Рейтинг фильма | |
![]() |
5.9 |
![]() |
5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Берегись шута |
английское название: |
Attenti al buffone |
год: | 1975 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Альберто Бевилаккуа |
сценаристы: | Альберто Бевилаккуа, Нино Манфреди |
продюсер: | Ренато Джабони |
видеооператор: | Альфио Контини |
композиторы: | Clment Jannequin, Эннио Морриконе |
художники: | Пьер Луиджи Пицци, Эцио Алтери, Дарио Чекки, Giovanni Agostinucci |
монтаж: | Серджо Монтанари |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
18 декабря 1975 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 40 мин |
Итальянцы любят рассказывать истории, имеющие второе, а то и третье дно, наполнять их образами, цитатами и ребусами. Таков фильм-притча о шуте и цезаре, а также женщине (куда же без нее?).
Марчелло — простой музыкант. Однажды он возвращается с гастролей к своей жене и двум детям, но находит лишь разгромленную квартиру. Оказывается, супруга бежала к своему давнему любовнику, своевольному магнату Чезаре, прихватив деток. Но Чезаре этого мало. Ему хочется поиграть с Марчелло. Он готов заплатить музыканту за унижение. Марчелло принимает предложение, но речь в этом противостоянии пойдет не о деньгах. Его оружие — смирение шута!
Фильм словно соткан из разных лоскутов. Второстепенные герои то появляются, то исчезают. История то замирает на месте, то начинает перескакивать через эпизоды. Учитывая, что Нино Манфреди был соавтором сценария, хотелось бы узнать: он старался улучшить рыхлый сценарий или внес в него сумятицу?
Смотреть фильм не просто, и вряд ли будет желание его пересматривать. При этом, именно сценарий был отмечен премией «Давид Ди Донателло»! Актриса Марианджела Мелато и Нино Манфреди также получили профессиональные призы, хотя действительно запоминающимся персонажем, не считая кота, был безумный Чезаре в исполнении американца Илайя Уоллака.
7 из 10
11 ноября 2018
Картина довольно сложная для восприятия. Перемежающая в себе сатиру, трагедию, тонкие иносказания и пошлости. Не имеющая внятной и последовательной линии повествования, но при этом меняющаяся от одной сцены к другой и преобразующая самих персонажей в угоду этим сценам.
Просмотр оставил после себя гнетущий Шекспировский сумбур и мещанину. Ощущение того, что передо мной некая фантазия на тему, переосмысление, интерпретация именно этого классика не покидало меня примерно с середины фильма и до самого его конца. Признаться честно, мне сложно с первого просмотра разглядеть все скрытые смыслы, если таковые были, в силу того, что нет определённой привычки к подобному кино, но в действительности фильм пронизан абсолютной театральностью. Ощущение такое, что это именно театральная пьеса, которую режиссёр перенёс на большой экран и при этом, в попытке сохранить прелесть первоисточника, в какой-то момент потерял связь с реальностью, превращая повествование в некую фантасмагорию.
Фильм чем-то напомнил мне работу Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденштерн мертвы» с блистательными Ротом и Олдманом в главных ролях, и в то же время послевкусие осталось, как от абсолютно сюрреалистического «Танца Реальности» — Ходоровского.
Этот фильм явно не подойдёт для лёгкого просмотра и расслабления мозга, так как требует от зрителя интеллектуальной работы.
Одновременно с этим просто необходимо отметить выдающуюся, театральную игру актёров, прежде всего Илаи Уоллака, который неподражаем и на игре которого, как это не забавно, в действительности и строится весь фильм. Он в данном случае «король Лир» или возможно «Клавдий». С другой стороны Нино Манфреди, в образе этакого не то «Гамлета», не то вообще «Катерины» Островского.
В то же время не смотря на обилие массовки и антуража, в действительности происходящее получилось довольно камерным и практически личным.
Из явных минусов стоит отметить недостаточную проработку второстепенных персонажей, которой так славится классика, а так же лёгкую утрированность местами, которая кидает повествование то в жар, то в холод. При этом создаётся впечатление того, что произведение не выдержано в одном духе и это негативно сказывается на его восприятии. Словно концертмейстер во фраке и семейных трусах.
О второстепенных персонажах стоит посетовать отдельно, так как природа их взаимоотношений с главными действующими лицами остаётся за кадром. Например, друг главного героя, с которым он прибывает, надо полагать, из командировки. Он странным образом должен влиять на персонажа, как помянутые Розенкранц и Гильденштерн, но в какой-то момент просто исчезает из повествования, чтобы бесцельно напомнить о себе в конце, непонятным и ненужным появлением.
Это же касается дворецкого, который выглядит неестественным в своих проявлениях и даже слегка чуждым в своей симпатии к Марчелло.
В целом же, фильм произвел довольно приятное впечатление и однозначно достоин просмотра. Особенно он должен прийтись по душе театралам и любителям авторского кино.
6 из 10
21 октября 2014
На редкость сумбурный фильм. Начавшись как вполне себе восточная сказка про мудреца при дворе владыки, который хитростью и иронией посрамил его, и должен выручить томящуюся в плену красавицу, к середине фильма действие превращается в неконтролируемый хаос, в котором сатирические сцены на ватиканских католиков чередуются с каким-то псевдооргиями. Наблюдать за выкрутасами Эли Уоллаха, известного прежде всего ролью в фильме Леоне, настолько же неловко, как и за игрой анемичной Микеланджело Мелато.
Гротеск с аллюзиями в итальянскую военную напыщенность трудно воспринимать как полноценную сатиру — настолько разностилево играют Манфреди и Уоллах. Достаточно трудно вывести основное направление или смысловую стратегему фильма, в котором много китчевого, сиюминутного.
Нино Манфреди — актер уровня Мастроянни или Гассмана, однако центральных значимых ролей сыграл поменьше их. Очень обидно, что сосредоточенная работа в Манфреди этом фильме, незабываемые сцены в Ватикане теряются в общей каше аляповатого и безвкусного сюрреализма, определяющего тон фильма.
6 из 10
13 декабря 2011