Пастораль
7.4
7.3
1976, драма
СССР, 1 ч 35 мин
В ролях: Нана Иоселиани, Нестор Пипиа, Ксения Пипия, Резо Чархалашвили, Лия Джугели
и другие
В глухую деревню приезжает группа музыкантов, чтобы отдохнуть и порепетировать для следующего музыкального сезона. Вокруг живут крестьяне - симпатичные, злобные... разные. Эти два мира присматриваются друг к другу и удивляются: как по-разному можно жить на этом свете! Среди них наивная деревенская девочка, впечатлительная и мечтательная. Крестьяне с одной стороны, а с другой - люди, избравшие себе занятием столь утонченную вещь, как музыка. Крестьяне не сентиментальны; это мы восторгаемся - ах, как прекрасна деревня! И быть профессиональным музыкантом порой означает потерять всякую связь с прекрасным. Нельзя профессионально практиковать утонченность…
Дополнительные данные
оригинальное название:

Пастораль

год: 1976
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Абесалом Майсурадзе
художник: Вахтанг Руруа
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 2 июля 1979 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 35 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Пастораль», 1976

«Сосед хорош, когда забор хорош»

Пастораль — заключительный фильм советского периода Иоселиани, снятый после всех мучений, которые сопутствовали приему и прокату шедевра Жил певчий дрозд и первого фильма Листопад. Как и многие фильмы Иоселиани, Пастораль схематична и концептуальна. Ее легко разложить на составляющие: тема городских музыкантов, носителей высокой культуры, и, напротив, пасторальная тема сельской жизни. На деле же все сложнее и чем дальше, тем более эти темы сливаются и становятся в общем то неотличимыми друг от друга. Музыканты тонут в пейзаже, а сельские жители легко находят с ними общий язык, и тем и другим интересно.

Другое дело музыка. С ней найти общий язык сложнее. И музыкантам тут не легче, чем деревенщинам. Ведь исполнение музыки — это не просто игра по нотам, надо понимать и чувствовать. И музыка как-то постепенно отходит на второй план, вытесняется музыкой Иоселианевского кинематографа, который течет рекой. Удивительно, что в тех рецензиях и статьях критиков о фильме, что я читал, никто так и не заметил кульминационной сцены, дающей ключ к притче Иоселиани. Хозяйский сын работающий шофером, вдруг глядя на музыкантов, бросается к делу, которое давно откладывал и строит новый забор из камня. Фактически стену. И после застолья он осоловевшими взглядом любуется как красиво стену освещает луна. Вот и ключ к жестокой притче. Люди умеют строить только стены, и, музыка, к новым стенам только их подталкивает. Это, конечно, не потому, что музыка такая злая. Музыка требует от человека понимания, тонкого вчувствования, не только в нее, но и других людей, а люди отвечают ей и другим людям стеной. И все творческие порывы, усиленные попытки построения культур и цивилизаций, возводят только новые заборы и стены.

Короткая влюбленность музыкантов и сельских жителей по сути обрывается на только торгово-обменных отношениях — в конце подводят сметку, расплачиваются и уезжают. А стена остается. В фильме Иоселиани присутствуют не только настроенческая атмосфера и пасторальные мотивы. Некоторые детали приобретают поистине страшные метафорические и смысловые значения.

6 декабря 2020

ПАСТОРАЛЬ ИОСЕЛИАНИ

Фильмы грузинского режиссера Отара Иоселиани — это ода тихим радостям, воспевающая труд и жизнь людей — будь то французские аристократы или грузинские крестьяне. Каждый из его фильмов погружает в сладостную негу неторопливой, простой жизни, в которой нет места безумной спешке, нервной городской суете, лайкам, постам и вечному недовольству жизнью современного человека.

