| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.3 |
IMDb
|
7.1 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Каштанка |
| год: | 1975 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Роман Балаян |
| сценаристы: | Виктор Говяда, Антон Чехов, Роман Балаян |
| видеооператор: | Александр Итыгилов |
| композитор: | Владимир Губа |
| жанр: | приключения |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
4 апреля 1976 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч |
Очень трудно сделать что-то очень хорошее из того, что уже и так очень хорошо и любимо. Есть большая опасность не попасть, промахнуться.
То, что было уже хорошо и любимо, написано слишком ладно. В нем главное не сюжет, а мастерство его передачи посредством слова, сочетаний слов, переплетений предложений. Из этого и состоит маленький шедевр писателя Ч. Из этого состоят все его шедевры.
Убрать из экранизации все авторское слово, которое составляет драгоценность произведения, - значит обескровить и умертвить первоначальное произведение. Текст можно было оставить хотя бы в качестве закадрового дикторского чтения. Но нет, режиссер не захотел, как не захотел потом и в другом фильме по Чехову - 'Поцелуе'. Почему и 'Каштанка' и 'Поцелуй', лишенные подлинных авторских оттенков и наполненные новыми дополнительными сценами ('Поцелуй' особенно), кажутся весьма затянутыми, умученными, несмотря на то, что в обоих лентах сняты великолепные артисты.
'Каштанка' Чехова интересна тем, что писатель испытывает свое мастерство в описании психологии животного, ведет повествование как-бы от самой собаки. Все в рассказе сделано как изучение собачьего взгляда на мир: автор убедительно проникает в ее воображение, в ее привычки, в ее чувства. А в кино, которое, возможно, задумано как бенефис прекрасного артиста Табакова, все это пропало. Оно превратившись либо в фильм про клоуна, либо в обычный познавательный фильм о животных, где мы в традиционном ключе смотрим, как животные спят, бегают, едят. Только сдобрили этот документальный фильм прибавкой известного сюжетца с известными артистами. Но не заиграло.
Совершенный проигрыш фильма - утрата смысла в главе 'Беспокойная ночь'. У Чехова мы чувствуем, как Каштанке страшно от того, что кто-то невидимый появляется в доме. По-человечески мы понимаем, что это смерть пришла за гусем - другом собаки. Потом автор сам подтверждает это, но не сразу, постепенно погружая в атмосферу собачьего ужаса. В фильме животные просто посажены смотреть, как умирает их товарищ.
Камера не справилась с тем, что прекрасно удалось писательскому слову. И этот проигрыш слишком очевиден.
6 из 10
21 февраля 2025
Сбежав от хозяина, который её обижал, собака попала к цирковому клоуну, который сделал из неё артистку. Но увидев прежнего хозяина, собака вернулась к нему.
Не будем обсуждать правильно ли поступила собака, так захотел автор известного всем с пелёнок рассказа - не все собаки умные и прозорливые. Но создатели фильма, несмотря на существующую прекрасную экранизацию решили создать своё представление старой истории. Пригласив гения советского кино Олега Табакова, авторы забыли о том, что великий артист может привлечь зрителя посмотреть кино, но не всегда сможет привлечь его пересматривать. Зная конец истории, зритель должен купиться на главное в искусстве – а вдруг сегодня будет по-другому. Увы, нам нудно показывают какой тяжёлый труд дрессировщика, сколько ему стоит усилий заставить животных работать под аккомпанемент плохой погоды.
Чтобы увидеть игру мастера и поучиться актёрскому мастерству – фильм посмотреть стоит, но не более.
4 из 10
23 марта 2024
Много раз смотрел одноименный мультфильм, а вот кино раньше видеть не доводилось. Был приятно удивлен. Во-первых, тем, что оно вообще есть, во-вторых, высоким уровнем качества.
Рассказ небольшой, хронометраж фильма, соответственно, тоже невелик, но это не беда, поскольку известную фразу о краткости мы все отлично помним. Авторы картины позволили себе некоторые отступления от первоисточника в сторону, скажем так, расширения сюжета. Лично мне они показались уместными и вполне органично вписывающимися в общую картину. Особенно понравился пикник на свежем воздухе — умилительное зрелище.
Удачно был решен вопрос с постановкой трюков: дрессировщики остались за кадром (руки, ноги я не считаю), зато мы увидели все номера животных, которые упоминались в рассказе. Может, не слишком изысканно, но достаточно интересно и мило. Никаких при этом, опять же, компьютерных спецэффектов.
В общем, отличное кино. Не могу поставить высшей оценки только из-за принципиального несогласия с концовкой. Ничего хорошего у героя Л. Дурова с его «плотником супротив столяра» собаку, к сожалению не ждет. Но ей этого, к сожалению, не понять. Грустно.
9 из 10
30 ноября 2009