Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Частный детектив |
английское название: |
L'alpagueur |
год: | 1976 |
страна: |
Франция
|
слоган: | «Some animals get away with Murder, rape, torture. Doesn't it make your blood boil? Well - THE HUNTER did something about it.» |
режиссер: | Филипп Лабро |
сценаристы: | Жак Ланзманн, Филипп Лабро |
продюсер: | Жан-Поль Бельмондо |
видеооператор: | Жан Пензер |
композитор: | Мишель Коломбье |
художники: | Полетт Брейл, Бернард Эвейн |
монтаж: | Жан Равель |
жанры: | боевик, триллер, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 марта 1976 г. |
на DVD: | 24 февраля 2011 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Посмотрел фильм впервые в год первого проката в СССР, в 1978, будучи шести лет от роду. Понял тогда немногое, но кино в душу запало. Главные образы - супермен Пиляр и супербандит Ястреб навсегда остались в памяти.
В те времена модного приключенческого американского кино почти не было, видаков не было, крутили в основном 'французов', 'итальянцев' и 'индусов', а самым ярким было заочное кинопротивостояние Бельмондо - Делон. Ничего похожего, за исключением великого 'фронта' будущего Шварценеггер - Сталоне, мировой экране не знал. Я-то в детстве больше симпатизировал Делону: детям 'Зорро' и 'Черный тюльпан' заходили лучше.
Второй 'подход к снаряду' состоялся в 90-е, когда фильм начали частенько показывать по ТВ. Голос Николая Караченцова был большим бонусом, но в целом зрелище показалось странным, каким-то не тем. Потом понял: 'ЧД' вернули оригинальный формат, без купюр.
В СССР 'резали' не только жесткость и эротику, там еще иногда с большим умом резали безвкусицу и лишние сюжетные ответвления. Человек, отрезавший финал с дракой, был достоин Оскара за отдельный самостоятельный фильм. Дуэль взглядов антагонистов как шикарное завершение стояла выше физической дуэли, как Эверест возвышается над Монбланом... Точно также я бы отрезал 'ковбойскую' дуэль Бельмондо с Оссейном в 'Профессионале'.
Но даже 'российский', то бишь французский, вариант остается весьма смотрибельным и сегодня.
Что бы я выделил?
Жанр. Тут и боевик, и детектив, и драма, и немного комедия. Это мало кто мог так органично делать, только Бельмондо. Вспомним снова 'Профессионала' или 'Маргинала', например.
Довольно необычные пейзажи: серая провинция, никаких аристократических Парижей или колоритных Марселей. И это в яблочко.
Актеры. Бельмондо везде одинаков и всегда одинаково хорош: силен, умен, бесстрашен, саркастичен. Бруно Кремер изысканно утончен, грустен и фаталистичен. Не помню, было ли это в советской 'нарезке', но намек на нетрадиционную ориентацию бандита здесь дела не портит.
Отдельные выражения и жесты, причем не только от ЖБП.
'Кофе, коньяк, сигару?' - это шедевр и закон последовательности удовольствий. А движение рукой в космос с одновременным присвистыванием, характеризующее убывание подельника в мир иной - это несправедливо несостоявшийся мем из мемов.
Музыка. Заглавная мелодия и вальс - тема Ястреба по праву делают Мишеля Коломбье если не равным Морикконе, Рота или Голдсмиту, то на вторую ступень помещают точно.
Пересматриваю раз в год в среднем. Но молодежи зайдет вряд ли.
20 января 2023
Главный герой Роже Пиляр работает на некую организацию в частном порядке раскрывая преступления и находя особо опасных преступников. Очередной его целью становится самый опасный преступник Франции по кличке Ястреб. Он грабит ювелирные магазины, убивая при этом всех свидетелей. Он ликвидирует и своих напарников, каждый раз находя нового. Но одному из них Вальдесу удаётся выжить.
Хороший еврокрайм или поляр (как называется его французская разновидность) с участием Жана-Поля Бельмондо. Его Роже Пиляр такой агент под прикрытием, который используя чудеса маскировки, различную аппаратуру и собственные кулаки, разоблачает самых опасных преступников, перед которыми бессильна полиция. Бельмондо в своей немного расслабленной манере отыгрывает свой привычный образ, знакомый по многочисленным полярам 60-80-х с его участием. Причём его герой подключается к поимке Ястреба только во второй половине фильма, успев раскрыть сеть нелегальной проституции.
В роли Ястреба выступает Бруно Кремер. Отлично сыгранная роль. Жестокий убийца и грабитель с прозрачными, рыбьими глазами, полный цинизма и обладающий определённым стилем. С героем Бельмондо они сойдутся только в финале. Причём в нашем прокате вырежут сцену их драки с применением горлышка от шампанского, закончив фильм фразой Пиляра: 'Твоё здоровье.. Коко' под отличный саундтрек от Мишеля Коломбье.
7 из 10
9 апреля 2022
Сумев доказать наиболее именитым постановщикам родной Франции, что он не только талантливый боксер, но и весьма умелый актер, который способен украсить своим присутствием любой фильм, Жан-Поль Бельмондо продолжил укреплять свои творческие позиции и впоследствии стал одной из наиболее значимых европейских знаменитостей 20 века. Стараясь чередовать претенциозные фестивальные проекты с громкими развлекательными работами, Бельмондо прослыл воистину универсальным актером, который никогда не откажется от тщательной проработки тонкой драматической сцены, или же участия в опаснейшей погони, где он точно не будет пользоваться услугами каскадеров. Именно за это Бельмондо так полюбили как критики, так и зрители, которые с радостью шли в кинотеатры на каждый новый проект любимого актера, способного приятно удивить даже самого претенциозного скептика. И чтобы контролировать свои фильмы на более глубинном уровне, напрямую влияя на творческий процесс и выбирая себе исключительно достойных художественных напарников, Бельмондо также неоднократно примерял на себя функции продюсера, ведь за годы работы в кинематографе он прекрасно выучил правила, по которым работает индустрия. В 1973 же году на одной съемочной площадке пересеклись пути Бельмондо и режиссера Филиппа Лабро, которые на пару создали драматический триллер 'Наследник', который может быть и не стал громким событием, и тем не менее оказался весьма крепким и запоминающимся произведением. Кроме того, Бельмондо без проблем отыскал общий язык с Лабро, благодаря чему впоследствии зрители увидели на экранах еще один совместный фильм от актера и режиссера, получивший название 'Частный детектив'.
