Совесть
7.7
1974, детектив
СССР
12+

В ролях: Дальвин Щербаков, Александр Мартынов, Борис Кудрявцев, Валентин Буров, Паули Ринне
и другие
Из фашистского концлагеря в конце войны бегут трое советских военнопленных. Им помогает и бежит вместе с ними один из охранников. Спустя много лет этот бывший немецкий прихвостень приходит к мысли об уничтожении всех беглецов, с кем он когда-то совершил побег из концлагеря. Свой жестокий план он начинает приводить в действие...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Совесть

год: 1974
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Юрий Схиртладзе
композитор:
художник: Александр Бойм
жанр: детектив
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 26 августа 1974 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Другие фильмы этих жанров
детектив

Отзывы критиков о сериале «Совесть», 1974

наследникам феликса керенского посвящается

Почти документальный по стилю изложения детектив «Совесть» является одним из лучших фильмов, разоблачающих военные преступления и технологии криминализации общества со стороны жандармского чиновно-корпорационного наместничества.

В картине очень грамотно и последовательно раскрывается суть милицейско-административной системы с ее разветвленной агентской сетью и методами внедрения колониальных социально-общественных установок и культов.

Два щеголеватых сотрудника Мура занимаются под видом расследования выдумыванием разных криминалистических сюжетов в стиле бульварного чтива про неверных жен, ревнивых мужей и богатых любовников (как говорил один яркий персонаж из другого выдающегося кино-разоблачения «тебе бы начальник книжки писать…») и сбором-ликвидацией улик и случайных свидетелей, главным образом, чтобы представить заказные убийства спец-служб бытовой уголовщиной в интересах крупных чинов. И страхуют своего коллегу, выполняющего задание по ликвидации группы бывших «лагерных узников» из диверсионной террористической школы, участвовавших в энкавэдэшных акциях и получивших за это статус «участников-ветеранов войны».

Один из героев шантажирует другого «прошлыми грехами» в образе «вернувшегося с того света» нацистского палача (агента КГБ), прибывшего «вернуть свой кровавый долг» за оказанную когда-то организацию побега нескольким смертникам из числа пленных (гулаговские службы не оставляли в живых свидетелей из числа простых людей) из военного, подготавливавшегося к ликвидации лагеря-базы, которые затем на всю жизнь становятся его заложниками и личными рабами.

Эпизод, в котором фашистский начальник инструктирует своих подопечных в стиле «в случае чего, я вас из под земли достану» указывает на это.

Речь идет о законспирированной группе повязанных одним и тем же вынужденным по сюжету преступлением, один из участников которой устал все время бояться своего могущественного «спасителя» и решился рассказать органам об этом преступнике и его постоянном давлении, несмотря на возражение его товарищей. Что привело не к разоблачению и наказанию очередного «притаившегося врага», как должно было быть по закону. А происходит мгновенный запуск «машины возмездия» — спец-операции силовых структур, повлекшей за собой цепь случайных смертей и разборку между коррумпированными структурами. То есть авторы фильма прямо говорят: коррумпированная система полностью закольцована и и вся власть в руках у фашистов.

В фильме четко показано, что так называемые «бывшие предатели» живут свободно и комфортно под чужими именами, занимают блатные начальственные должности и активно участвуют в «модных» спекуляциях-махинациях по распространению среди населения «запрещенной валюты и культурных ценностей».

Всеволод Сафонов блестяще сыграл типичного полицейско-хозяйственного чиновника с известной сановной фамилией Уваров, за которого все грязные дела совершают криминальные авторитеты по кличкам «графиня» и «юсупов».

В фильме также намекается, что всеми влиятельными службами типа ОБХСС руководят бывшие полицаи — эмвэдэшные чины в штатском обличье гражданских руководителей.

Этот фильм по значимости и правдивости стоит в одном ряду с выдающимися картинами на тему чекистских «подвигов» и «кое-где у нас порой», являющимися в совокупности настоящими документами эпохи.

