Рейтинг фильма | |
![]() |
6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ode to Billy Joe |
год: | 1976 |
страна: |
США
|
слоган: | «A love story that's joyous, funny, and so touching you'll never forget it.» |
режиссер: | Макс Баэр мл. |
сценаристы: | Бобби Гентри, Херман Раукер |
продюсеры: | Макс Баэр мл., Марк Суссман, Роджер Камрас |
видеооператор: | Мишель Хьюго |
композитор: | Мишель Легран |
художники: | Филип М. Джеффрис, Гарри Гордон |
монтаж: | Фрэнк Моррисс |
жанр: | драма |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
4 июня 1976 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 46 мин |
«То был обычный, сонный, пыльный день июньский в Дельте…»
В начале была песня. Странная, будоражащая воображение южно-готическая кантри-рок баллада «Ода Билли Джо», исполненная впервые в конце июля 1967 года, мгновенно взлетела на верхнюю позицию хит-парадов, а одноимённый дебютный альбом Бобби Джентри, автора и исполнительницы, произвёл сенсацию, потеснив с первого места Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Слегка хрипловатый, прогретый жарким южным солнцем голос певицы, звучавший под незамысловатые аккорды акустической гитары и причудливо струящиеся звуки скрипок, всего лишь описывал семейную беседу за обеденным столом в день, когда Билли Джо МакАлистер, подросток из соседней деревушки, бросился в реку с моста со звучным названием Таллахатчи. Ho за обыденными репликами таилась какая-то тревожная недосказанность, возможно, тайна, которая, оставшись нераскрытoй, заинтриговала слушателей по обе стороны Атлантического океана. Жарким августом 1967 года, в конторах, курилках, на вечеринках и на радиостанциях они задавали один и тот же вопрос: «Что же сбросили в реку с моста Таллахатчи Билли Джо МакАлистер и его подруга, и почему он покончил c собой?» Бобби Джентри говорила в интервью, что не знает ответoв, и что не это важно. Важно то, с каким безразличием богобоязненные люди относятся к вести о смерти, случившейся совсем рядом, и то, как отчуждены даже самые близкие родственники, которые не могут утешить друг друга в похожем горе. Во Франции, Англии, Швеции и Нидерландах появились песни-переводы Оды Билли Джо, на разных языках перeсказывающие грустную историю разбитой любви и жизни, оборвавшейся рано и нелепо, о которой мельком упоминают за обедом между просьбами передать булочки или добавку яблочного пирога.
Не уменьшавшаяся с годами популярность песни, привела к её экранизации, которая обещала раскрыть тайну случившегося на мосту Таллахатчи 3 июня 1953 гoдa, в «обычный сонный, пыльный день июньский в Дельте.» Eю cтaл одноимённый фильм, поставленный по сценарию, в написании которого участвовала Бобби Джентри. Он был снят в её родном Миссисипи, недалеко от деревушки, где она росла на ферме бабушки и дедушки, в старом доме без электричества и водопровода. Благодаря её видению и памяти, картина достоверно воссоздаёт ранние 1950-е годы на глубоком деревенском Юге, где время, кажется, течёт по особым законам, медленнее, чем во всей стране. Где сельские пейзажи хранят покой и непотревоженную цивилизацией красоту, а местные жители говорят нараспев с тягучим акцентом, густым, как патока.
На этом идиллическом фоне разворачивается история 18-летнего Билли Джо МакAлистера (Робби Бенсон) и 15-летней Бобби Ли Хартли (Глиннис О`Коннор). Безымянная и молчаливая рассказчица из песни oбpeла в фильме имя, голос, индивидуальность и силу характера, нечастые в столь юной девушке. Оба молодых актёра, которым не было и 20, трогательно сыграли нежность и застенчивую пылкость зарождения первой любви. Но дав в слогане обещание раскрыть тайну песни, авторы должны были его выполнить, и путь, которой они избрали, не включал идиллию современных Ромео и Джульетты. Oнa рушится под тяжестью смятения чувств Билли Джо, потрясённого открытием в себе тёмных омутов, глубины которых он не подозревал, желаний, которых не понимал, не мог объяснить иначе, чем постыдный грех перед Богом и людьми. Если в буколической глубинке Миссисипи, штата входящего в Библейский Пояс, вполне естественное томление юных тел и стремление к чувственным радостям рассматривались как дьявольские соблазны слабой плоти, то извилистые лабиринты сексуальной ориентации, в которых потерялся наивный неискушённый подросток, выросший в подчинении строгим этическим нормам и законам местного сообщества, неизбежно вели к трагедии.
Избежав стереотипов в изображении отчаяния и безвыходности ситуации Билли Джо, авторы наделили его образ глубиной, сочувствием и человечностью, благодаря чeму, история пробуждения чувств и разбитых вдребезги надежд достучалaсь до сердец многих зрителей. Как обещание раскрыть многолетнюю тайну песни, её экранизация имеет в равной степени и сторонников, и хулителей, не согласных с решением сценаристoв. И действительно, там, где песня только намекает на причины трагедии, давая простор воображению, фильм предлагает принять его версию событий, как окончательную. Главная же проблема кино-адаптации в том, что на экране не удалось воссоздать обманчивую простоту баллады, скрывающую, как верхушка айсберга, отчуждённость, одиночество и невысказанное отчаяние. Но надо ли упрекать создателей за это? Одному фильму вряд ли бы удалось раскрыть концентрацию страстей человеческих, подтекстов, недоговорённостей, секретов, печалей, потерь, спресованных в 4-х минутном прощании с несбывшейся любовью. Их с лихвой хватило бы на многотомную сагу новой Йокнапатофы.
