| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.8 |
IMDb
|
6.1 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
От зари до зари |
| год: | 1975 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Гавриил Егиазаров |
| сценаристы: | Гавриил Егиазаров, Левиан Чумичев |
| продюсер: | Борис Криштул |
| видеооператоры: | Пётр Сатуновский, Валерий Шувалов |
| композитор: | Валентин Левашов |
| художник: | Абрам Фрейдин |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
9 декабря 1975 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
1 ч 42 мин |
Огромный минус этой картины - пропаганда советской серости. Живут себе люди в деревне и ни черта не видят. Главному герою при отъезде в город наказывают купить дрожжей и нормальной зубной пасты, ибо в деревне их нет, а апельсины не достать даже в городе. При том, что люди в прямом смысле слова живут в поле и кормят страну. И правда, зачем советскому человеку апельсины, ведь есть главное - возможность трудиться не покладая рук.
Один из персонажей узнаёт о том, что его сын, пропавший в годы войны, счастливо живёт в Австралии. Почему? Ты сам не знаешь, дед, о том, как пленным после войны приходилось доказывать, что они не верблюды, чтобы не оказаться уже в советских лагерях? Почему молчал тридцать лет? Да что б тебя, старого дурака не затаскали по инстанциям. Ты не представляешь, как можно жить в Австралии вдали от Родины? Какой же ты плоский и примитивный.
Николай Пастухов играет персонажа, который всем своим поведением доказывает, что лох - это судьба. Однако этот персонаж призван олицетворять простого советского колхозника. Что ж, колхозникам не престало хватать звёзды с неба, иначе возгордятся и поуезжают из деревни на все четыре стороны, поймут, что даже в Австралии жить можно, да с апельсинами там проблем никаких. Вон, дочка главного героя сбежала в город, бяка этакая, её надо вернуть на родину, ибо не права она - ничего хорошего в городе нет, а городские парни и рядом не стояли с деревенскими.
При этом при всём, при моём далеко не восторженном отношении к картине, к актёру Пастухову претензий никаких - он прекрасно попадает в образ, создавая действительно яркого и интересного персонажа, искреннего и трогательного, несколько трагикомичного, на мой взгляд. Тем не менее, Николай Пастухов фильм не вытянул, ибо посмотрели его буквально единицы. Не понравилось, правда, нарочитое выпячивание неумения персонажа пользоваться ножом и вилкой, но это - мелочи.
И кстати, отдельный респект Борису Иванову за песню.
2 апреля 2025
У этого фильма, при всех его бесспорных достоинствах, имеется некая странность, которая меня удивила и даже поразила в середине фильма. «От зари до зари» — работа исключительно авторская. Гавриил Гергиевич Егиазаров здесь выступил и режиссёром и автором сценария. В 1972 году он уже успел снять замечательный фильм по роману Юрия Бондарева «Горячий снег», которым доказал, что умеет создавать высокохудожественное кино. И это тем более удивительно, что предшествующая «Горячему снегу» лента «Только три ночи» в прокат не вышла, оставшись «на полке» до самой смерти талантливого художника.
«От зари до зари» — киноповесть об одних сутках из жизни колхозного бригадира Фёдора Васильевича Рожнова, за роль которого, вполне заслуженно, Николай Пастухов получил Вторую премию за исполнение мужской роли на Всесоюзном кинофестивале 1976 года. Фёдор Рожнов — центральная фигура сюжета, вокруг которой почти безостановочно крутится-вертится жизнь, как в колхозе, так и дома. Сам по себе «суточный» способ подачи киноматериала весьма интересен, потому что позволяет режиссёру «спрессовать» события и успеть показать развёрнутую историю жизни персонажа.
Фёдор Рожнов — человек вроде бы обыкновенный, но при этом — особенный. Тянутся к нему люди: и молодые (внук Сергунька) и старые (Силантий Мироныч Бревнов — Никола Сергеев). Потому что Фёдор — человек хоть простой, но до чужой судьбы участливый. Поэтому и не оставляет без своего внимания никого. Сценарий, за который Гавриил Егиазаров был премирован на 9-м Всесоюзном кинофестивале, написан мастерски, но есть в нём несколько мест, которые, лично меня, несколько покоробили: сцена с укрыванием зерна (чтобы в страду на току никого не было?!); сцена с глажкой брюк (для карикатурной комедии сошло бы с превеликим удовольствием, но в таком серьёзном материале?); сцена в ресторане (он ведь не Маугли, чтобы не справиться с сосиской?).
Впрочем, перечисленные эпизоды нисколько не повлияли на общее впечатление от картины, тем более, что финал выписан прекрасно, — каким он и должен быть у режиссёра, снявшего всего за 4 года до этого свой «Горячий снег». О финальной песне Булаты Окуджавы «Бери шинель, пошли домой» можно говорить исключительно в превосходных эпитетах. Стоит помнить, что впервые она прозвучала именно в ленте Егиазарова, а уже затем — в картине «Аты-баты, шли солдаты…», которую Леонид Быков снимет лишь на следующий 1976 год. Именно поэтому премьерой этой незабываемой песни можно считать её исполнение ресторанным пианистом Савелием (Борис Иванов) на встрече ветеранов…
«Война нас гнула и косила, пришёл конец и ей самой. Четыре года мать без сына, четыре года мать без сына, четыре года мать без сына, — бери шинель, пошли домой…» («Бери шинель, пошли домой» Булат Шалвович Окуджава, 1975 год)
7 января 2016