Итак, сюжет фильма знакомит нас со специалистом по решению сложных проблем по прозвищу 'Охотник' (Бельмондо). А чтобы окружению было проще к нему обращаться, герой предпочитает представляться одним из своих псевдонимов, и сейчас он более известен, как Роже Пиляр. За неплохие деньги соглашаясь на саму сложную, опасную работу, Пиляр без тени страха готов отправиться хоть в притон наркоманов, хоть на встречу с целой толпой вооруженных гангстеров, и ему неизменно сопутствует удача. и здесь стоит отметить, что несмотря на свою отменную физическую подготовку и умелую стрельбу, Пиляр завсегда старается действовать с умом, проявляя немалую смекалку и выдающиеся дедуктивные способности. Очередным же делом, за которое берется Пиляр, становится поимка таинственного преступника, известного как 'Ястреб' (Бруно Кремер). Привлекая к своим злодеяниям молодых парней, 'Ястреб' совершил немало громких ограблений и всегда скрывался в тени, не оставляя после себя практически никаких улик. Кроме того, преступник никогда не оставляет в живых своих молодых компаньонов, дабы они не навели полицию на его след. Однако слаженная схема 'Ястреба' однажды дает сбой, и его случайный сообщник, Коста Вальдес (Патрик Фьерри) остается в живых. Он по сути является единственной ниточкой, способной привести Пиляр к 'Ястребу', и частный детектив делает все необходимое, чтобы оказаться с парнем в одной связки и наконец-то раскрыть скрытную личину преступника. И в этой ситуации необходимо действовать как можно более рассудительно и внимательно, ведь идти против 'Ястреба' напролом, это значит подставить себя под смертельный удар.
Привыкшая к появлению Бельмондо в героических образах публика прекрасно знает, каким он зачастую выступает на экране. Если взять в качестве примера такие работы, как 'Вне закона' и 'Одиночка', то можно выделить такие характерные особенности его героев, как чрезмерная самоуверенность, абсолютное бесстрашие, вызывающее поведение, а также стремительное принятие решений без лишнего обдумывания ситуации. И хотя подобные моменты являются несколько однообразными, публика принимает их благосклонно, ведь Бельмондо дарит ей именно то, что хочется видеть. Однако в 'Частном детективе' актер зашел гораздо дальше своих типичных экшен-ролей и оказался в центре действительно умного, напряженного развлекательного кино, от которого в действительности невозможно оторвать взгляд. В этой истории не находится места лишнему юмору, криминальное действие абсолютно концентрировано и до самой последней минуты не разбавлено иными, сторонними жанровыми составляющими. Создатели 'Частного детектива' тщательно проработали сценарий фильма, прописали каждому герою достойную и важную сюжетную линию, благодаря чему история выглядит объемной и насыщенной, состоящей из множества частиц сложной головоломки, которая ближе к кульминации складывается в единое целое. И даже те элементы сюжета, которые поначалу кажутся несущественными, в конечном счете формируют особую драматическую глубину повествования, которое просто поражает своими сложными решениями и внезапными откровениями.
В 'Частном детективе' Жан-Поль Бельмондо великолепен и сполна оправдывает свой высокий актерский статус. Пребывая в расцвете сил и запросто выполняя самые сложные трюки, Бельмондо тем не менее не спешит открывать любую дверь ногой и бросаться в бой без лишних раздумий. В данной ленте он действительно больше детектив, чем боец спецназа, а потому ему предстоит быть не только умелым следователем, но и отчасти психологом. Именно поэтому его герой, 'Охотник', разительно выделяется на фоне остальных развлекательных ролей актера и о нем до сих пор продолжают вспоминать с особой теплотой. Конечно же, когда необходимо, детектив возьмет в руки оружие и выполнит то, что необходимо для сюжета, но все же абсолютный радикализм не для него, и это не может не радовать, так как в данном сюжете все же важна тонкость раскрытия, а не зрелищность, которая затмевает собой все остальное. Помимо Бельмондо в 'Частном детективе' стоит в особой степени выделить появление примечательного и характерного Бруно Кремера, исполнившего роль преступника 'Ястреба'. Мало того, что Кремер обладает запоминающейся внешностью, так он еще и отличается яркой отрицательной харизмой, которая эффектно контрастирует с обаянием Бельмондо. Когда 'Ястреб' появляется в кадре, то зритель поневоле начинает ощущать напряжение и тревожится, ведь от такого человека буквально веет опасностью. И режиссер прекрасно понимал все сильные стороны как своего актера, так и злодея, которого он сыграл, а потому Бруно Кремер получает достаточно времени для раскрытия, используя его исключительно по назначению. При этом больше положенного касательно злодея нам не рассказывают, так как в сюжете должна оставаться загадочность. Так что образ 'Ястреба' становится еще одним примером качественного отличия 'Частного детектива' от иных крепких, но отчасти однообразных боевиков с участием Бельмондо.
В итоге хочу сказать, что 'Частный детектив' является фильмом, от которого по телу местами бегут мурашки, а это значит, что авторы точно знали, как удивить свою аудиторию и справились со своей задачей на отлично. Это увлекательная, напряженная и зрелищная история, которая однозначно заслужила свое особенное место в жанре криминального детектива.
10 из 10
12 сентября 2021
Будучи любителем артхауса, я иногда провожу ретроспективу по классической мэинстримовской кинематографии. Наткнулся на это, когда рылся в фильмах Бруно Кремера, на мой взгляд самого харизматичного Мегрэ в истории кино.
В фильме все устроено четко для того времени: главный герой, который носит модную одежду, водит один из лучших машин, умный злодей, которого нелегко поймать, погони, стрельба и т. д. Помню, когда в далеком 2006-ом отец купил сборник фильмов Бельмондо, я спросил, кто это?
