Рейтинг фильма | |
![]() |
6.5 |
![]() |
6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Выбор цели |
год: | 1975 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Игорь Таланкин |
сценаристы: | Даниил Гранин, Игорь Таланкин |
видеооператор: | Наум Ардашников |
композитор: | Альфред Шнитке |
художники: | Татьяна Лапшина, Александр Мягков, Ольга Кручинина |
жанры: | драма, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
23 февраля 1976 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
2 ч 28 мин |
«Выбор цели», 2 серии, СССР, 1975
Обычно в фильмах мы встречаем символическую концовку, но в «Выборе цели» очень символическое и многозначное начало. Глобус — земной шар — вот выбор цели. Фильм посвящен созданию атомной бомбы: параллельно показаны события, связанные с работой над созданием атомной бомбы, проводимые немецкими физиками; Манхэттенский эксперимент Р. Оппенгеймера; и работа группы «отца» советской атомной бомбы Игоря Курчатова в 1946 году.
Сценарий написан Даниилом Граниным, в фильме звучит музыка Альфреда Шнитке, удивительно подходящая к теме фильма.
Прекрасный актерский состав: и М. Ульянов (как всегда, хорош в роли Жукова), и И. Смоктуновский, и Г. Жженов, и С. Юрский — все прекрасно сыграли свои роли. И, конечно, Сергей Бондарчук.
Хорошо переданы характеры политических лидеров и ученых той эпохи. Специфическая манера Сталина хвалить в его разговоре с Жуковым: «Что-то Вы, товарищ Жуков, слишком часто стали побеждать». Увлечение Гитлера гаданием и его научная недальновидность. Прессинг на членов Манхэттенского эксперимента, в частности на Р. Оппенгеймера, со стороны куратора генерала Гровса; история с коммунисткой Джин Тэтлок.
Фильм практически полностью построен на событиях, имевших место. Здесь и письмо А. Эйнштейна президенту Рузвельту; и моральные колебания немецких физиков, и моральные колебания американских физиков. Есть в фильме моральные колебания и советских физиков. Ученики Курчатова, после успешно проведенных экспериментов, спрашивают самих себя: «Кого мы создали: дитя или дракона?».
Вообще очень взвешенно и с большим уважением показаны великие ученые всех трех стран (Германии, США, СССР), которые находятся перед огромным моральным и жизненным выбором. В фильме, несмотря на то, что он снят в 1975 году, нет однозначных оценок «с плеча». На примере сцены в немецком кафе авторы ставят вопрос: как должны вести себя ученые в тоталитарном государстве? Закопать свой талант, только чтобы не работать на тирана? Или двигать науку и идти в услужение тоталитарной власти? Этот вопрос, я думаю, снова стоит перед многими из нас.
Пытаясь воссоздать атмосферу того времени, и небезуспешно, режиссер включает показательные послевоенные документальные кадры, подтверждающие, в каких тяжелейших условиях создавалась атомная бомба в СССР.
Очень впечатляет «выбор цели» американскими генералами, когда исход войны, в том числе и с Японией, был предрешен и использование ядерного оружия, безусловно, не требовалось. Показательная демонстрация силы, когда над Хиросимой повисла темно-серая туча диаметром 5 км.
За удачный взвешенный сценарий, за интересную музыку Шнитке, за игру актеров и, да, за нравственный пафос
8,5 из 10
2 февраля 2018