Герои его фильмов («Маленький монастырь в Тоскане», «Пастораль», «Старинная грузинская песня», «Листопад» и др.) — простые люди, каждый из которых занимается своим делом, трудится, превращая свое ремесло и жизнь в искусство — искусство жить, становясь от этого по-настоящее счастливым. Когда смотришь «Маленький монастырь в Тоскане», слышишь запах костров, разводимых жителями деревни при уборке урожая винограда, и чувствуешь аромат горячего свежеиспеченного хлеба во время праздника в тихом, живописном итальянском пригороде. Неспешные прогулки и беседы, красивые нарядные женщины, делящиеся последними новостями на главной городской площади, спокойные вечера, коротаемые в семейном кругу, звонкие мелодичные голоса итальянских певцов, доносящиеся с улочек города — все это очаровывает и умиротворяет. Зритель погружается в фильм и растворяется в гармонии неспешной, немного наивной и такой настоящей жизни, которую наблюдает на экране. И в душе невольно расцветает радость от того, что ты относишься к тому поколению, которое еще успело увидеть и насладиться такой жизнью.

В картинах Иоселиани сцены деревенской жизни, быта людей, их обычаи и нравы пронизаны гармонией звуков старинных песен, которые были неотъемлемой частью их жизни. Иоселиани посвятил этой теме отдельный фильм «Старинная грузинская песня». Любовь к музыке есть в крови каждого грузина и фильм рассказывает о тех временах, когда все люди в Грузии пели, о красоте грузинского многоголосия (мегрельское, гурийское, сванское), о различиях и нюансах грузинской полифонии в разных регионах страны, о том, что песня — это неотъемлемая часть их жизни. Иоселиани одинаково виртуозно умеет поэтизировать и мирную сельскую жизнь с ее самобытностью и заботами, и эксцентричную жизнь аристократов с их причудами и размеренным укладом, которую мы наблюдаем в фильме «Истина в вине». Этот фильм сделан в фирменном стиле Иоселиани — создается ощущение, что зритель вместе с режиссером подглядывает за жизнью героев картины. Легкость и непринужденность повествования сюжета способствуют погружению зрителя в атмосферу фильма. Один сюжет плавно перетекает в другой — старый аристократ, хозяин огромного поместья (которого, кстати, сыграл сам Отар Иоселиани) от скуки стреляет по бумерангам в лесу, строит железную дорогу в своей комнате и тайком от жены наслаждается вином из фамильного погреба. Параллельно этому сюжету протекает другой — жизнь на улочках Парижа. Маленькие уютные кафе готовятся к открытию и началу насыщенного дня, в дорогих ресторанах кипит работа, мальчик из соседнего дома играет на скрипке, а местные попрошайки ведут борьбу за место на улице. И в жизни всех этих людей особую роль играет вино. Иоселиани свойственно ничего не навязывать зрителю, он только наблюдает за своими героями. Режиссер умеет тонко улавливать и передавать самобытность, настроение, очарование и красоту своих героев — молодых красавиц или забавных милых стариков, как в картине «Сады осенью», простых непосредственных крестьян с натруженными руками или утонченных рафинированных дам. Все его персонажи гармоничны в своем естестве.

Про Иоселиани можно сказать, что он больше, чем просто режиссер. Настоящего художника отличает то, что он смотрит на мир «своими» глазами и заставляет других увидеть то, что возможно, они и не заметили. И мир глазами Иоселиани прекрасен — очень легкий, поэтичный и сложный одновременно.

8 января 2018

Грузинская песня

Виноградную косточку в тёплую землю зарою,

И лозу поцелую, и сладкие гроздья сорву,

И друзей созову, на любовь своё сердце настрою…

Эту любовь он многие-многие годы несёт в себе. Все его фильмы — это любовь и… удивительной силы талант. Такой, что не даёт потерять самого себя и оригинальное видение мира, не позволяет затеряться среди множества других. Он всегда таким был, Отар Иоселиани — ироничный грузинский интеллигент, режиссёр-музыкант и художник. В его кинокартинах есть что-то от Брессона, нечто едва уловимое, больше ощущение, чем явное следование. Иоселиани — это тоже «письмо изображениями и звуками», почерк, а не зрелище. Его кинокадр — всегда движение: сложное пространства и времени, людей или явлений природы, цветов и травы, животных или машин, иногда находящихся даже вне кадра (движение в звуке). Они могут двигаться вместе или по раздельности, но непременно дают глубину и дополнительный смысл происходящему. В этом Отар Давидович близок с Куросавой, также умевшем тонко использовать этот код, задавать движением тон и настроение в каждом отдельном эпизоде и в кинокартине в целом. Но узнаваемой и отличительной чертой Иоселиани является внутренний ритм, рождающий мелодику, наполняющий кинокадр музыкой, даже когда она не звучит.

