Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Смерть проводника |
английское название: |
Mort d'un guide |
год: | 1975 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Жак Эрто |
сценаристы: | Жак Эрто, Анри Гранже |
видеооператоры: | Луис Миалье, Ren Vernadet, Жорж Орсе |
композиторы: | Эрик Демарсан, Франсуа де Рубэ |
художник: | Пьер Соула |
монтаж: | Жиль Амаду |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 января 1975 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
Не имея гордыни, вы думаете, возможно, сделать то, что мы делаем?
Первый раз посмотрела этот фильм несколько лет назад, и он тогда меня поразил — и концом, и некоторыми фразами об альпинизме. Очень ярко запомнились некоторые эпизоды. После недавнего второго просмотра до сих пор нахожусь под впечатлением. Фильм прекрасен и видеорядом (к сожалению, качество доступных для скачивания записей оставляет желать лучшего) и музыкальным сопровождением, очень органично ложащимся на величественные виды Альп. Изначально фильм был снят для показа на телевидении, и лишь после выхода его на ТВ в 1975 г., он был переведён на киноплёнку и вышел в кинотеатрах. Лучше смотреть с французским звуком и субтитрами.
Очень правдиво и качественно отражены будни альпинистов, техническая работа на восхождении (особенно, применение ИТО — искусственных точек опоры). Неправдоподобным сейчас кажется отсутствие касок (но в 1970-е в Альпах могло такое быть); а одновременное продвижение по сложному рельефу, где по правилам должна быть попеременная страховка, можно отнести на счет художественного замысла (так смотрится динамичнее). Впрочем, для неспециалиста это несущественно.
Остро чувствуются и все этические неловкости, связанные с журналистским ремеслом. Но самые сложные вопросы, которые ставит фильм — вопросы совести, личного выбора, гордыни, тщеславия и долга. После вдумчивого просмотра понимаешь: не горы убивают людей — нет, людей в горах убивают их пороки, вернее даже мелкие неправильные решения, обусловленные определёнными личностными качествами. Хотя нельзя однозначно сказать, кто виноват в показанных нам смертях и можно ли было их предотвратить (скорее, всё-таки, можно), последние слова Мишеля Сервоза как будто дают понять, что он чувствовал себя виноватым. Кроме того, он не отрицает упрёка-обвинения второго клиента, а произносит эту жуткую и великолепную фразу о гордости, приведённую в эпиграфе.
В фильме нет такого постоянного эмоционального накала, как, например, в «Северной стене», но он всё равно ни на минуту не даст вам заскучать. Особенно после того, как становится ясно, кем является второй напарник Сервоза по связке.
Конец, безусловно, шокирует. Мы вместе с главным героем чувствуем липкий ужас этой пропасти и полную безвыходность положения.
Актерская игра без нареканий, стоит отметить, что Пьер Руссо, сыгравший Сервоза, получил высокую оценку от известного французского альпиниста Мориса Эрцога (который первым взошёл на восьмитысячник), а это дорогого стоит. Неудивительно, что фильм пробудил во многих желание заниматься альпинизмом: он прост и пронзителен одновременно, и, если такие люди как Мишель Сервоз существуют в реальности, именно альпинизм делает их такими.
9 из 10
25 марта 2016