Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Чёрная магия |
английское название: |
Jiang tou |
год: | 1975 |
страна: |
Гонконг
|
слоган: | «Those who did not believe in the voodoo curse never lived to tell!» |
режиссер: | Хо Мэнхуа |
сценарий: | Ни Куан |
продюсеры: | Ли-чу Чанг, Ранми Шоу |
видеооператор: | Цао Хуэйчи |
композитор: | Юн-Ю Чен |
художники: | Чин-Шэнь Чен, Чи-Ю Лью |
монтаж: | Цзян Синлун |
жанры: | ужасы, фэнтези |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 октября 1975 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Богатая, молодая и красивая вдова Ло Инь влюбилась в инженера Сюй Нуо, но тот отверг ее притязания, поскольку любил Куминг. Молодые даже собирались пожениться. Капризная Ло Инь, привыкшая получать все, что захочет, обращается к черному магу Шаню Дзяньми с просьбой приворожить строптивого юношу и убить его невесту. За очень большие деньги колдун проводит обряды на смерть и приворот, и магия начинает свое страшное действие. Спасти молодых влюбленных может только давний враг черного мага — белый маг Фуронг. Если, конечно, сможет победить его — ведь колдун сдаваться не собирается.
Гонконг специализируется в основном на боевиках о восточных единоборствах, непобедимых героях-одиночках, отважных мстителях и мстительницах, устраивающих локальный Армагеддон своим врагам и обидчикам. Если посмотреть на длинные фильмографии режиссера и актеров, занятых в фильме, то львиная доля их фильмов как раз и относится к таким боевикам. Но иногда в Гонконге снимали и фильмы ужасов, как правило используя для их сюжетов старинные предания, легенды, поверья. Сплав мистики, экзотики восточных обрядов, красота дикой природы и пышность богатых костюмов в массе своей давали в итоге картины с сумбурным сюжетом и жуткой актерской игрой. Но попадались среди этих хорроров и настоящие жемчужины жанра.
«Черная магия» режиссера Менг Хуа Хо относится к ним по праву. Увлекательный сюжет, в котором гармонично сплелись суматошная жизнь в каменных джунглях современных городов среди небоскребов и машин и средневековые суеверия и обряды. Маги, живущие в диких, непроходимых джунглях и молодые строители и студенты, не верящие во все эти «бабушкины сказки» до той поры, пока не столкнутся вплотную с древним и могущественным злом, способным превратить человека в живой манекен без памяти и собственной воли. Или даже убить его страшной и мучительной смертью, от которой не вылечит ни один врач. При этом режиссер не скрывает своего отношения ни к самим магам, ни к тем, кто обращается за их услугами. Счастье их коротко и неустойчиво, зато страшная смерть не заставляет себя долго ждать.
Надо отдать должное и оператору, весь фильм радующего глаз красивым и выразительным визуальным рядом, будь то роскошные бассейны и интерьеры дорогих домов и дворцов или буйные зеленые джунгли с ядовитыми змеями, яркими цветами, экзотическими деревьями и живописными хижинами. Сами магические обряды и их последствия для жертв показаны очень подробно, со всей их отвратительной и даже омерзительной детализацией в приготовлении приворотных и смертельных зелий. Жир, вытапливаемый из разных частей тела мертвецов, которых еще надо выкопать из могил, использование в обрядах их зубов, волос, крови и пальцев. Не говоря уже о червях под кожей и в еде, многоножках, змеях и прочей подобной мерзости, которую камера показывает обстоятельно, приближая к самому лицу зрителя так, будто он сам должен это попробовать. Эффект присутствия режиссер использует очень умело, вызывая чувство страха, брезгливости и отвращения одновременно. Мало кому захочется поддаться искушению и приворожить к себе любимого, когда видишь, из чего и как готовится приворотное зелье под заунывные заклятия мага. Именно такого эффекта добивается режиссер, показывая всю мерзость черной магии, насколько непредсказуемым может быть ее воздействие и насколько высока и неотвратима должна быть плата за использование ее демонической силы. И не только в денежном и золотом эквиваленте. Даже если ты не заплатил колдуну вовремя, ты уже, собственно, труп.
В фильме показаны разнообразные виды колдовства, с использованием фигурок, как в вуду, на которые иглами и заговорами маг воздействует, подчиняя себе жертву или убивая ее. В магических целях используют зарезанных петухов, яд змей, части и субстанции мертвой и живой плоти, разных насекомых. Так же подробно режиссер показывает и то, как воздействие колдовства снимается с человека и происходит его очищение. При этом если черный маг — язычник, темная и злобная сила, то белый маг — христианин (в местной вариации), его оружие — молитва и помощь светлых сил. Особенно это проявляется в финальном поединке черного и белого мага, снятого с довольно впечатляющими для тех лет спецэффектами. Позиция режиссера вполне ясна: он не стремится привлечь интерес зрителей к оккультизму тайнами, мистикой и возможностью получения силы и власти с помощью магии. Нет, он старается предостеречь каждого зрителя, отбить у него подобные желания и пресечь все искушения получить желаемое сразу и сейчас, вопреки всему.