2 марта 2020

соратникам феликса керенского, трудившихся на благо ялтинского османского порядка, посвящается это кино

Почти документальный по стилю изложения детектив «Совесть» является одним из лучших фильмов, разоблачающих военные преступления и технологии криминализации общества со стороны жандармского чиновно-корпорационного наместничества. В картине очень грамотно и последовательно раскрывается суть милицейско-административной системы с ее разветвленной агентской сетью и методами внедрения колониальных социально-общественных установок и культов. Два щеголеватых сотрудника Мура занимаются под видом расследования выдумыванием разных криминалистических сюжетов в стиле бульварного чтива про неверных жен, ревнивых мужей и богатых любовников (как говорил один яркий персонаж из другого выдающегося кино-разоблачения «тебе бы начальник книжки писать…») и сбором-ликвидацией улик и случайных свидетелей, главным образом, чтобы представить заказные убийства спец-служб бытовой уголовщиной в интересах крупных чинов. И страхуют своего коллегу, выполняющего задание по ликвидации группы бывших «лагерных узников» из диверсионной террористической школы, участвовавших в энкавэдэшных акциях и получивших за это статус «участников-ветеранов войны».

Один из героев шантажирует другого «прошлыми грехами» в образе «вернувшегося с того света» нацистского палача (агента КГБ), прибывшего «вернуть свой кровавый долг» за оказанную когда-то организацию побега нескольким смертникам из числа пленных (гулаговские службы не оставляли в живых свидетелей из числа простых людей) из военного, подготавливавшегося к ликвидации лагеря-базы, которые затем на всю жизнь становятся его заложниками и личными рабами. Эпизод, в котором фашистский начальник инструктирует своих подопечных в стиле «в случае чего, я вас из под земли достану» указывает на это. Речь идет о законспирированной группе повязанных одним и тем же вынужденным по сюжету преступлением, один из участников которой устал все время бояться своего могущественного «спасителя» и решился рассказать органам об этом преступнике и его постоянном давлении, несмотря на возражение его товарищей. Что привело не к разоблачению и наказанию очередного «притаившегося врага», как должно было быть по закону. Ведь любой уважающей себя власти выгоднее откупиться одним пусть и важным своим членом, чтобы сохранить свой общественный авторитет и внутреннюю дисциплину. А в результате, происходит мгновенный запуск «машины возмездия» — спец-операции силовых структур, повлекшей за собой цепь случайных смертей и разборку между коррумпированными структурами с арестом наиболее проворовавшихся и засветившихся сотрудников (то есть тех, которые перестали соблюдать правила игры и законы иерархии).

То есть авторы фильма прямо говорят: коррумпированная система полностью закольцована и никакой справедливости, даже мнимо-показной, не ждите от этой власти. В фильме четко показано, что так называемые «бывшие предатели» живут свободно и комфортно, занимают блатные начальственные должности и активно участвуют в «модных» спекуляциях-махинациях по распространению среди населения «запрещенной валюты и культурных ценностей»… Всеволод Сафонов блестяще сыграл типичного полицейско-хозяйственного чиновника с известной сановной фамилией «Уваров» (поразительно, как полит-цензура это пропустила), за которого все грязные дела совершают криминальные авторитеты по кличкам «Графиня» и «Юсупов». В фильме также намекается, что всеми влиятельными службами типа ОБХСС руководят бывшие полицаи — эмвэдэшные чины в штатском обличье гражданских руководителей. Этот фильм по значимости и правдивости стоит в одном ряду с выдающимися картинами на тему чекистских «подвигов» и «кое-где у нас порой», являющимися в совокупности настоящими документами эпохи.

23 января 2020

Совесть, как составная часть человека

«Совесть» — телесериал, вышедший на телеэкраны страны в 1974 году. Добротных пять серий по полтора часа каждая!

Что для меня этот фильм? Это фильм из моего далекого детства, который не появляется на экраны страны в последнее время, во всяком случае, я не видел. Казалось бы, это фильм о войне (и не только!), и его могли бы показать хотя бы по «Звезде» (я уж не мечтаю о 1 канале или России) вместо повторяющихся из года в год бесконечных неправдоподобных сериалов-новоделов, но что-то, видимо не так на нашем теперешнем телевидении.

