Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Превращение |
английское название: |
Die Verwandlung |
год: | 1975 |
страны: |
Германия (ФРГ),
Австрия
|
режиссер: | Ян Немец |
сценаристы: | Франц Кафка, Ян Немец |
видеооператоры: | Томас Маух, Николь Гаске |
композитор: | Эвжен Иллин |
художники: | Хельга Пиннов-Штадельман, Герд Краусс |
монтаж: | Horst Rossberger |
жанры: | фэнтези, комедия, драма, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 октября 1975 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 55 мин |
Редкая работа именитого Яна Немца снята уже на чужбине. К очередной экранизации «Превращения» Кафки автор подошёл как обычно новаторски. Так акцент смещён с главного героя на его окружение. Самого же протагониста мы так и не увидим, но вот прочими лицемерными и меркантильными персоналиями насладимся вдоволь.
Как не отметить оригинальную постановку, где большая часть фильма видится как бы из глаз самого насекомого? Задумка интересна, ведь таким образом мы мало того, что избегаем боди-хоррора, но и глубже погружаемся в гущу событий. Камерное, и манерное представление, с крупными планами и подвижной сьёмкой как бы манит зрителя поближе к Грегору и его переживаниям.
Кино же так и сочится суетой. Не той, что у Михалкова, а исконно чешской, если угодно Шванкмайерской сумятицей. Постоянные шум, гвалт, топот, судорожные монологи и методичный развал убранства держат ритм и передают царящее на территории жилплощади напряжение. Однако жаль, что в хронометраж не очень-то и влезло постепенное изменение отношения жильцов квартиры к до удобного быстро теряющему дар речи «жучищу». Настороженно, они моментами вроде бы и пытаются обращаться с ним как с членом семьи. Но собственное благополучие всегда первостепенней ненужных хлопот. Разбалованная троица изначально не считает нужным брать героя под опеку, нанимая для этой цели эпатажную служанку.
Впрочем, той же точки зрения придерживается и бывший кормилец. Достаточно наивный и простодушный, надо заметить, индивид. Скажем, наличие заранее спрятанных средств отца его нисколько не смущает. Хотя чего уж там говорить, ему и внешний облик не так важен как потеря рабочего места.
Отрадой очей для всех присутствующих оказывается дочка, младшенькая. Она и на инструменте играет, и французский возвышенно заучивает, да и вообще на выданье готовая невестка. Таким образом, весь кинофильм мы и наблюдаем как присутствующие без конца и края отъедаются на последние деньги, недовольствуют относительно неудобного сына-брата и лелеют доченьку.
Ещё из начала понятно, что старшой тут нужен лишь как безропотно сносящий любые невзгоды добытчик. Потому относительно сложившейся безумной ситуации присутствующие не испытывают ужаса. Лишь недовольство.
И таки главной проблемой мне представляется всё та же ключевая изюминка. Странное шипение насекомого перемежается с кусками кожи по краю кадра. Можно было бы объяснить, что в обоих таких случаях в мизансцене не фигурирует сестра. Но с чего бы ей льнуть щекой к жуткому, изгоняемому родителями, членистоногому?
Не сказать, чтобы домочадцы явно желали Грегору зла, но наличие дефективной рабочей лошадки их либо не интересует, либо служит потехой. В которую выливаются редкие проблески мнимого сострадания. Показательно, что всё, что отображено от самого Грегора на экране это лишь разившая мякоть яблока. И созвучная бессодержательности жизни героя пустота непомерно здорового импровизированного гроба.
Как сложится судьба, живущих на деньги от продажи ещё работягой приобретённых хором бездельников, в случае если надежды на состоятельного кавалера, для дочурки, не вполне состоятся остаётся за кадром.
6 из 10
6 июня 2021