«Что, ты не знаешь Бельмондо?», — и он так восхищенно отзывался о нем, как мы сегодня можем отзываться об актерах Бэтмена или Джеймса Бонда. Можно понять, что было в советское время — спекуляция билетов, толпа очереди перед кинотеатрами ради этого и похожих фильмов, и каждый советский парень мечтал быть как Джонни Лефон. Так что с Бельмондо все понятно.
Только мне не он был нужен. Оказывается Бруно Кремер играл здесь один из знатных своих ролей, с которым (вплоть до «Мегрэ») будут его ассоциировать. И если Бельмондо здесь был Бэтменом, то Кремер точно смог доиграть до уровни Джокера, которого в наше время зрители уважают больше чем любого другого злодея.
8 из 10
15 августа 2019
Отличный фильм! Настоящий французский боевик-детектив.
Хороший сценарий, интересные ходы. Всё снято в серой осенней атмосфере, не часто такое увидишь о Франции. По сюжету антигерой завязан на вербовки трудной молодежи, поэтому довольно интересно посмотреть на окраины и помойки Франции 70х. Нас ведь обычно тянут на побережье и в сезон!:)
Сами роли естественные и не вызывают: «Что тут вообще происходит?». Герой, злодей, коррумпированные полицейские, урки, подростки, добрые но мешающиеся обыватели. Плюс автор сценария хорошо вскрыл различные грешки Франции.
Драки-перестрелки сделаны реалистично, и убийства вызывают более естественные чувства: грязища, мразотность, боль… Что и должно всё эти перестрелки вызывать. В итоге, лёгкий детектив с реалистичным боевиком и хорошим сюжетом. Фильм полноценный, его интересно смотреть и он остаётся в голове. Таким и должен быть детектив:)
29 июля 2017
Как человек, что увлекается киноискусством, я много слышал о фильме «Профессионал» с Жан-Полем Бельмондо, и естественно, посмотрев его он мне дико понравился. Но пережив бурю эмоций от актёрской игры и прочих аспектов фильма, я снова вернулся в пучину более современных фильмов хронологией от 1990 и доныне. А пару дней назад в радиоподкасте узнал о фильме «Частный детектив», который сравнивали с «Профессионалом» и решил спросить у отца, что он слышал о нем, на что он ответил, что в свое время ходил на него дважды, а то и трижды, и что фильм был очень популярен среди советских мальчишек. И вот я решил его посмотреть.
C первых секунд задается цветовой и сюжетный тон всему фильму. Мы видим серые осенние депресивно-меланхоличные тона, они дают зрителю ощущение напряжения, которое подкрепляется прекрасной музыкальной композицией, написанной Мишелем Коломбье. Созданной атмосфере соответствуют и образы персонажей. Расчетливый, изобретательный, иронично улыбающийся, хладнокровный, но справедливый «ловчий», работающий совместно с полицией, которая нашла способ обходить законные методы борьбы с преступностью в его лице. Шпитцер, хитрый с блестящим умом преступник, что пытается «поймать на крючок» мешающего его бизнесу главного героя. Саличетти, уголовник, считающий себя неприкасаемым в стенах тюрьмы и занимающийся организацией побегов, а также его туповатый лакей-надзиратель. Сюжет строится на том, что Францию терроризирует грабитель и убийца «Ястреб». Он находит молодых и не особо удачливых преступников, с их помощью совершает свои злодеяния, после чего убивает, дабы не быть раскрытым никем из них. Но один из них выживает в схватке с «Ястребом» и новой задачей «детектива» становится втереться в доверие к пареньку и выведать что он знает об убийце. Вальдес, впоследствии напарник главного героя, привязывается к своему новому наставнику и помогает ему выйти на злодея. Зритель начинает понимать почему пресса нарекла его именем «Ястреб», узнавая подробности о его двойной жизни. Антагонист, отлично сыгранный Бруно Кемером, в некотором роде имеет много общего с персонажем Бельмондо, в роли которого актёр очень органично смотрелся. Он также расчетлив, хладнокровен, изобретателен, но при этом жесток и хитёр. Ведь «детектив» старается не убивать людей, если ему не грозит опасность, а «Ястреб» не оставляет в живых «никого, кто мог бы его опознать» Их образы контрастируют друг с другом даже в музыкальных композициях, когда они занимают хронометраж. В общем, режиссер Филипп Лабро, оператор Жан Пензнер и композитор Мишель Коломбье постарались чтобы зритель чувствовал что, хоть герои и схожи, но преследуют кардинально разные принципы и убеждения, а значит к финалу киноленты должны встретиться лицом к лицу и решить чьи принципы сильнее.
Картина выдерживает напряжённую атмосферу вплоть до конца фильма. Тут нет сюжетных линий семьи героев, любовной линии, да и вообще женский персонаж появляется лишь один раз за фильм, в самом начале. Кинофильм больше мужской, ведь тут кругом преступность, коррупция, обман, насилие, но также и смелость, самоотдача, дружба, взаимовыручка. Отличная работа съёмочной группы, отличная игра актёров, отличное кино.
9 из 10
1 июля 2017
Прочитав сплошные положительные рецензии на фильм с любимым Бельмондо, который вроде бы еще не видела, сразу решила провести приятный вечер за просмотром увлекательного кино. Но фильм меня разочаровал.
Да, в фильме есть герой-супермен с обворожительной улыбкой, изощренный преступник, коррумпированные полицейские, мафия, драки, погони, музыка и антураж, но все это не складывается в цельную картину. Видимо, в 1970-е это производило сильное впечатление, сейчас чего-то не хватает. Куча ляпов, например, когда герои вылезают из цистерны с вином совершенно сухими, когда бандиты не замечают, что герой им сверлит дно кампера и запускает веселящий газ и т. д. Собственно детективная линия выведена на редкость плоско, это не более, чем боевик, от триллера здесь только музыка и гнетущая атмосфера (действие происходит поздней осенью на фоне депрессивных пригородов), детектива нет совсем.
