Горожане
7.4
7
1975, мелодрама, драма
СССР, 1 ч 26 мин
12+

В ролях: Марина Дюжева, Алексей Миронов, Борис Чирков, Олег Даль, Людмила Хитяева
и другие
Герой фильма - обычный водитель московского такси, добрый и порядочный человек. Каждый новый рабочий день сулит ему новые встречи, знакомства - иногда радостные и приятные, а порой и требующие от него суровой решительности и отваги.

Актеры

Создатели

Дополнительные данные
оригинальное название:

Горожане

год: 1975
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Инна Зарафьян
композитор:
художник: Петр Пашкевич
монтаж: ,
жанры: мелодрама, драма
Дата выхода
Мировая премьера: 9 февраля 1976 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 26 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Видео к фильму «Горожане», 1975

Видео: Фрагмент (Горожане, 1975) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Горожане», 1975

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Горожане», 1975

СССР

середина 70-х годов XX века

«Батя» /Николай Крючков/ - таксист /»Батя» - его прозвище на работе/, фронтовик, отец молодой девушки, человек добрый и порядочный

Маша /Марина Дюжева/ - 17-летняя дочка таксиста, которую отец воспитывал один после смерти её матери

Юра /Михаил Васьков/ - парень Маши, из-за которого у неё с отцом однажды произошёл конфликт; парень порядочный и серьёзный

Как бы мне не хотелось пускаться в банальности, но первое, что приходит на ум после просмотра – какой же чистый и светлый фильм, ну почему же сейчас так не снимают! Да знаю я, знаю ответ на свой вопрос: время другое, люди не те… Хорошо, что осталось вот такое кинонаследие, которое может нас хоть ненадолго вернуть в эпоху, в которой лично меня ещё и не было, но к которой испытываешь симпатию и странную ностальгию по ней /по эпохе, не по симпатии, конечно же/.

Честно говоря, сначала я думала, что фильм будет похож на французскую ленту «Адрес неизвестен» 1951 года. В своё время она меня очень порадовала и подарила массу приятных ощущений. Там герой тоже таксист, который помогает молодой девушке найти… Впрочем, смотрите сами, если ещё не видели, искренне рекомендую.

Наша картина «Горожане» совсем другая – и по посылу, и по настроению. Вот я обозначила её, как драму, но это какая-то светлая драма. Пассажиры, которых подвозит «Батя» очень разные. Это такой срез московского общества середины 70-х. И таксист видит их проблемы: отцов и детей; жён и мужей; одинокого мужчины, разочаровавшегося в любви; пожилой эмигрантки, приехавшей на Родину…

Одну девочку «Батя» практически спас от предстоящего изнасилования, как отец он настолько разнервничался, что поссорился с дочкой, о которой сильно беспокоился. И на самом деле весь фильм показывает нам эту проблему: проблему главного героя и его дочери. То, что отец прекрасно понимает, что Маша взрослая и скоро уйдёт в свободную взрослую жизнь, но по-прежнему видит в ней маленькую девочку, которую нужно опекать и оберегать. То, что Маша боится беспокоить уже пожилого отца и нервничает от того, что у него есть женщина, ведь как это возможно – забыть её маму, которую он так сильно любил…

Непрерывной линией идёт тема молодости «Бати», опалённой войной. Он слышит и видит её там, где современные люди, конечно, и не подумали бы её увидеть. Воспоминания постоянно возвращают его к войне: в диалогах, в музыке, в марше солдат, во встрече с фронтовым другом, которого мужчина тридцать лет считал погибшим…

Очень интересно рассуждение парня Маши – Юры – о том, насколько разные люди его поколения и поколения отца Маши, которые смогли испытать себя на войне, а нынешняя молодёжь и сама не знает, на что способна и способна ли вообще.

В общем, фильм я, конечно, рекомендую. Я получила удовольствие, мне он показался очень тёплым и приятным. А тем в нём гораздо больше тех, о которых я упомянула. Думаю, каждый сможет отыскать что-то, что затронет и заставит задуматься лично его.

