направлений в польском кинематографе становится так называемое «кино морального беспокойства». В течение времени между волной протестных акций 1976 года и введением военного положения в 1981 году кинематограф ПНР в значительной мере стал отражать в себе идейный, социальный и общественно-политический кризис, охвативший польское государство.

Одним из самых известных творцов нового направления в польском кино становится режиссёр Кшиштоф Кесьлёвский. В прошлом документалист, ставивший целью показать реальное, а не декларируемое положение дел в Польской Народной Республике и истинные настроения рабочего класса, Кесьлёвский именно в 1976 году — в год очередных народных протестов, охвативших ПНР, — дебютирует в «большом кино» с чрезвычайно крамольным по тем временам фильмом «Шрам».

Фильм охватывает период с середины 1960-х до зимы 1970—1971 годов, во время которой по стране прокатилась волна забастовок и массовых беспорядков. По сюжету в маленький провинциальный город Олецко, что на северо-востоке Польши, по приглашению местных партийно-хозяйственных органов прибывает главный герой Стефан Беднаш. Он приезжает затем, чтобы руководить строительством гигантского химического комбината, а впоследствии и возглавить его. Однако строительство предприятия, вопреки ожиданиям местных властей и самого Беднаша, не находит должной поддержки у населения региона, казалось бы, столь нуждающегося в новых рабочих местах и в оживлении экономики.

Прежде чем приступить к анализу фильма «Шрам», необходимо отметить, что с потрясшими Польшу выступлениями зимы 1970—71 годов также связана значимая для ранней фильмографии Кесьлёвского документальная лента, снятая им в год тех выступлений: «Рабочие 1971 — Ничего о нас без нас».

В «Шраме», также посвящённом рабочему классу Польской Народной Республики, Кшиштоф Кесьлёвский, можно сказать, выворачивает наизнанку лозунг, содержащийся в названии упомянутого выше документального фильма. «Всё о нас без нас» — так по-другому могла бы быть названа кинолента «Шрам». На протяжении большей части фильма зритель видит не рабочих, но чиновников, принимающих решения, исходя из своих представлений о нуждах страны и трудящихся. Каждый такой чиновник мыслит в рамках сложившейся идеологии, определяющей узкие рамки его кругозора; власти, действуя, как им кажется, в интересах рабочего класса, во-первых, не считаются его мнением, во-вторых, не допускают пролетариат до принятия решений, прямо влияющих на его жизнь, в-третьих, глухи к его чаяниям и требованиям.

Буквально выбивая для себя новый химический комбинат (на который претендуют территории пяти других воеводств) и создавая для населения множество новых рабочих мест, местные управленческие органы, на их взгляд, полностью удовлетворяют запросы простого люда и потому не понимают и игнорируют какие-либо проявления недовольства, видя в нём лишь капризы тех, для которых и так делается очень многое. Между тем, раздражение рабочего класса, социально-политических запросов которого в упор не видит власть, будет раздуваться как мыльный пузырь, пока терпение пролетариата не лопнет в декабре 1970 года.

Зритель уже знает, к каким последствиям приведёт воздвигнутая руками номенклатуры стена непонимания между властью и рабочим классом, однако уникальность рассматриваемого здесь фильма Кеслёвского заключается в том, что он, в отличие от картин схожей тематики, показывает ситуацию не со стороны пролетариата и не с высоты птичьего полёта, но, главным образом, именно близорукими глазами польской номенклатуры, которая не может разглядеть нарастающего кризиса и абсолютно уверена в абсолютной правильности и полезности своих действий. Находясь по одну сторону стены вместе с чиновниками, зритель в данной картине, как и они, не увидит этапов развития социально-политических противоречий вплоть до того момента, пока рабочие не поднимут бунт. Однако режиссёру, используя художественные средства кинематографа, удастся уже в начале создать чувство напряжения, которое будет уверенно нарастать, пока в конце фильма бунт не разразится. Поэтому, в отличие от чиновников, для зрителя подобный исход не будет неожиданностью, станет скорее ожидаемой кульминацией (даже если предположить, что зритель не осведомлён о событиях новейшей истории Польши). И во время такой кульминации станет окончательно ясной позиция режиссёра: при всей амбициозности представителей управленческого аппарата (в этом фильме — отнюдь не отрицательных персонажей, некоторые из которых и вовсе работают денно и нощно), утеря ими чувства реальности, их ограниченность имеющимися идеологическими установками и, главное, отсутствие обратной связи, изолированность народа (в частности его активнейшей части — пролетариата) от возможности влиять на принимаемые в его отношении решения не могли не привести к таким результатам. Кшиштоф Кесьлёвский таким образом даёт свой ответ на вопрос: «как мог произойти декабрь 1970-го?». Помимо этой рефлексии в режиссёрском замысле чувствуется также и предчувствие нового кризиса, растущего из так и не решённых проблем. Ирония судьбы в том, что фильм «Шрам» вышел на экраны только в декабре 1976 года, а уже июне того же года Польшу сотрясла новая серия протестов и беспорядков.