При этом я обожаю фильмы с Бельмондо! Для тех, кто ищет действительно остросюжетный детективный триллер с его участием, могу порекомендовать «Страх над городом».
5 из 10
(средний фильм, который спасает только Бельмондо)
12 июня 2017
Семидесятые годы прошлого века отличились прежде всего тем что на улицах властвовали банды, добропорядочному гражданину было боязно выйти из дома, а полиция была не в состояние справиться с наплывом преступности. И тут дело было даже не в том, что бравые блюстители закона работали плохо, а скорей в том, что бандиты в ту пору были напрочь лишены тормозов и им ничего не стоило посреди бела дня застрелить полицейского. И естественно, что полицейские, поняв, что не смогут остановить наплыв преступности обычными методами прибегают к грязным трюкам, что в общем-то справедливо, ведь однажды один умный человек сказал, что вся разница между бандитом и полицейским в том что у последних есть значок, дающий им мнимую защиту. Ну и вот, полиция обращается за помощью к человеку, о котором неизвестно ничего помимо того факта, что он всем сердцем ненавидит бандитов и убийц. Настоящее имя героя Бельмондо неизвестно, но чтобы не прослыть совсем уж «человеком без имени» главный герой картины представляется всем своим псевдонимом — Роже Пиляром. Так вот месье Пиляр занимается тем, что следит за антисоциальными элементами и когда те уже готовы совершить незаконную сделку выводит их из строя и сообщив обо всем в полицию получает заслуженный гонорар. И все бы ничего, но очередным заданием Роже Пиляра становиться поимка неуловимого преступника и убийцы «Ястреба», а для этого герою Бельмондо необходимо заручиться поддержкой мелкого воришки Косты Вальдеса — единственного человека кому посчастливилось остаться в живых после встречи с «Ястребом». Беда лишь в том, что юный воришка отбывает наказание в тюрьме строгого режима, а это значит что герою Бельмондо самому придется стать заключенным…
Сюжет картины уже выглядит достаточно интересно и интригующе, а если учесть какие актеры снялись в этом фильме, то ожидаешь увидеть как минимум интересный боевичок, способный запомниться надолго. И знаете, я часто говорил и буду говорить, что фильмы с Жаном-Полем Бельмондо получаются интересными и неглупыми, но такого я не ожидал. «Частный детектив» — это что-то удивительное. Это умный и многогранный детективный триллер, в котором напряжение не спадает ни на минуту и при всем при этом создатели напихали в фильм ударную дозу экшена, дабы угодить любому, даже самому привередливому зрителю. И первое что бросается в глаза при просмотре данного фильма, так это то что при создание главных героев сценарист, а по совместительству и режиссер картины отталкивался от героев «спагетти-вестернов». То есть у нас имеется три главных героя в глазах которых блестит интеллект, на их лицах отражается тяжесть прожитого, а души их терзают множество переживаний и тревог, но ни один из героев не станет делиться своими переживаниями не то что с второстепенными актерами, но и со зрителем. Во всяком случае не будут они это делать вербально, но их действия говорят лучше всяких слов и благодаря этому можно создать психологический портрет, как «Ястреба», так и Роже Пиляра. И да, я бы мог углубиться в психологию и подробно расписать личности героев, но это могло бы испортить вам все впечатление от картины, уважаемый зритель, поэтому я лучше предоставлю право разгадать эту головоломку вам… Хотя одну подсказку я вам все же дам, в конце фильма была приведена цитата Оскара Уайльда, что была адресована к герою Жана-Поля Бельмондо, и она по сути раскрывает прошлое, настоящее и будущее его героя.
Так же стоит обратить внимание на саму сюжетную линию, содержание которой можно было бы растянуть на целых три фильма, но режиссеру удалось уложить ее в полтора часа экранного времени не превратив происходящее в кашу. А ведь для этого нужен нешуточный талант, который у Филлипа Лабро есть, жаль только что он не так уж часто радовал зрителей своими картинами, но я опять ушел в высокие материи, прошу прощения. Так вот охота за «Ястребом» является ключевой идеей картины и по мере продвижения по сюжету Роже Пиляр и его верный, но незадачливый напарник Коста Вальдес узнают все новые подробности о «Ястребе» и все ближе подбираются к профессиональному убийце, но подается это настолько легко и непринужденно, что следишь не столько за основной сюжетной линией, сколько за побочными. Тут и побег из тюрьмы, тут и сражение с бандой наркоторговцев, тут и зарождающаяся дружба между героями Жана-Поля Бельмондо и Патрика Ферри, а потому концовка фильма наводит на аналогию с раскатами грома в безоблачном небе, настолько она неожиданная.
Подводя итог, хочется сказать, что перед зрителем предстает увлекательный и в чем-то даже трогательный детективный триллер в котором присутствуют как замечательные актеры тех лет, так и превосходное музыкальное сопровождение, без которого фильм бы потерял большую часть своего шарма. Так что если вы не равнодушны к исполнителям главных ролей или если хотите увидеть хороший боевик, который способствует работе серых клеток, то я рекомендую сей фильм к просмотру, оно того и впрямь стоит.
8 из 10
27 августа 2014
Чем хорош жанр детектива? Его интересно смотреть впервые. Чем плох жанр детектива? Последующие просмотры уже не приносят первичной загадки или тайны сюжетных поворотов. Но иногда остается, как в данном случае, наслаждаться превосходной игрой всех актеров и не только Бельмондо.
Конечно он еще не «Профессионал», но все задатки для этого уже присутствуют. С легкостью выводя на чистую воду сильных мира сего и всех нечистых на руку, наш герой, в роли этакого наводчика, как бы, между прочим, раскрывает дело о таинственном грабителе банков, убивающих всех, кто видел его в момент совершения преступления.
Относительно звука можно сказать, что хоть композитор здесь не Морриконе, но музыка добротная, французская. Особенно интересен инструментал используемый в титрах.
Лучшая сцена фильма осталась напоследок. Преступник против детектива глаза в глаза. Он был так уверен в своей безнаказанности, что смотря в глаза правосудию и видя там лишь жажду мести, отражал в своих глазах лишь отчаянье.