Актерская игра в фильме много ближе к европейской, что дает ему еще один неожиданный плюс. Нет жуткого гримасничанья и переигрывания, столь свойственного азиатским би-муви, актеры играют довольно хорошо, даже с учетом некоторой специфики национальной актерской традиции и определенной условности своих персонажей. Особенно хочется отметить двух главных злодеев — черного мага (Ланг Ти) и красотку-вдову Ло Инь (Ни Тиен). Оба типажа очень выразительны и внешне, и психологически. Ни Тиен действительно красива, причем красота ее одновременно утонченна, холодна, хищна и порочна. Она создала убедительный образ жестокой, капризной, ветреной избалованной красавицы, которая не остановится ни перед чем, чтобы получить желаемую игрушку, которой не слишком дорожит, но которую не отдаст, даже если та ей уже не больно-то и нужна. Черный маг у Ланг Ти получился самовлюбленным, сильным и жадным. Ему все равно, что и кому делать, кого ломать и убивать. Его интересует только золото, на которое он меняет жизни чужих и незнакомых ему людей. И попробуй только ему не заплатить: будешь горько жалеть до самой смерти, хорошо хоть, что это очень и очень недолго.
Фильм считается классикой азиатского хоррора совершенно оправдано и заслуженно. Он и сегодня, спустя сорок лет с момента выхода на экраны, смотрится вполне современно, его смело можно рекомендовать всем любителям жанра ужасов.
7 из 10
20 сентября 2015
Рассматриваемый мистический фильм ужасов напоминает старинную азиатскую легенду, адаптированную под современность в некоторых нюансах. Фабула истории выписывает почти сказочные архетипы персонажей в реалиях нового суматошного времени середины семидесятых со стройками высотных зданий, брюками-клёш и главными героями с причёсками стилизованными под Брюса Ли. Это лесной злобный колдун, к которому обратится богатая надменная красавица, желающая заполучить себе парня, чьё сердце отдано его невесте — простой девушке. Чёрная магия обладает огромной властью над завороженными, и благо, что в природе существует баланс сил, из-за чего всегда придёт на помощь добрый волшебник-старичок, спасающий пару влюблённых, знающе жонглируя находчивым противоборством злобной невидимой стихии.
Просмотр столь нехитрого сюжета оказывается весьма и весьма интересным, ведь мистика полноправно существует в координатах урбанистических пейзажей со скептически настроенным молодым поколением, что далеко от бабушкиных сказок о колдовстве. Эта беззаботная оторванность от суеверий предков усугубляет зловещие происки чёрного мага, творящего жуткие вещи через ритуалы, чьё экранное исполнение заслуживает отдельного упоминания за визуальную яркость с пристальным авторским смакованием различных заговоров, заклятий и побочных результатов. Каждое коварное действо колдуна сопровождается запоминающейся сценой, демонстрирующей всю подноготную суть процесса, взывающего к тёмным деструктивным началам, представленным обращением к отталкивающим кадрам раскопанных могил или кишащим личинкам. Режиссёр уверенно работает с жанром и упрятанным между строк посылом, наглядно вырисовывая шаткую основу для любого скорого достижения желаемого, идущего наперекор светлым чувствам или законам жизни. У служителей Чёрной магии всегда будет висеть неоплаченный счёт за учиняемые козни, сопровождая их существование с самыми мерзкими противными глазу вещами, да и о карме забывать не стоит, что обязательно в итоге всё расставит на свои места, мудро воздав по заслугам. Зная азиатский кинематограф в направлении ужасов, можно наперёд быть уверенным в смелом обращении с бутафорией или толикой особой эротики, качественно оживляющей мрачную фантазию, изобилующую рядом специфических находок, не устаревших до сих пор. Благодаря им можно легко простить несколько наивные почти мультяшные визуальные эффекты в кульминации с метафизической схваткой чародеев, олицетворяющих разные стороны мироздания, ведь ранее был вполне суровый хоррор.
В целом, картина, думаю, порадует любителей жанра и вообще мистического направления, где очень многое в хронометраже отводится демонстрации сверхъестественных вещей. Есть определённая гипербола в актёрских вложениях, типичная для кинематографа Азии, только она не портит выдуманные нужные образы, не споря с общей гармонией назидательной задумки и красочного исполнения. А особый восточный колорит лишь усилит положительную оценку.
7 из 10
4 июня 2015