29 сентября 2024

Развернуть

Будни зрелого столичного таксиста, или о московских нравах семидесятых

История строится на харизме Николая Крючкова. Умудренный опытом серьезный мужчина сталкивается с «прогрессивными и свободными» нравами семидесятых, да еще и в самом центре советской столицы. Он критично смотрит на молодое поколение. Другое дело, может ли он предложить нечто новое. Едва ли. Но это от него и не требуется. Он болезненно осознает перемены в обществе и лишь пытается сохранить свои жизненные взгляды.

Не может он без возмущения оценивать семейную перепалку генерала со своим сыном, упрекающим отца в том, что тот не помог ему избежать службы в армии. Точка кипения будет пройдена когда один из молодых «коммуникабельных» парней начнет соблазнять прямо в такси свою подругу. Вот и апофеоз конфликта — Крючков всем своим видом показывает, что «так у нас не принято».

Но дело не только в его взаимоотношениях с внешним миром. Взрослая дочь, которой пока еще нет 18 лет стремительно врывается во взрослую жизнь. Патриархальные установки отца сталкиваются с непринужденной молодостью. Авторы ленты несколько снижают 'обличительный градус' уводя все к конфликту поколений. Один из героев это емко сформулировал так: ' Как только наши дети начинают шуры-муры заводить нам жить не хочется. А появляются внуки и наше брат с тобой значение резко возрастает. Во-первых, ты становишься всем нужен. Тебя эксплуатируют, а ты радуешься. А во-вторых, начинается новая твоя жизнь... Таким образом, жизнь твоя продлевается'. Конечно же отец и дочь смогут найти общие точки отсчета.

При этом, обозначенные в начале ленты острые линии не то, чтобы смягчаются - авторы забывают о них. Из весьма эффектного обсуждения нравов все сводится к делам семейным. Проскальзывает и фронтовое прошлое - случайная встреча с товарищем Ванькой(Георгий Юматов) подведена походя и комично, что также неспроста. Они вспоминают Волоколамск и госпиталь под Смоленском с нескрываемым уважением, но даже не забывая о своей работе, а грубо нарушая все свои обязанности. Подано трогательно, но как не задуматься...

Как итог, из сюжетного потенциала ленты в полной мере не были раскрыты все преимущества. Морализаторский тон и смещение акцентов в сторону бытовых здорово упростило фильм. Харизматичные артистические работы Крючкова, Даля, Юматова, Удовиченко заслуживали куда большего

6 из 10

4 сентября 2024

Развернуть

'Горожане': Портрет Москвы 70-х годов

Фильм 'Горожане' представляет собой уникальное и оригинальное произведение, которое сложно отнести к какому-либо конкретному жанру. Эта особенность придаёт ему особую оригинальность и неповторимость. В картине с кажущейся простотой и незамысловатостью передана атмосфера Москвы середины семидесятых годов, её жители и их заботы.

Несмотря на свою короткую продолжительность в 86 минут, фильм умещает в себе множество элементов благодаря тщательно проработанному сценарию. Авторы короткими мазками рисуют перед зрителями живые картины улиц столицы, городских панорам и, самое главное, людей, без которых город был бы лишь безжизненным пространством. Каждая сцена наполнена деталями и нюансами, символизирующими эпоху.

Плюсы фильма

Аутентичность и детализация: Каждая сцена фильма наполнена интересными деталями и нюансами, отражающими жизнь Москвы 70-х годов. В кадре можно увидеть улицы, машины, магазины, вывески и здания, что создаёт неповторимую атмосферу и переносит зрителя в прошлое.

Многоплановость и глубина: Фильм охватывает множество социальных проблем, таких как разница поколений, жизнь неполных семей, проблемы социальной адаптации, жизнь элиты и мигрантов. Каждая сцена выполнена со смыслом, нет проходных эпизодов, что делает картину глубокой и насыщенной.