3 из 10
22 июля 2011
Французский кинематограф, теперь уже ретро-классический — ностальгический кинематограф переливается бриллиантами, и один из крупнейших — Жан-Поль Бельмондо. Фильм о профессионале-детективе, работающем рука об руку с жандармерией, фильм о жадной молодости, фильм о хладнокровном убийце, сметающем на своём пути всё, ради наживы.
С остроумием, с остросюжетностью, с разговорами о дружбе и надежде, с приключениями, захватывающими дух, идёт расследование на пути к справедливости — негодяй должен быть наказан, а правда и закон восторжествовать. Однако, всегда мы приносим жертву во имя победы… Се ля ви.
Всё время задавалась вопросом: почему? как Пиляр вычислил Ястреба? И только внимательно слушая рассказ парня, я уловила слово «стюард»… Всем поклонникам Бельмондо, французского кино, детективов и просто качественного кинематографа — рекомендуется.
10 из 10
6 января 2011
«Ваше здоровье, Коко!»
Итак, после того, как я в очередной раз посмотрел картину под названием «Профессионал», у меня вдруг появилось ярое желание оценить еще какую-нибудь ленту с участием Жан-Поля Бельмондо. Окинул взглядом я список работ этого французского актера и почему-то выбор пал на фильм, который ранее мне смотреть не удавалось — «Частный детектив». После этого я узнал, что эта картина 1976 года побила все мыслимые рекорды в СССР, этот фильм посещали больше всего в советское время. Несколько позже мне стало известно, что «Частного детектива» очень любили в Советском Союзе, для наших граждан это был особый фильм, который имел собственную специфическую атмосферу.
Представьте, Франция, семидесятые года. В одном из французских городов орудует матерый вор и злостный убийца в одном лице, все его знают по его прозвищу «Ястреб». Конечно, кличка эта неслучайна, ведь, в мирное время этот парень работает проводником в одной авиакомпании, а свое наживное время, он так и бросается на все, что может блестеть. Ну, а когда он выполняет свою грязную работу, он действует не один, нет. Для того, чтобы ограбить тот или иной ювелирный магазин, «Ястреб» берет с собой какого-нибудь юного парнишку. Нет, этот преступник не выбирает первого попавшегося мальчику, прежде наш проводник следит за молодежью, и когда он видит, что парень не совсем благополучный, он берет его под свое крыло. А во время посещения очередного ювелирного салона или после него, «Ястреб» просто избавляется от своих юных подельников. Ведь этот хладнокровный убийца живет по принципу — «я убиваю любого, кто может меня опознать». Конечно же, этому ненормальному легкой жизни не дадут, на него открывает охоту частный агент по имени Роджер Пиллард. А вот этот парень никогда руки не опускает, всегда доводит дело до конца. И это не удивительно, ведь Роджер считается мастером по разоблачению, так называемых, нечистых полицейских, а уж с этим делом ему будет справиться еще легче. Но, не все просто, как может показаться с первого взгляда, жизнь всегда преподносит разнообразные сюрпризы.
Что я получил от этого фильма? Я увидел самого яркого злодея за последнее время, это уж точно. Давненько я не встречал отрицательного персонажа, от которого уже при первом взгляде становится как-то не по себе. Надо признать, что этого антигероя по прозвищу «Ястреб» я просто возненавидел. Как думаете, чья же это заслуга? Естественно, это не секрет. Здесь нужно благодарить совсем недавно покинувшего этот мир Бруно Кремера (пусть земля тебе будет пухом..). Ведь, если подумать, то положительного персонажа сможет сыграть всякий, а вот отрицательного надо еще постараться правильно изобразить, попотеть придется. И Бруно Кремеру с успехом удалось это сделать. Этот взгляд, эта походка, это лицо, эти повадки — просто в дрожь бросало, на самом деле. А это его любимое «Коко» чего только стоит.
Этот криминальный триллер, боевик с элементами драмы и детектива (сколько всего намешали, правда?) держит зрителя в напряжении с самых первых минут, и в этом большая заслуга саундтрека, который написал композитор Мишель Коломбье, такие мелодии никогда не забываются, это уж неоспоримо. Эта музыка задавала депрессивный, меланхоличный, грустный тон, который полностью соответствует действу. Лично я забыл обо всем, когда следил за развитием событий в этом действе. За всем происходящим так интересно наблюдать, что просто диву даешься. Жалко, конечно, это осознавать, но в нынешнем кинематографе не найдешь такой атмосферы. А какая же атмосфера? Я бы сказал, что это атмосфера вечной тоскливой осени, со всеми своими мрачными красками. Постоянно возникает чувство, что перед нами некий такой классический «Город грехов», который только и делает, что пугает, нагоняет страх. Здесь никому нельзя верить, здесь все нечисты.
Так, про отлично сыгранную роль Бруно Кремером я сказал. Что же, теперь настало время самого Жан-Поля Бельмондо. Ну, что же, мне кажется, что это его вторая после «Профессионала» лучшая роль в образе, так называемого, крутого парня. Когда смотришь на Роджера Пилларда, то сразу становится понятно, что этот парень сделает все возможное, чтобы все получили по заслугам. Знаете, от намеченных целей Роджер не отклонится никогда. Возникает такое чувство, что Пиллард живет всеми известным принципом — «вор должен сидеть в тюрьме», и это совершенно правильно, в наше, да и в то время, как видно, не хватало таких персонажей, которых бы ничто не напугало и не смутило (например, взятки). Наоборот, Роджер Пиллард всегда был против коррупции, что он лишний раз и доказывает. Бельмондо, как и обычно, отлично справился со своей ролью.
Знаете, самый явный подтекст, который я заметил в этом фильме, это то, что не нужно никому доверять. Нужно быть верным только лишь себе, а это и будет самым правильным решением. В этом злом мире только и жди, что тебя могут подставить или вовсе расквитаться с тобой. Ты один в поле воин, ты один боец, и только твоя правда действует. Так вот.
