Рейтинг фильма | |
![]() |
6.8 |
![]() |
6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Алиса, или Последний побег |
английское название: |
Alice ou la dernière fugue |
год: | 1976 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Клод Шаброль |
сценаристы: | Клод Шаброль, Льюис Кэрролл |
продюсеры: | Пьер Гоше, Патрик Хилдебранд, Эжен Леписье |
видеооператор: | Жан Рабье |
композитор: | Пьер Жансен |
художники: | Морис Серджент, Вики Тиэль, Филипп Тюрлюр |
монтаж: | Моника Фардулис |
жанры: | триллер, фэнтези, драма, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
19 января 1977 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 33 мин |
- Я не могу тебя больше терпеть.
Жан-Люк Годар, вспоминая о своем фильме «На последнем дыхании», говорил следующее: я думал, что снимаю «Лицо со шрамом», а получилась «Алиса в стране Чудес». В фильме «Уик-энд» Годара, снятом спустя 7 лет, уже появляется такой титр: «du cote de chez Lewis Carroll». C Клодом Шабролем также получается интересная история: хотел снять «Алису», а снял итальянский ужастик. Противоречит ли одно другому? Не думаю. Сюжет у фильма достаточно прост: жена (звезда «Эммануэли» Сильвия Кристель) уходит от опостылевшего ей мужа, самодовольного самца, поедающего виноград. Презрев непогоду, героиня преодолевает на своем авто некоторое расстояние, пока не оказывается у ворот таинственного поместья... То, что происходит далее выглядит сплавом мистики, макабра, черного юмора и эротики.
Шаброль снял кино о свободе (как и любое другое кино со словом «побег» в названии), о птицах, которые не улетают из открытой клетки, о красоте Сильвии Кристель, о ее ногах, о спойлерах (во всех смыслах этого слова). Алиса Кэролл (у героини говорящее имя) вынуждена отказаться не только от своей прежней жизни, но и от прежней себя: для этого ей нужно разобраться, отрефлексировать собственные страхи/желания, осознать свое положение, чтобы суметь преодолеть трудности, причудливым образом сгенерированные сознанием («Мы это образы, созданные вами» звучит из уст персонажа); и впоследствии, вырвавшись из порочного круга, оказаться в другой реальности.
Сильвия - не сильная актриса, не Симона Синьоре, но в «Алисе» Шаброля от нее не требовалось ни серьезной игры, ни даже хорошей. Скорее отсутствие игры (или ее «не-игра») пошло на пользу фильму, похожему на сон. Сильвия потрясающе красивая женщина, поэтому она в состоянии увлечь зрителя даже в моменты заваривания кофе. Шаброль сделал ставку на визуал, поэтому его «Алису» нельзя назвать сюжетным фильмом; это кино, рассказанное не диалогом, а движениями камеры, стоп-кадром, спецэффектом и шумом ветра. Другими словами, чистое кино. Сегодня подобным образом снимают свои фильмы Эллен Катте и Бруно Форцани.
Кино не имело большого успеха, на что Сильвия иронично среагировала: чем больше на мне одежды, тем менее успешен мой фильм. В роли обитателя поместья снялся ветеран французского кино Ванель, для которого участие в подобном неординарном проекте не являлось откровением: актер имел опыт работы с Гремийоном и Бунюэлем.
8 из 10
17 января 2025
Давным-давно, в 1977 году Шаброль снял фильм, который до сих все переснимают до наших дней: и Скорцезе, и Ламберто Бава, и кто рангом поменьше (Эдриан Лайн), а М. Найт Шьямалан так вообще карьеру сделал на этом. Ну, конечно не сам фильм, а идею.
Что касается самого фильма — то, как ни странно, это фильм одного актера — Алисы (то есть Сильвии Кристель), она его, конечно, не вытягивает (кроме безупречной сцены в ванной). Поэтому в помощь ей посланы актеры, играющие кролика, администратора и т. п. Но они столь блеклы на ее фоне!
К тому же, это наверное единственный фильм Шаброля, к которому применим тэг #фэнтези — вот уж никак не ожидал. Но, что есть, то есть. Сценарий маэстро писал в одиночестве, и решил финал так, как ему вздумалось. Здесь не затронуты практически никакие социальные проблемы, кроме первых 15 или 10 минут фильма)).
Картина относится к золотому периоду Шаброля — и к коммерчески успешному, и тому, по которому его все знают в России (до этого были все его великие семейные детективные экзерсисы — от «Неверной жены» до «Кровавого распутства»), позже была только «Церемония». И, как ни странно, этот фильм в общем тоже относится к фильмам, происходящим в буржуазной среде, сколько бы не отстранен был сюжет от реальности. Об этом свидетельствуют замок и дворецкий)).
В этот период Шаброль работал со всеми звездами французского и мирового (голливудского кино) — Роми Шнайдер, Франко Неро и т. д. Здесь в его поля зрения попала С. Кристель (которая конечно же уже снялась в «Эммануэль» и эксплуатировала этот образ далее). И возможно, маэстро решил поэкспериментировать с жанрами, зайдя на территорию «Фотоувеличения» — фильмов с мистической загадкой.
Хотя самое странное и мистическое — то, что в фильме не снималась Стефан Одран).
Все злоключения героини разрешаются молниеносно, такие фильмы снимают чтобы поразить зрителя к финалу, и сейчас это уже, конечно, целое направление в кинематографе, а мы можем наблюдать попытки 1977 года — уж кому что нравится.
9 января 2016