Историческая ценность: 'Горожане' можно сравнить с книгой Владимира Гиляровского 'Москва и москвичи', которая описывает традиции, быт и нравы Москвы. Фильм запечатлевает конкретный момент времени, создавая своеобразный исторический документ для будущих поколений.

Эмоциональная насыщенность: Картине удаётся вызвать у зрителя целый спектр эмоций, от ностальгии до грусти. Люди в возрасте могут найти в фильме повод вспомнить ушедшие дни, а молодёжь - увидеть, как жила Москва в 70-х годах.

Минусы фильма

Неопределённость жанра: Для некоторых зрителей неопределённость жанровой принадлежности может стать препятствием. Отсутствие чёткой жанровой классификации может затруднить восприятие и понимание фильма.

Камерность: Несмотря на множество социальных тем, камерность и ограниченность временных рамок могут показаться недостатком. Фильм не охватывает большие временные отрезки, а фокусируется на конкретном моменте.

Актёрская игра: В некоторых сценах можно заметить переигрывание актёров, что снижает уровень реализма и погружения в атмосферу. Несмотря на общий профессионализм, такие моменты могут отвлекать зрителя.

Ограниченная аудитория: Фильм может быть интересен не всем. Он, скорее, привлечёт внимание людей, интересующихся историей Москвы, любителей старых советских автомобилей и тех, кто хочет погрузиться в атмосферу прошлого.

Фильм 'Горожане' - это не просто кинокартина, а настоящее произведение искусства, передающее дух времени и настроение Москвы 70-х годов. Своей многоплановостью и глубиной он напоминает о славных временах и позволяет зрителю погрузиться в мир прошлого. Несмотря на некоторые недостатки, такие как камерность и моменты переигрывания актёров, 'Горожане' остаются ценным историческим документом и источником ностальгии для старшего поколения.

7 из 10

22 мая 2024

Развернуть

Я долго пытался и не смог определить жанровую принадлежность данного фильма. Одно уже это делает его совершенно оригинальным.

В фильме с кажущейся простотой и незамысловатостью преподносится Москва середины семидесятых с ее жителями и их заботами.

Продолжительность фильма — всего 86 минут, но тщательно проработанный сценарий позволил и в это время уместить многое. Короткими мазками, учитывая временные ограничения, авторы показывают нам и улицы столицы, запруженные машинами, и городские панорамы, и самое главное, без чего бы все это было безжизненным пустым пространством — людей.

Каждая сцена наполнена интересными деталями и нюансами, символизирующими эпоху. Авторы фильма показывают нам не все, но то, что, по их мнению, является важным, создающим настроение и заслуживающим внимания. Конечно, любое произведение искусства субъективно. Здесь также показана только одна точка зрения. Но хватает в фильме и объективных моментов. В первую очередь, это касается городских панорам. Также в кадр попадают машины, магазины, вывески, набережные Москва-реки и другие примечательные места и здания, некоторых из которых уже нет.

В какой-то степени этот фильм является своеобразной версией книги Владимира Гиляровского «Москва и москвичи», которая описывала традиции, быт и нравы Москвы второй половины XIX века — начала XX столетия. Но «Горожане» не претендуют на то, чтобы охватить большой временной отрезок, это лишь срез с конкретного момента; момента, который авторы хотят запечатлеть в памяти и сохранить (намеренно или неосознанно) для будущих поколений.

Многие социальные проблемы раскрыты в фильме. Рассказывать обо всех было бы неблагодарным и скучным занятием, которое, по сути своей, замещало бы просмотр фильма. Но мне хочется отметить несколько моментов. Первое, это разница поколений. Семидесятые — это время, когда повзрослели люди, которые не видели войны. И вместе с тем, в обществе много ветеранов. Они помнят войну и им сложно смотреть на инфантильную, легкомысленную, по их мнению, молодежь. Сейчас мы наблюдаем совсем другую разницу: одни инфантильные растят других… Но это я так — отвлекся. Второе, это жизнь неполноценных семей, отцовские страхи за своих дочерей. Далее можно вскользь упомянуть обозначенные проблемы социальной адаптации вышедших из тюрьмы людей, жизнь элиты, мигрантов, живущих в какой-то своей вселенной, жизнь милиции, неожиданные встречи бывших фронтовиков. Как я уже писал, каждая сцена сделана со смыслом. В фильме нет проходных сцен и кадров. Все сделано очень профессионально.

