Рейтинг сериала | |
![]() |
7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мальчик со шпагой |
год: | 1976 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Ваграм Кеворков |
сценарий: | Владислав Крапивин |
видеооператор: | Ваграм Кеворков |
композитор: | Максим Дунаевский |
художник: | Игорь Зеленский |
жанры: | драма, детский |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
19 июня 1976 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
Найдя в списках «Мальчика со шпагой», сразу вспомнил этот замечательный телеспектакль. В середине 70-х годы его показывали в дневное время, как другие детские передачи. Поскольку у нас телевизора не было, то я переходил улицу и «Мальчика» смотрели и обсуждали уже с соседкой-одноклассницей. Особенно взволновала серия, где главному персонажу пришлось вступить в схватку с преступниками на темной улице.
Герои «Мальчика со шпагой» были нашими ровесниками, и их судьбы и поступки нас живо и непосредственно волновали. Удивительно, но до сих пор хорошо помню этот сериал. Он снят по одноименной повести Владислава Крапивина — оригинального детского писателя. В спектакль вошла только часть повествования. Предысторией его были «Всадники со станции Роса». На главного героя цикла — Серёжу Каховского — произвел неизгладимое впечатление один случай. Ему на выручку однажды прискакали всадники в буденовках, бойцы студотряда, но не простого, а коммунарского, то есть такого, где заработок отдавался на общее благо, например, в детдом. Таким образом, убежденные комсомольцы старались приблизить «прекрасное далёко», в то время, когда советские вожди уже впали в старческий маразм, а подрастающее поколение карьеристов готовы были всё «слить за бабки». Конфликт «идеалистов» и «реалистов» был неизбежен.
Вернувшись после каникул, юный однофамилец декабриста оказывается в клубе «Эспада». Там учат фехтованию, но главное, что наставник прививает мальчишкам понятия чести и достоинства. Можно удивляться, но коммунистической символики в фильме почти нет. Конечно, без пропагандистской пены в то время совсем обойтись было невозможно. Юные фехтовальщики обсуждают новости мировой политики, кровавый переворот в Чили, устроенные генералом Пиночетом (ставшим впоследствии образцом для подражания подросших карьеристов-разрушителей, «либеральных реформаторов»), горюют о гибели чилийского поэта Виктора Хары, у которого «была гитара, а не автомат». Каждая серия спектакля сопровождается песней в романтически-революционном духе. Но это не вызывает отторжения, как обычная пионерско-комсомольская рутина со смотрами-линейками и дутой отчетностью. По сути дела, кружок, клуб выступает как альтернатива этой школьной бюрократии, а ребята в нем выступают не как «пионеры-ленинцы», а скорее как идеализированные рыцари, «мушкетёры». Кстати, юные артисты, занятые в постановке, играли отменно. Можно также отметить роль великолепного Виталия Соломина.
По сюжету, Сережа, пользуясь приобретенными навыками мушкетера, выбивает нож у преступника. Его чествуют как героя, награждают именной шпагой. Но потом начинаются проблемы… «Застой» — не время героев и романтиков, в юности это воспринималось наиболее остро. Образ юного рыцаря с эспадой на экране выглядел смело и увлекательно.
Думаю, что подрастающему поколению, особенно тем ребятам, кто остро чувствует окружающую несправедливость, и сегодня было бы интересно посмотреть эту постановку, даже несмотря на странные, с сегодняшней точки зрения, реалии Семидесятых.
Но где-то я читал, что записи спектакля на ТВ не сохранилось. Неужели это так? Надеюсь, что нет.
9 из 10
28 марта 2015