8 из 10

13 апреля 2014

Система и человек

От Кшиштофа Кеслевского в первом же его игровом фильме (не считая телевизионного проекта «Персонал») трудно было ожидать чего-то неполитического. Шрам — чисто политическое высказывание. По нему еще сильно заметно, что совсем недавно режиссер вышел из документалок и неигрового кино (как, кстати это видно и по «Кинолюбителю»).

Фильм о том, как порой бывает трудно жить в определенном обществе человеку со своими принципами, порой в корне отличающимися от установленных. Человеку честному, привыкшему все делать самому без каких-либо особых указаний и пожеланий сверху. Но живущему в социалистическом обществе, по сути же обществе насквозь бюрократическом и преследующим только собственные корыстные интересы.

Кеслевский нисколько не приукрашивает главного персонажа, показывая, что у него тоже полно проблем и плохих черт. Из-за работы он не может толком наладить семейную жизнь, почти не видясь с женой и имея очень натянутые отношения с дочерью. Дочь не понимает смысл жизни отца, он не понимает ее. Но не бывает же идеальных людей.

Но даже те положительные изменения, которые главный герой, в исполнении Франтишека Печки, пытается ввести на вверенном ему предприятии, моментально трактуются по другому его подчиненными. Они уже настолько вросли в эту систему, что малейшие изменения их уже пугают. Они предпочитают все делать по накатанной. Предпочитают обманывать начальство, дабы оставить все как есть.

Даже пресса, четвертая власть, показана у поляка не в совсем выгодном свете. Молодежь, пытающаяся что-то изменить, сама в итоге становится заложником той системы, в которой она живет. Перемены эти ни к чему не приводят — одного начальника заменяет другой. И все. И не факт, что будет лучше.

Очень хорошо показана оторванность власти от народа — это видно по двум сценам, когда народ собирается под окнами администрации. Один раз властью запланированный, в другой уже стихийно, чего власть конечно же никак не ожидала.

Что же касается названия, то здесь можно истолковать по двум значениям. С одной стороны — Шрам — это, тот завод, выросший на благодатной земле и ее же благополучно испортивший вместе с чаяниями народа. С другой, что представляется мне более вероятным — Шрам — это главный герой, т. к. он шрам на той гладкой, как кажется чиновникам, системе. Он отличается от них. Они в свою очередь пытаются его перевоспитать по своему, говоря, что он немного сбился с пути, но это поправимо. Но он предпочитает уйти, считая, чтобы окончательно не навредить делу, не без помощи сочувствующих и самое главное научиться по настоящему жить.

Последний кадр хорошо это показывает. Когда он учит внука ходить. Ребенок спотыкается, падает, но подбадриваемый дедом снова встает. Так и главный герой начинает идти по новому для себя пути, спотыкаясь, падая и снова вставая. И приобретая в жизни новые ценности, которые в данный момент для него намного важнее, нежели карьера. Или что-то другое.

3 октября 2008

Драма Шрам появился на телеэкранах в далеком 1976 году, его режиссером является Кшиштоф Кесьлёвский. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Францишек Печка, Мариуш Дмоховский, Ежи Штур, Ян Скотницкий, Станислав Игар, Михал Тарковский, Анджей Скупень, Халина Винярска, Иоанна Ожешковска, Jadwiga Bryniarska, Агнешка Холланд, Малгожата Лесьневска, Asia Lamtiugina, Рышард Баччарелли, Franciszek Barfuss.

Страна производства - Польша. Шрам — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.