В темно-красном своем будет петь для меня моя Дали,

В черно-белом своем преклоню перед нею главу.

И заслушаюсь я, и умру от любви и печали…

Движение и музыка. Всегда. От студенческих «Акварели» и «Саповнелы» до выверенной и практически выстраданной «Пасторали» — фильма, завершившего грузинский период в творчестве режиссёра. Всё как бы случайно, сиюминутно и настояще — такой невероятный эффект присутствия, вовлечения в происходящее. Вот женщина, что вместе с матерью (а может, свекровью) выпекает шоти и, как бы от жара, развязывает платок, бросив кокетливый взгляд сквозь ограду на остановившийся автобус — всего секунда и… тут же этот взгляд ловит джигит в окне, а хромой автобус убегает вдаль, но мы успеваем заметить неподдельное восхищение, вызванное женщиной в мужчине. Последовательно, кадр за кадром, режиссёр выстраивает детали-ключи, но при этом он не озвучивает и не проговаривает мотивы поступков, не даёт перевода — это считывается как культурный код, понятный каждому. Как старинная песня с протяжными стонами чунири тёмным вечером. Как дополнительные штрихи к портретам героев. Например, весёлость в по-детски шаловливых глазах шофёра подпрыгивающего на ухабах грузовичка, когда он не остановился, чтобы подобрать на обочине односельчанина с тяпкой, и тому пришлось забираться в кузов на ходу. Так же естественно и порой забавно проходит день за днём, светит солнце, идёт дождь… И после приезда в деревню группы музыкантов практически ничего не меняется — крестьяне заняты своими делами, молодые музыканты — репетициями, вызывающими настоящий восторг у местной детворы, что гурьбой собирается под окнами и на лестнице послушать музыку.

И когда заклубится туман, по углам залетая,

Пусть еще и еще предо мною плывут наяву

Синий буйвол, и белый орел, и форель золотая…

«Пастораль» непостижимым образом вобрала в себя всё лучшее, что было в багаже у режиссёра на тот момент: мелодику и гармонию «Саповнелы»; притчевость «Апреля»; полифонию и народное пение из «Старинной грузинской песни»; древний уклад сельской жизни, предваряющий «Листопад»; течение жизни, кажущуюся лёгкость существования и беззаботность музыкантов, что перекликается с мотивами «Жил певчий дрозд»; неспешность и экспрессию, свойственные самому режиссёру. Но если взглянуть на кинокартину как бы со стороны и немного над, то «Пастораль» — это больше кинозарисовка о порядке вещей, предначертанном нам свыше, о предназначении человека и… о любви. Незаполненное пространство стирает различия, законы бытия соритмичны жизни и сами становятся искусством, а последовательность событий и действий выглядит по-новому с каждым следующим витком: повторяясь, они никогда не повторяются полностью, сплетаясь в дни, недели, в целую жизнь. Где-то там, где мир не имеет границ, где фантазия, труд и творчество сливаются в музыке, где есть ощущение того Высшего, что не подчиняется анализу и логике, но что можно ощутить, прочувствовать и сохранить в себе, став чуточку счастливее.