«Совесть» я включил бы в такой цикл из четырех фильмов, которые повествуют о предательстве в годы Великой Отечественной Войны и выявлении предателя спустя многие годы. Сюда я включил бы такую тройку: саму «Совесть»(1974г.), «Без права на пощаду»(1970г.), «Человек в проходном дворе»(1971г.), ну и, пожалуй, примыкающее к ним «Противостояние»(1985г.). Почему примыкающее? Потому что первые три фильма все-таки сильно разнятся от «Противостояния». И именно эти три фильма не показывают по телевидению даже ко Дню Победы, в отличии более удачливого на этот счет «Противостояния».

Можно сказать, что о предателях и предательстве снято много фильмов, например «Палач»(2014) и другие, но это уже, как говорится, совсем другая история, а сегодня я все-таки остановлюсь на «Совести».

Итак, из фашистского концлагеря удается совершить побег трем советским солдатам. Совершают они его на условиях помощи им в этом и участии в нем четвертого — предателя эсэсовца Дросова, который почуяв конец войны, таким образом хочет избежать наказания, затеряться под чужим именем, да еще и отыскать драгоценности своего батюшки, репрессированного в свое время. Это завязка сюжета.

Далее. Дросов при переходе линии фронта получает тяжелое ранение и первые трое, посчитав его убитым, оставляют в траншее, умолчав при этом на проверке советской контрразведки о его существовании. А Дросова подбирают наши и он выживает! И вот тут наступает дилемма для каждого из троицы — сказать — не сказать, признаться — промолчать. Признаться — значит, снова проверки, а скорее даже лагеря или расстрел за помощь предателю, промолчать — получить оружие и идти воевать с врагом. Втроем они выбирают второе. Они воюют, они молчат о выжившем предателе, но в душе каждого из них скребет ржавым перочинным ножиком та самая совесть. Именно поэтому и называется этот фильм «Совесть». У одних она ближе к поверхности души, ранимее, у других — глубже, а у третьих надо глубоко копать — спит, не достучишься…

И вот спустя много лет один из них встречается с Дросовым… Впрочем, вряд ли есть смысл рассказывать сюжет целиком. Гораздо лучше посмотреть этот сериал хотя бы раз самому. Я бы только хотел только добавить слова из своей же рецензии на фильм «Без права на пощаду»: У этого фильма только один большой минус, впрочем, как и у других, ему подобных — такие фильмы редко показывают по телевидению. А жаль. В плане воспитания патриотизма и подрастающего поколения, это один из лучших образцов того, что следует смотреть.

Актеры подобраны очень удачно. Всеволод Сафонов в главной роли просто безупречен. Да и в целом, по игре актеров вообще нареканий нет, даже в эпизодических ролях. Единственное, на чем зацепился мой взгляд — слабоват грим. Одни и те же актеры играют свои роли и в молодости и тридцать лет спустя, а разницы практически не видно. Впрочем, фильм это совсем не портит, поскольку события в концлагере показаны эпизодически мало.

А в целом фильм очень хороший.

Такие сейчас не делают.

10 из 10

31 октября 2018

'… и мучает совесть, у того, у кого она есть»

В заголовке приведена неполная цитата из известной «военной» песни про лётчика Владимира Семёновича Высоцкого, нашего воистину народного барда, которого сейчас считают «совестью нашей культуры» той эпохи. И в эту фразу вмещается основное содержание нашего многосерийного художественного фильма (наиболее правильное и историческое его определение) с сериями по полтора часа (не то, что нынешние- 50 минут уже круто!). Краткую рецензию на него я решил построить тезисно-конспективно: так короче и, на мой взгляд, лучше.