Таким образом, мы с вами получили хорошую, а самое главное, что качественную работу французского режиссера по имени Филипп Лабро. Понравилась операторская работа Жана Пензера, с помощью которой мы можем в полной мере оценить весь заряд предоставленной атмосферы, атмосферы, которая так и давит на чувства. Мне кажется, что лента «Частный детектив» лучше всего подойдет к просмотру в дождливый и пасмурный день.
6 сентября 2010
«Взгляни на небо, Тимофей,
Накликал Ивик журавлей!»
__________________________
«Убийца кроткого поэта
Себя нам выдал самого!
К суду того, кто молвил это,
И с ним — приспешника его!»
И так всего одно лишь слово
Убийцу уличило злого…
(Фридрих Шиллер. «Ивиковы журавли»)
Древнегреческое предание, лёгшее в основу баллады Фридриха Шиллера «Ивиковы журавли», гласит о кротком певце Ивике, который шёл на состязание певцов и был убит разбойниками. У Шиллера эта история трактуется следующим образом: журавли сами по себе не раскрывают убийства, но их появление совпадает с содержанием песни, исполняемой хором Эриний, откуда и следует выкрик убийцы про то, что «Ивик накликал журавлей».
Какое же отношение баллада великого немецкого драматурга и поэта имеет к французскому детективу? На уровне поэтических сравнений и аналогий — самое прямое.
«Частный детектив» — это фильм с лихо закрученным сюжетом, музыкой, которая запоминается даже тому, кто начисто лишен слуха, интересными поворотами в развитии действия и глубокой неоднозначной концовкой. Это очень «мужское» кино. Фильм совершенно свободен от любовной линии, и это является одним из ярких достоинств картины. Потому как не нужны женщины в фильме, где в центре фигурируют молодые, харизматичные, яркие персонажи — Жан-Поль Бельмондо и Бруно Кремер. Оба очень ярки, и каждый по-своему запоминается. Можно отметить начало фильма, где герой Бельмондо, вскрыв упаковку, пробует на вкус находящийся в ней порошок, выплёвывает его, с довольным видом передает мешок человеку и после этого, под музыку, удаляется на катер, удаляется своей величественной походкой от бедра, демонстрируя осанку победителя и неизменно высоко поднятую голову. О! Поверьте, это производит неизгладимое впечатление!
Он — яркий пример героя-одиночки, человека, который словно является живой иллюстрацией для строчки из «Вильгельма Телля»: «Тот, кто силён, сильней всего один». Он — независимая, неординарная личность. Но… главный герой лишён имени. «Безымянность» в художественном произведении — приём, позволяющий подчеркнуть отсутствие каких-либо чисто человеческих качеств. И действительно, герой Бельмондо нам рисуется однозначно: бывший охотник за дикими зверями, пришедший к мысли, что единственная интересная для него добыча — это человек. Имеющий солидную прибыль с незаконно проделываемых посадок, этот сыщик экстра-класса живёт припеваючи.
Но это — лишь «пролог» к основному развитию событий, как бы знакомящий нас с самим Наводчиком и дающий довольно чёткую характеристику «подвигам» Ястреба.
«Ястреб», в миру носящий имя Жильбер — стюард, неплохо устроившийся в жизни. Он отлавливает на улице малолетних преступников и берёт их в свои подельники для ограбления ювелирных магазинов. После этого он уничтожает всех, кто может его опознать, и исчезает в небе. Но один из его молодых «помощников» остался в живых. К нему подсылают Наводчика, в надежде выйти таким образом на Ястреба.
«Охотник за головами» соглашается, пояснив: «Я приведу вам этого зверя». Для него поимка Ястреба — будничное дело, за которое обещают хорошо заплатить. И он недрогнувшей походкой идёт в камеру к Коста Вальдесу, походя «преподаёт» ему несколько истин, а потом прямым текстом говорит, чего он вообще делает в этой тюрьме. Мальчишка, казалось бы, возмущён, но Наводчик спокойно говорит ему: «Ты и есть дурак. Связался с человеком, который умней тебя: он совершил преступление, но в тюрьме сидишь ты». Действительно, единственная оставшаяся в живых жертва Ястреба изображена совершенно в одном тоне: круглый идиот. Дурень дурнем. Но именно на это и делался акцент, что казалось бы, за что ему такая доля? Ну не за клиническую же глупость! Можно быть двести раз не соображающим человеком, но за это — не убивают. Такого юношу, ничего в свои 20 лет не видевшего, скорей можно пожалеть.
И именно в тот момент, когда Наводчик покровительственно кладёт руку на плечо Коста и говорит о том, что они вдвоём расправятся с Ястребом, под резкий проигрыш живой мелодии между частным детективом и неудачливым мазуриком пробегает какая-то искра. Наводчик ещё не знает, что мальчишка, пострадавший от действий Ястреба — это перелом его собственной судьбы.
Они оба совершают побег. Но дальнейшие препятствия… были б незначительным пустяком для Наводчика, но для его молодого «друга» они оказываются непреодолимыми.
И здесь можно хоть на целую вечность задумываться над смыслом конца фильма и недоумевать, что же толкает героя Бельмондо на то, что он совершает в финале? Уж не внезапно ли втесавшийся в сердце профессионального детектива (сердце, скорей всего используемое исключительно для кровообращения) порыв жалости? Милосердие? Со стороны может показаться и так. Чувствительные натуры закроют глаза на то, что Коста Вальдесу жалость с милосердием уже не нужны. Но зачем вообще портить впечатление от жёсткого мужского детектива сентиментальными вздохами? Фильм «Частный детектив» — это сухое действие, действие, идущее по чётко прописанной линии, не прорезаемое ничем лишним. Реакции Наводчика очень продуманны (никто не упрекнёт его в непоследовательности действий), но быстры и молниеносны. Фильм — квинтэссенция жёсткого развития событий, решительных действий главного героя и резкой, чуть надрывно звучащей звуковой дорожки. Может быть, в каких-то фильмах лёгкий оттенок сентиментализма будет хорошим украшением — но только не в этом. Глядя на героя Бельмондо, стоящего над страшной находкой, выловленной в баке в подвале дома Ястреба, меньше всего думаешь о жалости — ведь она в данном случае бесполезна. Что же это? Вспоминаем Шиллера: трагедия «Дон Карлос», суровый король Филипп II, стоящий перед главой инквизиции, как провинившийся школьник:
«Прости, но я возжаждал человека!»