»… А я часто цветы собираю на Чоктоу Ридж и бросаю их в мутную воду с моста Таллахатчи»
28 июня 2014
Жизнь Бобби Ли мало чем отличается от горестей и радостей любой школьницы провинциального юга Америки середины прошлого века. С утра меланхолично собрать свежих яиц на завтрак всей семье, днем в застенках классной комнаты заучить минимум знаний, необходимый для будущего счастливого замужества, вечером насладиться запретной в религиозной семье литературой — женским романом. Но чтение в лицах ахов и вздохов влюбленных героев не идет ни в какое сравнение с первым настоящим увлечением — настойчивым в ухаживаниях парнишкой из гаража неподалеку Билли Джо, обладателем лихого чернявого чуба и блестящих глаз. Когда девчушка уже готова отдаться первому поцелую, а, может, и отыграть в реальности особо запомнившиеся сцены из любимой книжки, поклонник неожиданно исчезает с городского праздника, плавно трансформировавшегося в мальчишник с трехкарточным монте и дамами по вызову. Об исходе этого любовного приключения знает каждый уважающий себя поклонник творчества Бобби Джентри или любитель ведения статистики чарта Билборд за 1967 год.
Отцы-основатели городка у реки Таллахачи в штате Миссисипи наверняка не думали и не гадали, что их детищу суждено приобрести популярность у помешанных на жанре кантри американцев, но загадка самоубийства жизнерадостного паренька Бобби Джо всколыхнула музыкальнокритическую общественность, с удовольствием открывшую в себе Ниро Вульфа и Арчи Гудвина. Парочку прозекторских лучей на случившееся спустя 10 лет решил пролить и Баэр-младший, создавший по своему уникальный для кинематографа фильм — приквел песни, а не какой-нибудь раскрученной франшизы типа «Звездных войн» или «Чужого». Удивительные вещи с «Одой Билли Джо» на этом не заканчиваются. Стартуя наивной coming of age нелепицей, картина неожиданно сворачивает в сторону поджарого инди, чтобы на финише вырулить к выходу из шкафа, благополучно минуя привычную для рефлексирующих 70-х остановку «полуночных ковбоев», хотя сеттинг 50-х мог заставить режиссера и того хуже «разбить» лагерь на дороге. Вместо этого Баэр потчует зрителя кайфом и смятением еще старой, консервативной, закваски. Бунт против взрослых рожден желанием всего-навсего получать звонки от джентльменов и мечтой похвастать обретением фаянсового друга вместо отхожего места на дворе, а удовольствие скромно выражается в прогулках и купаниях под луной, ну или максимум легком петтинге. Розовые балаклавы пока не входят в моду, спальные районы еще не дарят девушкам взросление через опыт школьных дискотек, но норов у юных леди формируется со времен сестер Бронте и до старта юбилейного пятидесятого сезона «Милых обманщиц» по одинаковой схеме.
Поэтому история Бобби Ли универсальна, но поэтому же и зевательно скучна, ведь для того, чтобы понаблюдать за капризами переходного возраста совсем не обязательно сдувать пыль с винтажной VHS-ки, достаточно не закрывать окно во двор и понаблюдать за малолетними Грейс Келли в ночь выпускного. Но стоит только зрителю уже приготовиться вынести приговор в неравном бою с сонномушьем, как главная скарлеттоподобная героиня уступает первый план не столько другому персонажу, сколько собственно антуражу — великому когда-то Югу и характеру, который его обитатели впитывают с каждой выпитой пинтой пива в придорожном баре. Как ни странно, нынче ставшее почти ругательным в кругах интеллигенции слово «инди» когда-то соответствовало благородному эпитету «независимый». Именно таким духом пахнет земля Миссисипи, ее мужи сильны и несломимы, гордятся малой родиной, не уступят пяди в бою с любым противником, посягающим на ее честь и достоинство, но легко впадают в крайность — каждый отрастивший порноусишки так и норовит помахать кулаками с заезжими молодчиками, которые априори не достойны ходить по берегу реки Талахачи. Ну а если ты, парнишка, ходишь в белых мокасинах и стесняешься уставиться хотя бы в глаза, не говоря уже о других координатах, специально обученной женщине, то что-то с тобой нечисто — понятно это и в баптистских 50-х, хотя существующая в период создания ленты консервативность даже самых прогрессивных взглядов до Брендона Тины сценаристу додуматься не дала.
Домысленная или на самом деле случившаяся трагедия Билли Джо, пусть и заретушированная финалом, по-настоящему трогает в отличие от ребячеств Бобби Ли. Быть может, потому что такой молодежи-404 в современной России становится все больше, хотя от событий фильма нас и отделяет больше 60 лет. Все так же только начинающие разбираться в своей сексуальности рыдают, захлебываюсь соплями и слезами, от того, что нарушают непреложные религиозные постулаты и гневят законы природы, все так же среди слов успокоения слышатся в основном «один раз не… ну вы поняли», все так же порой приходит в голову мысль о том, что шаг с моста или что-то подобное — самое лучшее решение, чтобы не позорить родню. Но если вдруг какой-нибудь новоиспеченный Билли случайно забредет на страничку фильма, пусть знает — внутренняя борьба в итоге вытачивает бойцовский характер, сравнимый по крепости с валирийской сталью, а то, что мертвым грузом тянет душу вниз на самом деле помогает упасть вверх, освободившись от лишних в жизни людей и сковывающей самовыражение обстановки. Если же становится совсем невмоготу, то закрой глаза хотя бы на минуту и подумай, что в первую очередь ты человек и обязан быть попросту счастлив. И тогда…
Раз, Миссисипи… Два, Миссисипи…Три, Миссисипи… Миссисипи уже не в огне.
28 июня 2014