Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Повелитель |
английское название: |
Overlord |
год: | 1975 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «Presented by The Imperial War Museum» |
режиссер: | Стюарт Купер |
сценаристы: | Кристофер Хадсон, Стюарт Купер |
продюсер: | Джеймс Куинн |
видеооператор: | Джон Олкотт |
композитор: | Пол Гласс |
монтаж: | Джонатан Джили |
жанры: | драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 февраля 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
Случайным образом наткнулся на этот малоизвестный (а возможно и отчасти забытый) английский фильм «Оверлорд» (в некоторых источниках встречается под дословным переводом «Повелитель») некоего Стюарта Купера, рассказывающий о подготовке и высадке союзных войск у берегов Нормандии. И, как часто и бывает в таких случаях, этот тихий фильм долгие годы хранился на своей запылённой полочке, чтобы найти своего зрителя и потрясти его.
Фильм рассказывает история 21-летнего паренька по имени Том, которого призывают на службу, который покидает любимый дом, любимых родителей и любимую собаку, проходит тяжёлую школу «учебки» (которая легко может потягаться по жестокости с «Цельнометаллической оболочкой» Стэнли Кубрика), впервые влюбляется и оказывается вместе со своими товарищами у французских берегов в «День Д».
Фильм завораживающе совмещает в себе основную сюжетную линию, множество документальной хроники и ряд причудливых и невероятно красивых сюрреалистических вставок, показывающих прошлое и будущее героя, его реальность и грёзы. Как этот неописуемый коктейль не выходит за рамки дозволенного, соединяется в единое целое и не разваливается в руках режиссёра — остаётся чарующей загадкой этой кинокартины. Роль новобранца, сыгранная Брайаном Стернером, к сожалению, так и осталась по необъяснимой причине единственной крупной ролью в карьере этого актёра. Его невинное и светлое лицо, открытое навстречу любви и дружбе, как зеркало, отражает всё, что лежит на душе у главного героя.
Вечная история о том, как война калечит судьбы молодых людей, рассказана здесь совершенно оригинальным и свежим способом. Жёстко и поэтично. Страшно и трогательно. Так, что это невозможно передать словами. Это просто нужно видеть.
10 из 10
10 ноября 2019
То, что я вообще узнала о существовании этого фильма — большая удача для меня.
Операция Overlord — это британское название высадки в Нормандии; соответственно, действие фильма разворачивается во время Второй мировой войны. Главное действующее лицо — молодой британец, едва достигший совершеннолетия (21 года), который вместе с другими, в большинстве своём молодыми ребятами, был призван в армию в 1944 году. Одна из особенностей фильма — это то, что он как минимум на одну треть (а то и на всю половину) состоит из документальных кадров: это реальная военная техника, реальные бомбёжки, реальные взрывы и пр. Для того, чтобы совместить хронику с новым материалом, Купер пошёл на вполне логичный шаг: снял весь фильм на старую аппаратуру (возможно ещё как-то состарил изображение, но без фанатизма — никаких царапин на плёнке, трясущихся кадров и тому подобное). Так что произошло редкое для кино совмещение реальности и вымысла, при этом художественная часть так хорошо сошлась с документальной, что результат вышел весьма интересным, даже исключительным.
В этой истории очень мало необычного — этот путь, от призыва до поля боя, прошло огромное количество мужчин, миллионы человек из разных стран. Но история эта рассказана неординарно и в то же время очень просто: эта простота подкупает, потому что в то время, как во многих картинах за замысловатостью и насыщенностью экшеном прячется полное или частичное отсутствие идеи, здесь прятаться не за чем, — поэтому и искать ничего не приходится: понять и прочувствовать этот фильм сможет любой, кто захочет, вне зависимости от пола, возраста, социального положения и так далее. За отсутствием экшена и прочей шелухи остаётся много пространства для художественной передачи чувств и идей, и от этой простоты и честности цена Overlord сильно возрастает в моих глазах.
Overlord — фильм, который не заслужил безвестности и забвения. Остаётся только надеяться, что он не будет полностью забыт и потерян, интерес к нему когда-нибудь в будущем возрастёт — и тогда по достоинству оценят талант Стюарта Купера, так печально погребённый под кучей телевизионных детективчиков и фильмом с Александром Невским (что уж совсем печально).
10 из 10
4 октября 2017
Если сейчас поискать в интернете информацию о Стюарте Купере, то за его поздним позорищем под названием «Убийство в Вегасе», а также кучей других никому не известных и ненужных телефильмов невозможно будет заметить славной «Операции Оверлорд» (откуда взялся Повелитель в русском переводе — загадка тысячелетия).