…«Совесть»- одна из ярких, удачных работ Творческого объединения «Экран», созданного в конце 60-х годов в структуре советского ЦТ для заполнения эфира бурно развивавшегося телевидения художественными, документальными фильмами, а впоследствии и мультиками. Соавтором сценария и режиссёром-постановщиком картины стал Юрий Кавтарадзе (Юлиан Семёнов здесь не присутствует ни с какого бока!). Я смотрел её в детстве, в год выхода на голубые экраны, и уже с первого раза неплохо запомнил (особенно любопытные детали вроде таксистского определения клиента «пиджак» (??) или шутки «трикотаж, четырекотаж…»; понятно, детское восприятие- больше деталей, чем эмоций, мыслей).

… Фильм изначально должен был быть чёрно-белым, поскольку цветная телетрансляция, с грандиозным отставанием от Запада, тогда только-только становилась на ноги, а цветные телевизоры (в основном купленные «за бугром») считались предметами роскоши. Однако, я совершенно не представляю себе «Совесть» в цвете, даже если её когда-нибудь раскрасят, как «Семнадцать мгновений весны» (между прочим, цвета предметов при съёмке «ч/б» всё равно сохранялись реальными: к примеру, в тех же «Мгновениях…», судя по съёмочным фотографиям, нарукавные повязки эсесовцев были, как положено, красными!).

… Может, я и невнимательный телезритель, но многие десятилетия не встречал «Совесть» в телепрограммах, как и в последнее время. Чем-то она господам телевизионщикам «не ндравится» (или всё дело в длине серий- неудобный «формат»?). Во всяком случае, массовый зритель её либо забыл, либо вообще не знает. А жаль…

… Само же слово-понятие «совесть» отчётливо и тщательно подчёркнуто, интонировано звучит в картине множество раз, применительно к разным психологическим ситуациям, и даже на армянском языке. Замечательный художественный приём- получается, что речь идёт не о нечистой совести конкретных экс-узников концлагеря, а и вообще о Совести человеческой (по моему глубокому убеждению как верующего в Бога (Высший разум), но не религиозного человека, совесть- частица Бога в твоей душе (хотя Он и вездесущ!), и если она тебя тревожит, мучает, изводит, значит, ты поступил неправильно, противно Ему, и единственное «лекарство»- поступить так, как она (Он!) тебе велит, хоть это и чрезвычайно трудно, и лишь тогда испытаешь небывалое облегчение и очистишься от греха- многократно испытано на себе, и у вас, наверняка, такой опыт имеется). Другое дело, что где-то после середины фильма приём начинает «зашкаливать» и превращается в навязчивую идею-фикс… Так что чувство меры создателей «Совести» здесь явно подвело…

… Все мы любим и глубоко уважаем ветеранов Великой Отечественной войны («Спасибо деду за Победу» и т. д.). Но в фильме «Совесть» всеправдиво показано: не все наши ветераны-фронтовики столь глянцево-идеальны! У некоторых из них, оказывается, есть и свои «скелеты в шкафу», даже не скелеты, а вполне живой и процветающий эсесовский предатель-выродок (вспомним, сколько подобных Дросову лжеветеранов было изобличено и передано правосудию нашими «органами»; такое до сих пор происходит!). Так что, думается мне, этот фильм никогда не покажут к очередному Дню Победы- «нетолерантен», не «военно-гламурен»…

… Если же сравнивать (а мне, и не только мне, думается, что это необходимо) «Совесть» с вышедшим гораздо позже многосерийным художественным фильмом «Противостояние» (по Юлиану Семёнову), также посвящённому расследованию грязной «деятельности» бывшего фашистского прихвостня Кротова в наши дни, то следует отметить: при всей схожести темы художественные решения её несколько разнятся. В «Совести» больше, как бы так сказать, «кустистости» в расследовании дела (выявляются другие криминальные «ветви», в которых следствие чуть было не запуталось, если бы вовремя не обратило внимание на «военную» составляющую дела и правильно обратилось за помощью в КГБ), а в «Противостоянии» (сам роман я сперва слушал в радиопостановке, и только потом увидел по ТВ), не смотря на (частично) подобную «кустистость» вскоре обозначается и главный «ствол». Заметим: в «Противостоянии» много места и времени уделяется «становлению» предателя Кротова, а в «Совести» о собственно Дросове говорится как бы мельком, фрагментарно, что не даёт полного представления о его личности и о том, почему он стал таким (почти не показаны его «деяния» в концлагере; мы верим героям фильма, концлагерникам, что называется, на слово, по редким кадрам; вот и получается, что Дросов выглядит больше злодеем современности, чем прошлого). Всё это- очень большое упущение создателей «Совести». Конечно, перед ними, как говорилось выше, стояли несколько другие художественные задачи, нежели у их коллег. И всё-таки, и всё ж…