Кому может быть интересно: людям, интересующимся историей вообще, и историей Москвы, в частности; любителям старых советских автомобилей; желающим полюбоваться на виды Москвы 70х; любителям хорошего легкого кино о жизни; людям в возрасте, чтобы немного погрустить об ушедших днях.

8 из 10

11 января 2020

Развернуть

Свет во тьме.

Случайно наткнулся на этот фильм, смотря телеканал «Культура». Сначала хотел только полюбопытствовать, но… не смог оторваться! Подкупающая искренность и духовная сила советского кинематографа буквально приковали меня к месту.

Я незримым призраком следовал за главным героем, вместе с ним переживая, негодуя, а иной раз протягивая руку помощи нуждающимся. Когда же наконец на экране появились титры, я оторвал взгляд с ощущением переполненности добром и чистотой. Не помню, чтобы хоть один фильм прежде вызвал бы у меня столь светлые чувства.

Да, он прост, но жизнен и справедлив, он с невероятной яркостью показывает судьбы-осколки в многоцветном калейдоскопе города, города, которого уже нет, как нет великой социалистической державы, как нет СССР.

15 апреля 2015

Просто я работаю волшебником

Вроде бы и актёров подобрали выдающихся, вроде бы и играют они свои роли замечательно, а кино получилось слабеньким. Непонятно, за что посетители Кинопоиска поставили такую высокую оценку этому фильму?! Идея была неплохой: показать Москву и москвичей глазами пожилого таксиста-фронтовика. Но слишком уж много всего автор сценария впихнул в своё произведение. Каждый герой отвечает за какой-то дискурс: война, молодёжь, эмиграция, дружба народов, семейные отношения, блат, вещизм, разврат, хулиганство… В качестве справедливого и непогрешимого судьи выступает представитель старшего поколения, герой войны, носитель всех лучших качеств советского человека. Только на таких, по мысли сценариста, и держится страна. Что будет, когда уйдёт этот «последний из могикан»? Останутся не люди, а людишки. Сразу вспоминается классик: «Да, были люди в наше время… Богатыри. Не вы». Герой Николая Крючкова носит в этом фильме ту же маску, что в «Осеннем марафоне». Я бы назвал этого персонажа «блюститель нравственности». Ну уж слишком он слащавый! В таких случаях вспоминается Св. Писание: «Не судите, и не судимы будете»; «Кто без греха, пусть первым бросит в меня камень». Единственный недостаток, которым сценарист наградил главного героя — вспыльчивость, горячность. Но и эту черту характера можно трактовать как достоинство — неравнодушие. Благородный таксист — это вообще ходульный образ советского кино. Одним словом, вторичность ленты очевидна. Ранее подобные клише встречались в фильме «В Москве проездом» и многих других картинах о столице нашей Родины.

Вывод: идеи банальны, сюжет примитивный, стиль назидательный, картина носит «воспитательный» характер. Всё это оставляет ощущение, будто к взрослому зрителю авторы фильма относятся как к 5-летнему ребёнку, не видящему и не понимающему элементарных вещей.

Фильм интересен не как шедевр киноискусства, а как образец неуклюжей советской пропаганды эпохи «развитого социализма».

20 июня 2011

Развернуть
Мелодрама Горожане появился на телеэкранах в далеком 1975 году, его режиссером является Владимир Роговой. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Марина Дюжева, Алексей Миронов, Борис Чирков, Олег Даль, Людмила Хитяева, Валерий Носик, Лариса Удовиченко, Мария Барабанова, Виктор Чеботарев, Александр Харитонов, Борис Гитин, Юрий Воробьев, Леонид Карасев, Ирина Азер, Валентина Ананьина.

Страна производства - СССР. Горожане — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.