«Что вам человек?
Для вас все люди — числа. Иль я должен
Основы управленья государством
Седому разъяснять ученику?»»
Наводчику хорошо разъяснили науку «охоты за головами». И для него все люди действительно были «числами». «Числами» в погоне за наваром. Но Коста Вальдес явно выбился из этого ряда. Именно он, и никто другой, сумел пробудить в профессиональном сыщике, лишённом имени, человеческое чувство.
Герой Бельмондо делает единственно верный для себя выбор. Категорически отвергая сентиментальную и неуместную в контексте фильма мысль о жалости, приходится прийти к мысли, что поступок Наводчика — это человеческий жест, эмоциональный порыв, основанный на том, что есть вещи, которых просто не прощают.
«Взгляни на небо, Тимофей,
Накликал Ивик журавлей!»
Во время финальной встречи Наводчика и Ястреба, которая по закону жанра просто не могла не состояться, Охотник фразой «Твоё здоровье, Коко!» компрометирует себя так же, как в балладе Шиллера себя раскрыл убийца Ивика. Только в фильме происходит «перемена фигур»: у Шиллера свои планы выдаёт виновный, в фильме себя разоблачает мститель.
Атмосфера накалилась. Воздух можно резать ножом. Под резкий, въедающийся в клетки мозга мотив два антипода пожирают друг друга глазами…
Финальная цитата ёмко подводит черту под фильмом. Наводчик и впрямь за все заработанные им деньги не может выкупить своего прошлого… но надо ли оно ему?
8 декабря 2009
Смотрел впервые в конце семидесятых, с родителями в кинотеатре Нивки (Киев), который теперь местные районные власти медленно но верно довели до банкротства, чтоб в обозримом будущем приватизировать на халяву. Извините, слегка отвлекся. Так вот, пересмотрел фильм в 44. Не знаю, может ностальгия мешает судить объективно (согласитесь, старая картина, будто невод, извлекает с самого дна личные воспоминания, порой уже не связанные с просмотренным фильмом, дух того времени, что ушло без возврата, грусть с привкусом сладости, и все такое), но лента, по крайней мере в моих глазах, совершенно ничего не потеряла. Неподражаемый Жан-Поль Бельмондо, рыцарь без страха и упрека семидесятых, без устали рубит щупальца мафиозных спрутов, впрочем, на поверку оказывающиеся не особенно длинными и могучими. Ни малейшего желания придраться к мелким огрехам, «Частный детектив» замечательный фильм-сказка. Говорят, в Отечественную войну раненым в госпитале давали «Трех мушкетеров» Дюма, и они быстро шли на поправку. Есть и другие такие книги. Есть и такие фильмы, я бы сказал, с терапевтическим эффектом, как таблетки от серых будней и невзгод. «Частный детектив» — один из них. Записал себе на диск за компанию с «Детективом» «Кто есть кто» и два первых «Ва-банка». Держу, как пилюли в аптечке, на случаи, когда совсем руки опускаются и уже не хочется ничего…
7 мая 2009
Да… мне тоже очень нравится именно этот фильм у Бельмондо. Еще маленьким когда посмотрел, зацепило кино.
Все верно сказано выше, добавить нечего. Настоящий продукт, с душой и харизмой. Подкупило какое-то общее видение окружающего мира — музыка и тоска. То ли климат у французов такой, то ли и правда режиссер так тонко ощущал осень, но настроение создает метко. Так и охота самому куда-то в те года, в унылые места за кем-то гоняться или от кого-то убегать.
Романтика, которая тянется из мальчикового детства.
26 декабря 2008
Один из шедевров французского «полара», снятый в жёстких рамках криминального жанра. Частный секретный агент, работающий по заданию Министерства юстиции Франции и занимающийся отловом и разоблачением «стражей правопорядка» с криминальной средой, ведёт жестокую охоту за грабителем банков и хладнокровным убийцей по кличке «Ястреб». В принципе, вот и весь сюжет. Но интрига фильма заключается в несколько другом.
Во-первых, бесподобная актёрская игра двух противников (Жан-Поль Бельмондо в роли частного детектива и Бруно Кремер в роли неуловимого и беспощадного «Ястреба».) Это заочное противостояние держит в напряжении зрительское внимание до самых финальных кадров. Каждый из актёров придаёт своему экранному герою индивидуальные черты характера. Поэтому, выделить кого-то особо (Бельмондо- большой «плюс», т. к. положительный герой, а Кремер- большой «минус», т. к. отрицательный герой. «Плюс» на «минус» получается прекрасный «монолит актёрского тандема») не вижу смысла.
Во- вторых, великолепная режиссёрская работа Филиппа Лабро. Надо заметить, что режиссёр Лабро до «Частного детектива» не был особо известен и популярен в широких кинокругах. Именно, «Частный детектив», бурей прокатившийся по экранам Европы, сделал режиссёра узнаваемым, на его имя уже обращали внимание, его новые работы ждали, но, забегая вперёд, скажу, что, кроме потрясающего мелодраматического детектива (представляете, вот такое редкое сочетание жанров) «Берег левый, берег правый», Филипп Лабро в дальнейшем ничего стоящего так и не создал. В «Частном детективе» режиссёр продемонстрировал великолепное чутьё полицейского «чёрного жанра», где «меньше слов, а больше дела», где главный герой (в данном случае, герой Бельмондо), полагается только на свой верный глаз, быстрые ноги и крепкие руки, в нужный момент наносящие зубодробильные удары и не знающие никогда промаха. Уверенная режиссура сделала фильм очень мощным и захватывающим, где сюжет, как сжатая пружина, вот-вот распрямится и тогда…
В-третьих, потрясающая музыка Мишеля Коломбье. Его тоскливая, несколько надрывная мелодия очень удачно сочетается с общей темой фильма, придавая осеннему Парижу и его окружающей природе новые краски этого времени года. Я, поистине, наслаждался каждым кадром, каждой сценой, каждым действием фильма, каждым звуком музыки Коломбье… Я жил!