… Собственно, вот и всё. А остальное, надеюсь, допишут другие рецензенты фильма. О нём ещё много можно написать…

8 из 10

8 сентября 2013

Вот сколько бы в современной России не было шпионских скандалов, то с британцами, то с американцами, то с грузинами, то из Киева консула выгонят, сколько бы не снимали детективных или «чеченских» кино-лубков, просто брехни, или попыток что-то приукрасить типа геройства «9-й роты», «В августе 44-го…» — а вот таких сериалов не снимают. Целибат… воздержание. А жаль.

Этот старый советский телевизионный сериал имел не меньший успех чем «Щит и меч», или «Семнадцать мгновений весны…» Я помню своих родителей, помню их внимание, с каким напряженным уважением к столь скользкой теме они относились. Очень молчаливо это было! Точно сейчас в России. Наверно все из-за того, что Или тему предательства нужно охаять Или замолчать (???)

Что поделать «советское воспитание» — хотя, это не причина. Но другого объяснения для рецензии всего лишь советского сериала не придумаешь. Если взяться посерьезнее — начнется дискуссия…

Откинув политические и идеологический перекосы, отступления от истины и правды, извращения даже — сериал поражает атмосферой напряжения. Такое я помню видел разве только в «Противостоянии». Все экранное время меня лично, мальчика тогда, раздирало сомнение. А именно: как такое можно было допустить в такой могущественной и дружной стране, каким нам рисовали СССР? Почему предатель и палач, который так красиво смотрится в эсэсовской форме — почему он настоящий, а не… душка Штирлиц или русская белая бестия типа гаупштурмфюрер Вайс?!

Мальчиком я этого так и не понял. Но роль, которую прекрасно и характерно сыграл Всеволод Сафонов запомнил навсегда. Даже сейчас вспоминаю свой мальчишеский трепет и нервное содрогание от некоторых сцен в концлагере. Это содрогание потом повторилось в «Противостоянии», но еще с большим пиететом к предательству, и тоже по Юлиану Семенову. С пиететом и смакованием такого феномена в человеческом характере как предательство… страны.

Вот это последнее слово и есть той занозой, от которой содрогается мальчишеское сердце, сердце будущего мужчины, и даже потом, выростая, сердце все равно будет содрогаться. Но теперь через правду о «предательстве». Ведь сейчас бы я смотрел на предательство главного героя совсем по-другому, больше того, с сочувствием. И совесть моя была бы даже чиста. Я уверен.

А все потому, что знаю много больше и о Предательстве, и о совести.

Если хотите пережить сильное потрясение на старые, давно забытые темы о Войне, предательстве и совести — этот сериал подходит как никакой другой. потому, что война как ничто другое не проверит вас на детекторе лжи. Настоящий вы Предатель или просто посмешище в стиле «мнимый враг» (как в играх генералов на штабных учениях).

9 из 10

22 декабря 2010

Детектив Совесть появился на телеэкранах в далеком 1974 году, его режиссером является Юрий Кавтарадзе. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Дальвин Щербаков, Александр Мартынов, Борис Кудрявцев, Валентин Буров, Паули Ринне, Вячеслав Кутаков, Людмила Давыдова, Лариса Лужина, Константин Захаров, Борис Химичев, Дмитрий Франько, Феликс Яворский, Герман Полосков, Радий Афанасьев, Владимир Протасенко.

Страна производства - СССР. Совесть — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.