Картина тогда ещё начинающего режиссёра в ярких красках чёрно-белой хроники (так бывает) отображает суть войны глазами молодого солдата. Тренировки, строгая дисциплина, товарищи, первая и последняя любовь, страх, взрывы, стрельба, молчание, письма из дома… и наконец уверенность, поселившаяся в сердце, о том, что война тебя обязательно заберёт, лишив жизни. Всё это проносится перед глазами зрителя сумбурной строкой, в которой кадры хроники перемешиваются с кадрами кино. Создаётся ощущение, что смотришь два разных фильма (художественный и документальный), технично сплавленных в одну незамысловатую, но трогательную историю.
Здесь есть несколько очень достойных (при этом достаточно скромных) сцен, увлекательный монтаж, чудная атмосфера (режиссёру удалось найти ужасное в прекрасном и прекрасное в ужасном, смешав оба компонента), а также симпатичный актёрский состав, отыгрывающий свои роли совершенно нормально, без избытка или недостатка в действии. Местами может стать скучновато, однако в данном случае это нормальное состояние. Финал же получился несколько скомканным. Тем не менее, он в полной мере отобразил трагизм судьбы главного героя.
Не ожидал, честно говоря, что «Операция Оверлорд» мне понравится. Казалось, будет совершенно средненький военный фильм. А вот и нет. Приятно удивлён.
7 из 10
2 августа 2016
Если хотите узнать, какими в середине 70-х годов прошлого века были лучшие образцы того, что мы сейчас называем «артхаусом», «фестивальным кино», то обязательно посмотрите этот фильм. Он абсолютно справедливо отмечен высокими наградами Берлинале-75, хотя лично я бы дал ему «Золотого медведя», на которого «Повелитель» и номинировался.
По своей сути это строгий, порой даже суровый психоделик на тему Второй мировой войны, принципиально чёрно-белый. Благодаря этому режиссёр и соавтор сценария картины Стюарт Купер так органично соединил отснятый им материал и озвученную военную кинохронику тех лет (которая занимает более трети картины), что создаётся впечатление единого целого и очень трудно понять (а надо ли?), где кончается хроника и начинается собственно кино (лишь в редких моментах хронику чисто технически выдаёт качество картинки; что ж, тогда не было возможности компьютерно «подчистить» исходник). Ни до, ни после того я ничего подобного не видел. Наверное, плюсуя сюда впечатляющие даже современного зрителя комбинированные съёмки и смысловые «навороты» (фрагмент главного из них вы видите на опубликованном здесь постере), стоило бы дать «Повелителю» ещё и приз за визуальные эффекты.
О чём же речь идёт в картине?- Да попросту о спокойном, «задумчивом» и очень симпатичном британском пареньке, которого призвали на службу как раз накануне высадки союзников в Нормандии. Идёт усиленная подготовка к ней, идёт солдатская жизнь. И вот именно её показом (на мой взгляд, вполне правдивым) «Повелитель» диаметрально противоположен масштабным, бравурным военным «блокбастерам», которых в 50—70-е годы союзники наснимали великое множество, дабы посредством кинематографа возвеличить свою роль в победе над фашистской Германией и милитаристской Японией, оттеснив, таким образом, главного победителя, СССР, на задний план (идеологический приём тогдашней «холодной войны»).
В нашем фильме нет места дутому пафосу и «пиво-височному» (квас- только у нас!) патриотизму, англо-американской спеси и самоуверенности, равно как и тамошней «дедовщине» (с нашим героем запросто подружился ветеран-сержант). Не увидите вы в картине ни традиционных загулов в пабах, ни ярких любовных похождений в духе «меня завтра могут убить, потому пошли в постель». Здесь всё как-то просто, спокойно, по-человечески. Наш солдат тоже познакомился с девушкой, без бравад и эксцессов. И всё бы у них было, «как у людей»… Но!
Но идёт война, и некое Предчувствие преследует солдата, и незримый Рок в образе чёрного ворона витает над ним. И не только над ним…
В общем, тут есть, над чем задуматься и поразмышлять серьёзному кинозрителю. Недавно, под впечатлением от американского фильма «Чёртовы лодки» (1970), я написал в рецензии, что (судя по фильму), у нас с союзниками, похоже, были разные войны… А, посмотрев «Повелитель», говорю и пишу, что- одна! И где же истина?- Как и всегда, посредине, между… Потому что все люди разные. В том числе союзники.
8 из 10
31 мая 2014