Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Iracema - Uma Transa Amazônica |
год: | 1975 |
страны: |
Франция,
Бразилия,
Германия (ФРГ)
|
режиссеры: | Jorge Bodanzky, Орландо Сенна |
сценаристы: | Jorge Bodanzky, Эрманно Пенна, Орландо Сенна |
продюсеры: | Орландо Сенна, Малу Аленкар, Вульф Гауер, Achim Tappen |
видеооператор: | Jorge Bodanzky |
композиторы: | Jorge Bodanzky, Achim Tappen |
художник: | Орландо Сенна |
монтаж: | Jorge Bodanzky, Ева Грандмэн |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 февраля 1976 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
«А дорога вперед и вперед — по лесам, по болотам идет», — именно такой эпиграф, перефразируя известное детское стихотворение, можно дать фильму бразильского режиссера Жорже Бодански. Только вот дорога эта — шоссе, проложенное сквозь девственную сельву Амазонии, ведет именно туда, куда обычно приводят благие намерения. То есть прямиком в Ад. «Iracema» — фильм-протест против безжалостной вырубки амазонской сельвы, против варварского обращения человека с доставшимся ему богатством, облаченный в форму сатирического памфлета, выполненного в необычной документальной манере. Точнее, в псевдодокументальной, но это как раз тот случай, когда приставку «псевдо-», в отличие от всяких «Ведьм из Блэйр» и «Репортажей» хочется отбросить за ненадобностью.
Фильм построен как путешествие проститутки Ирасемы из мира цивилизации туда, откуда несколько лет назад юная индеанка приехала завоевывать Большой Мир. То есть, в сельву. Вот только если раньше туда можно было доплыть только по Амазонке, то теперь в те края ведет благоустроенная асфальтовая дорога, уничтожившая старый уклад жизни, и принесшая с собой все мыслимые и немыслимые пороки: эксплуатацию, пьянство, проституцию, игроманию и т. д. и т. п. Однако Ирасему этот мир больше не пугает. Она сама уже стала его частью и, странствуя через Амазонию, нисколько не тяготится своей судьбой.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что в образе Ирасемы сеньор Бодански спрятал аллегорию Америки, чья невинная наивность не выдержала «бремени белого человека», превратившись под его тяжестью в готовую на все проститутку. IRACEMA — AMERICA… Знатоки литературы вспомнят еще роман бразильского классика Жозе де Аленкара, но я, к сожалению, подобных аналогий провести не смогу.
Вырубленные и выжженные леса, вырванные из привычной среды обитания люди, разрушенная экология природы и души — все это Жорже Бодански показывает буднично и даже иронично. И точно также принимает свою судьбу Ирасема, встречая все новые и новые ее удары со спокойной и понимающей улыбкой. Америка-то все равно выживет, чтобы не происходило. А вот выживут ли ее цивилизаторы?
То, что подавляющее большинство ролей в фильме исполняют непрофессионалы, набранные среди амазонских крестьян, не просто придает всему происходящему на экране уникальный колорит, но заставляет сопереживать режиссеру в его страстном протесте (пусть с 1976 года прошло уже много лет, но ведь проблема актуальна и сегодня). А Эдна де Кассиа столь естественна и непринужденна в образе Ирасемы, что кажется даже, что никакой роли для нее и не писалось — она просто изобразила саму себя. Девушку из сельвы, потерявшую свой дом, но не характер и не жизнелюбие. Несмотря ни на что.
Несмотря на то, что фильм в свое время получил массу призов различных международных фестивалей (и отметился даже в Каннах), его трудно назвать шедевром. Тем не менее, даже сегодня «Ирасема» смотрится вполне достойно, хотя уже и неоригинально. По крайней мере, жалеть о времени, проведенном у экрана, не придется. Конечно, при условии, что вы интересуетесь историей кино.
5 из 10
5 из 10
28 мая 2010