Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Удочерение |
английское название: |
Örökbefogadás |
год: | 1975 |
страна: |
Венгрия
|
режиссер: | Марта Месарош |
сценаристы: | Дьюла Хернади, Ференц Грюнвальски, Марта Месарош |
видеооператоры: | Марта Месарош, Лайош Кольтаи |
композитор: | Дьёрдь Ковач |
художники: | Тамаш Банович, Жужа Вице, Андрашне Кишш |
монтаж: | Эва Карментё |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 сентября 1975 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Фильм Марты Месарош прост и, не побоюсь этого слова, реалистичен. Только реалистичен он без всякого намека на соцреализм. Кино Восточной Европы периода СЭВ часто было гораздо свободнее эстетически и идеологически, чем продукция, производимая в Советском Союзе. Нельзя сказать, что это противопоставление принципиально или же в СССР все фильмы художественно ангажированы, тем не менее некоторые мотивы звучат в той же Венгрии несколько иначе.
В «Удочерении» все выстроено на, если можно так сказать, на диссонансной рифме героинь. Одна только начинает жизнь, еще не достигла совершеннолетия. Другой уже за сорок, ей хочется ребенка, хотя не было даже мужа. Но мужчины у обеих героинь есть. У первой — молодой красавец, который встречается с ней раз в неделю и, как ему кажется, готов к тому, чтобы жениться. У второй — несколько потрепанный возрастом ровесник, давно и безнадежно женатый, да еще и с детьми. Вот он не готов что-либо менять и, например, становиться отцом ребенка, чего так хочет героиня. Вот, собственно, вся база отношений героев, которая постепенно развивается в фильме. Мы видим, как женщины разного возраста и опыта постепенно сближаются, как они находят друг в друге чего им недостает в жизни.
Мы понимаем, что перед нами не мелодрама, а психологическая драма с экзистенциальными мотивами, переживанием дефицита родственных душ, которых так хочется рядом. Месарош показывает все это деликатно, но при этом и откровенно; тонко, но глубоко. В фильме нет мифологизации фигур родителей (как, допустим, в «Отце» Сабо) или символизации фигур детей. Все остаются самими собой. В шедевральной по своей документальной простоте сцене свадьбы кажется, что актеры уже даже и не играют, а проживают свои роли, режиссер точно знает, что всякую метафоризацию и повышенную условность ей не простят. Оставаясь внешне бытовой, картина внутренне совсем не бытовая, она об истинности чувств, которые помогают преодолеть пустоту, что может возникнуть в человеке на самых разных стадиях жизни. И в данном смысле это картина о всяком человеке, независимо, в какой, кап- или соцстране он живет. Месарош свободна от цензуры не потому, что она ей противостоит, а потому, что она ее не замечает.
8 из 10
12 августа 2015