В конце хочется заметить, что «Частный детектив» вышел на советские экраны в 1978 году и сразу вошёл в пятёрку лучших зарубежных фильмов того года. Несмотря на то, что фильм демонстрировался под цензом «Детям до 16…», мы, мальчишки 12—14 лет, бегали на сеансы по несколько раз. Нам нравился Бельмондо, нам нравился Кремер, нам нравился «Частный детектив»! Сейчас, спустя почти тридцать лет, я с тихой тоской в душе пересматриваю этот шедевр, а вместе с ним мысленно возвращаюсь в своё безмятежное детство… Эх, как бы хотелось то всё вернуть!
10 из 10
23 февраля 2008
По-моему мнению, недооценённый шедевр французского криминального «поляра» 1970-х. С первых кадров на пристани в голландском Роттердаме, когда под пульсирующие аккорды невероятной музыки Мишеля Коломбье пробегают школьники и возникает со спины фигура главного героя, понимаешь, что перед тобой одно из тех экранных произведений, которые запоминаются на годы вперёд.
Такой харизматичной творческой формы у режиссёра Ф. Лябро, композитора Коломбье и Бельмондо-супермена впоследствии уже не было. Хотя режиссёр по ходу прибегает к цитатам из «Фантомаса», С. Леоне и «Побега»(1972) С. Пекинпа, тем не менее к финалу ощущаешь самобытную индивидуальность фильма, который, к сожалению, сами французы приняли почти с безразличием (445 тысяч зрителей в Париже — низкий показатель для суперзвёздного времени Бебеля).
Пришедший в кинорежиссуру бывший журналист и поклонник американских детективов Филипп Лябро, разогревшись на лентах «Без видимой причины» (1971) и «Наследник»(1972, тоже с той же творческой группой), в «Наводчике» (настаиваю на таком переводе оригинального названия) выдал почти безупречный жанровый результат. К достоинствам ленты можно смело отнести, ритмически чёткий монтаж, органичное совмещение к финалу двух (малосвязанных в начале) остросюжетных интриг с участием героя и
грамотную музыкальную характеристику персонажей с умело поданными контрапунктами.
В первый (и, увы, в последний) раз Бельмондо в своей детективной кинобиографии отлично предстал в роли сдержанного супермена. Конечно, он привычно улыбается и бравирует своей крутостью, но… без той вертлявой буффонады, которая перехлёстывает через край в других его боевиках и комедиях.
«Частный детектив», наверное, самый дедуктивный фильм-действия с Бельмондо. Его герой без имени (кроме подставных настоящее которого с экрана ни разу так и не произносится) — может быть не столько действует, сколько анализирует действия, особенно в первых 20 минутах сюжета. — Который, может быть, и тривиален для своего жанра, но его не совсем заурядное воплощение тянет на лестное определение — «фильм с характером», финальная фраза которого («Твоё здоровье, Коко!») даже спустя 30 лет остаётся расхожей в народе. Также как и постоянно повторяемая наводчиком коронка: «Кофе, рюмку ликёра, сигару!».
… Министерство юстиции Франции нанимает на контрактной основе неофициального профессионала, известного в преступной среде по кличке «Наводчик». Целью этого нелегала является борьба с криминальными элементами… незаконными методами.
На свой страх и риск он в одиночку выслеживает продажных полицейских, наркоторговцев и сутенёров, а юридические чиновники помогают ему обходить полицейскую рутину и действовать в обход закона «без формальностей».
Но одно условие непреложно: «наводчик» (или «частный детектив») ни при каких вариантах не должен засвечивать своё существование. В противном случае его высокопоставленные заказчики автоматически прибегнут к «доктрине одобрительного отрицания» (иными словами обрубят с ним все связи и включат «мороз»).
Вскоре от Министерства он получает заказ на поимку самого опасного серийного убийцы Франции — «Ястреба». Под личиной щедрого благодетеля Ястреб нанимает парней из числа беспризорной молодёжи для налётов на банки, а затем цинично убивает их. («Коко, я убиваю всех, кто может меня опознать» — это оттуда).
И вот: один нелегальный профи (со знаком «+») разыскивает другого столь же нелегального профи (со знаком «-»). Во что это в результате выльется вы узнаете, посмотрев сей интригующий фильм.
Безусловно, что фактурный стюард Жильбер (он же грабитель-убийца «Ястреб») в знаковом исполнении 47-летнего Бруно Кремера — самый лучший кинематографический противник Бельмондо. Многие в этой связи упоминают Р. Оссейна с его беспринципным Розеном в «Профессионале». Но Кремер, лично мне, нравится на порядок больше. Музыка Мишеля Коломбье — вообще отдельная субстанция этой минорной «осенней» киноистории. Всеми напеваемая тема Э. Морриконе из «Профессионала» — вещь необычная, но слишком сентиментальная. И по силе воздействия и завораживающему напору ей до главной темы «Частного детектива» — как до Луны.
4 октября 2007
Для меня это один из лучших криминальных боевиков с участием бесподобного Бельмондо. Уж не знаю, сколько раз я смотрел этот фильм, но я всегда готов пересмотреть его всё снова и снова.
Режиссура и сюжет жестки как сама жизнь. «Ф. Лабро не позволяет себе той лёгкости и шутовства, что потом станет «фирменным знаком» полицейских фильмов наподобие «Кто есть кто»' (Р. Максоцкий). А музыка Мишеля Коломбье создаёт ту атмосферу фильма, которую ни с чем больше не спутаешь. Кстати, любопытно, что для каждого героя есть свой характерный лейтмотив (новатором этого приёма является, пожалуй, Э. Морриконе).
Бельмондо в роли «Охотника», Бруно Кремер со своим «дьявольским шармом», молодой и наивный Патрик Фьерри настолько вжились в свои роли, что реалистичность фильма не может подвергаться сомнению. Такого у Лабро больше не вышло… Даже в «Наследнике».
10 из 10
9 сентября 2007