11 сентября 2017

Неактуальное кино

Лет так пятнадцать тому как, одна моя сослуживица, рекомендовала мне раннее кино, еще советского периода, грузинского режиссера Отара Иоселиани. Года четыре назад добыл я себе наконец эти фильмы в DVD качестве и поставил в коллекцию, где они преспокойно и просуществовали все это время. (Впрочем, вру — давал смотреть одному приятелю.) А сегодня наконец-то дошли мои глаза до этого кино. Здесь нужно сказать, что к Иоселиани отношение у меня сдержанное. Его «Фавориты луны» и «Разбойники» как-то не сильно впечатлили, если честно. А «Грузия одна» вообще не смог досмотреть из-за обилия антироссийских высказываний. Не страдая излишним патриотизмом, я как-то все равно расстраиваюсь, когда ругают мою страну. Я даже пожалел о том, что столько внимания уделил этому режиссеру. Потому-то наверное и простояло на полке это кино столь долго. Обиделся я на Иоселиани, за его явно незрелую (как мне казалось) позицию в делах политических. Хотя, я же не знаю, как эту историю видел сам Отар. Возможно, погибли или пострадали близкие ему люди. Возможно, он знает что-то неизвестное мне. Я там не был, а телевизор и интернет — окна с весьма мутными стеклами. Правда про историю военного конфликта России и Грузии, давно утонула в мутных водах политической пропаганды, покрывшись илом взаимных претензий и обидЭту войну, как многие другие, начали политики и пресса. И как на любой войне, там стреляли в живых людей, гася в одночасье десятки Вселенных. А еще разрушались дома и дороги. И там, как и на всякой войне, помимо солдат страдали люди, которые никогда не брали в руки оружия. Хотя и солдат тоже жалко. И ничем это не оправдать. Ибо в таких местах проливается поболее одной детской слезы. Набоков назвал войну «мрачным идиотизмом». Лучше не скажешь.

Я не был в Грузии, но грузины мне нравятся. Я знал нескольких лично. Вкусно едят, красиво живут, хорошо поют. Надеюсь, что простые люди в Грузии не испытывают ненависти к русским. Хотя, конечно, есть разные грузины и разные русские. Да и нельзя так говорить: «грузины хотят», «русские думают». Так собственно, к чему это я?

Я посмотрел сегодня «Пастораль» — последний из фильмов Иоселиани, снятый в СССР. Фильм давний, 1975 года, черно белый, узкоформатный, с одноголосым переводом. Группа музыкантов из города приезжают в грузинскую деревню порепетировать, так сказать, «на пленере». И репетируют, «облагораживая» звуками Баха сельскую повседневность, подчас нелепо диссонируя с ней. А потом уезжают. Вот, собственно и все. Не буду рассыпаться ахами и вздохами, на которые я падок. Скажу только, что поначалу смотреть себя несколько понуждал, но с определенного момента включился и словно перелетел по ту сторону экрана. Поразил мужской взгляд из окна автобуса, брошенный проезжим сквозь штакетник на женщину, готовящую мчади. И я простил Иоселиани все его выпады. Потому что все это еще только будет. Ведь в ту пору до его эмиграции был еще добрый десяток лет, а уж до войны с Россией… И это был художник, говорящий свою правду, на одному ему ведомом языке. Потому что, если не брать Тарковского и Параджанова, такого кино в СССР никто больше не делал. Не пожалейте времени. Посмотрите.

14 октября 2013

Два мира, противоположных, негармоничных, разных. И одна меж ними, как луч солнца, как гармония, и как сила, обладающая способностью соединять противоположное — девочка-подросток. Простая, скромная, общительная, покорная, заботливая и красивая.

И деревня не так уж пасторальна, и музыканты, погруженные в обыденность, вовсе не возвышены. Всё не так прекрасно, как на картинах. Всё обыденно, и два противоположных мира червивы и очень похожи по сути. И среди этой щемящее точно показанной НЕГАРМОНИИ обыденности, разобщённости, всё же есть место чему-то возвышенному. Непонятно откуда, всегда спонтанно откуда-то берущемуся.

И не важно совсем, заразили ли музыканты девочку, станет ли она музыкантшей. Важно, что девочка или яблоки, собранные ею, остались, как самая квинтэссенция лета, всё заливающего света и любви. Это и есть пастораль.

19 декабря 2011

Драма Пастораль появился на телеэкранах в далеком 1976 году, его режиссером является Отар Иоселиани. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Нана Иоселиани, Нестор Пипиа, Ксения Пипия, Резо Чархалашвили, Лия Джугели, Марина Карцивадзе, Байя Мацаберидзе, Вахтанг Еремашвили, Тамар Габарашвили, Еукри Давиташвили, Михаил Нанейшвили, Лери Зардиашвили, Павле Кантария, Вениамин Смехов.

Страна производства - СССР. Пастораль — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.