Рейтинг фильма | |
IMDb | 4.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Зельда |
английское название: |
Zelda |
год: | 1974 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Альберто Каваллоне |
сценарий: | Альберто Каваллоне |
продюсеры: | Альдо Коломбо, Джузеппе Торторелла |
видеооператор: | Маурицио Чентини |
композитор: | Марчелло Джомбини |
художник: | Luciana Schiratti |
монтаж: | Альберто Каваллоне |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 ноября 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 17 мин |
Альберто Каваллоне считал «Зельду» самым неудачным своим фильмом и, пожалуй, вполне справедливо, если учесть, что сюжет, фабула да и стилистика повествования как две капли воды напоминают предыдущий фильм режиссера «Африка». Из-за чего эта картина выглядит откровенным самоплагиатом. То ли ее автор на тот момент испытывал резкий кризис идей, то ли находился на неком распутье, которое преодолел своим следующим фильмом «Мужчина, женщина и зверь», встав под знамена сюрреалистов, но факт остается фактом. «Зельда» маэстро откровенно не удалась. Нет, конечно, если бы не было «Африки», то и эту ленту можно было рассматривать как некий художественный эксперимент одного из самых необычных режиссеров итальянского кино 70-х, но два снятых как под копирку фильма — это уже немного чересчур. Неужели результаты, полученные в результате опыта под названием «Африка» Каваллоне не удовлетворили и он решил его повторить в иных декорациях? Так сказать, для закрепления.
Как бы там ни было, а фабула действия чуть ли не до мельчайших подробностей напоминает о предыдущей работе режиссера. Как и «Африка» фильм начинается со смерти. Только если в прошлой ленте зрителю недвусмысленно давали понять, что имеющийся в кадре труп образовался в результате самоубийства, то теперь а) количество трупов удвоилось и б) причины их появления будут раскрыты в самой последней мизансцене. Впрочем, сути дела это не меняет — унизиться до съемок банального детектива в те годы Каваллоне себе позволить не мог. Так что все остальное время перед зрителем будет медленно, но верно, словно собираемая из кусочков паззла, складываться картина, в которой два мертвеца из пролога займут свое, полностью соответствующее режиссерскому представлению о мире, место. А то, что мир этот с точки зрения нормального человека выглядит рожденным воспаленной фантазией — для его создателя никакого значения не имеет. К тому же, в то время Каваллоне еще не отбросил прочь явно тяготившую его «объективную реальность», отчего болезненные сексуально-психологические перверсии его персонажей выглядели куда более зловеще, чем даже в извращенном по самое некуда «Blue Movie».
А вот чего «Зельде» по сравнению с «Африкой» не хватает — так это экзотических локаций последней. На фоне африканских страстей даже адреналиновый мир автомобильных и мотоциклетных гонок, в котором живут герои этого фильма, выглядит пресным и скучным. Как пресной и скучной кажется жизнь со своей женой Зельдой пилоту гоночного болида Генри Дэвису. В результате у них завязываются сложные отношения любви / вражды с другой семейной парой: мотогонщиком Кристианом и его супругой Клариссой. При этом дочь Генри и Зельды Ингрид испытывает к своему отцу совсем не родственные чувства. А еще во всей этой мешанине чувств и отношений имеется некая Урсула, с которой у Дэвисов был «ménage à trois», и которая решительно не желает сходить со сцены из-за появления на ней новых фигур. Во всем этом разобраться без сексопатолога невозможно, да и сам Каваллоне не пытается. Наоборот, он добавляет в получившийся бульон перца, отправляя Генри Дэвиса в тяжелую аварию с последствиями в виде паралича, получив тем самым возможность внести в повествование элемент тяжелой депрессии как главного героя, так и его жены, чья психика и без того отягощена многочисленными комплексами, начиная от Эдипова и заканчивая Сапфическим. Впрочем, исполнительница заглавной роли Джейн Авриль своим непроницаемым лицом на всем протяжении фильма заставляет зрителя искать отражения этих комплексов в поведении окружающих… А заодно лихорадочно перелистывать страницы учебников по психопатологии (в этом с Каваллоне в итальянском кино мог соперничать разве что Ренато Ползелли). Вот только страницы эти окажутся теми же, что и годом ранее, в той самой «Африке», а значит и интерес к событиям «Зельды» остается минимальным. И не спасают ни гиперреалистические операторские этюды Маурицио Чентини, ни синтезаторные полеты композитора Марчелло Джомбини (хотя и те и другие бесспорно заслуживают внимания). Фильм получился вторичным и малоинтересным. Хотя… Если бы я увидел его до, а не после «Африки» — возможно мне бы так не показалось.
17 марта 2011