Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Последняя встреча |
год: | 1974 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Борис Бунеев |
сценарий: | Одельша Агишев |
видеооператор: | Вячеслав Егоров |
композитор: | Георгий Дмитриев |
художник: | Ольга Беднова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 декабря 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Потенциал этой мощнейшей истории выглядит не реализованным и вполовину. На фоне полуторачасового фильма перед зрителем пролетают судьбы нескольких взрослых мужчин. Бывшие детдомовцы, когда выросли, стали перед выбором: куда идти? Один выбрал город и судьбу писателя, второй - служение тому месту, которое его взрастило. В центре внимания - их встреча после многих лет одиночного плавания. Ранее близкие по духу и убеждениям друзья теперь кажутся отчужденными. Один вроде всем доволен, второго не устраивает жизненный уклад. Но столкнувшись с чрезвычайной ситуацией каждый из них не сговариваясь и не выпячивая себя готов на личный подвиг.
Впрочем основная линия проходит весьма натянуто. Прекрасные монологи идеально вошедшего в образ Владимира Меньшова затмевают все события. Слишком уж несбалансированным представлено повествование, а оттого и тяжеловесным. Единственная выигрышная линия - обрывки памяти к которым обращаются герои. Тут нужно обратить внимание на закидывание камнями военнопленных фашистов. Мальчишки дают волю для выплеска своего негодования, им вроде и поясняют, что так нельзя... Тем более, что они наносят ущерб здоровью, но как тут однозначно рассудишь. Сложно забыть вечер на дискотеке. Детдомовцы пытаются знакомиться с девочками. Кто-то получает отказ и принимает его, а кто-то просто добивается танца заурядной угрозой: 'Я детдомовец, если откажешь знаешь, что сделаю?'. Это и забавно, и жестоко, и правдиво. А оттого и выглядит искренне. Не менее интересной оказывается и реакция этих ребят на условных стиляг, радостно танцующих под веселые напевы американских музыкантов. Иначе как о предателях мальчишки о них не судят и понять их можно.
Нельзя не выделить еще и замечательный монолог от Меньшова:
- Взять вот меня самого. Я вот до сих пор жениться не могу. У тебя жена с высшим образованием? А за меня такая не пойдет. По любви - не любви не пойдет. Побоится моей серости и бесперспективности. В бригаде генералом не станешь. Диссертации не напишешь. Ну хлебом Вас кормить всех надо или нет?
- Ну почему тебе обязательно нужна жена с высшим образованием?
- А что мне зайдет какая-нибудь попроще, посерее?
Встреча одного из парней со своим отцом, после войны в психиатрической больнице пролетит за несколько минут. Но каков накал! Гениальный, сам прошедший войну, Георгий Юматов, тут будет непохож на себя. С трудом связывая предложения и медленно отвечая на вопросы он должен будет сообщить сыну печальную правду о судьбе его матери. Тут мы получим безусловную актерскую подачу материала.
Так что, сложно ленту оценивать нейтрально, но и в целом, положительно ее сложно охарактеризовать нелегко. Думаю, что авторы потерялись в мощнейшем драматургическом материале. Сведение все к морализаторским ноткам в финале лишь ослабило заданный дискурс. Гениальные актерские выходы Меньшова и Юматова здорово затмили всех остальных. Постановщик попросту не смог сбалансировать 'подачу' сюжета от других актеров.
Некоторые моменты просто гениальны и в отрыве от остальной картины не иначе как шедевр, но все в целом куда скромнее.
'со страху еще никто человеком не становился... подлецами бывало...'
6 из 10
3 сентября 2024
«Мы были когда-то короткими, близкими друзьями… Но настал недобрый миг — и мы расстались, как враги.» И. С. Тургенев
Когда-то этот фильм стал заметной премьерой, о нём много говорили и писали. И не удивительно, ведь произведение искусства задевающее чувства целого поколения становится явлением историческим. Сейчас же фильм несправедливо забыт и по ТВ его показывают очень редко, и напрасно «Последняя встреча» и сегодня смотрится свежо и современно.
Сюжет разноплановый, такой романтический монтаж (термин Каменского уместен как никогда) из настоящего и прошлого главных героев и нашей страны. Война (шоковая сцена с детишками в грузовиках и их расстрелом фашистскими «мессерами»), трудное послевоенное время, пленные японцы (яркий эпизод Сина Сайто), первая любовь и провинциальная танцплощадка (сцена со стилягами), целина, азарт первопроходцев и взрослое отрезвление. Настоящее черпает себя в прошлом и на наших глазах прорастает в будущее. Одним словом фильм предельно насыщен действием и эмоциями, есть и песни и разговоры по душам и выяснения отношений. За необычный сценарий ответственен Одельша Агишев — известный мастер с ярко выраженным поэтическим мироощущением, прославившийся лирическими картинами «Нежность» и «Влюбленные».
Сценарий предполагал некий баланс сил в плане зрительских симпатий (даже назывался примирительно «Ровесники»), но режиссёр Борис Бунеев решил по-своему взяв на роль Клима Авилова молодого, харизматичного Владимира Меньшова, от него глаз не оторвать! В конце 1970-х начале 1980-х Меньшов стал просто героем поколения сыграв в таких фильмах как «Человек на своём месте», «Собственное мнение» и «Последняя встреча».
Работяга Клим в исполнении Меньшова — задирист, непримирим, агрессивен. Он идёт напролом, всё берет на себя. И ничего не прощает. Ему плевать на человеческие слабости и обстоятельства. Он признаёт только одно — слово «надо». Человек дела, на таких земля держится. Честный трудяга с обостренным чувством справедливости. Несмотря на волюнтаристские замашки и стремление всегда действовать с позиции силы Клим не может не нравится. Возможно Клим часто перегибает, во многом он неправ, но на его фоне блекнет второй главный герой Павел Снигирев в исполнении меланхоличного Геннадия Сайфуллина.
Антагонист Клима — литератор Павел получился слишком рефлексирующим и противоречивым. Кажется только для того он и нужен, чтобы «разоблачать» Клима, провоцировать его на различные высказывания и действия. В присутствии старого товарища Клим начинает болезненно переживать мучительный разлад между долгом и чувством. В нем идет напряженная нравственная работа, Меньшов очень тонко, иногда одним движением глаз, иногда одной интонацией «отыгрывает» целые внутренние монологи. Чуткая камера Вячеслава Егорова чрезвычайно внимательна к актёрским лицам.
Современные зрители несомненно будут очарованы третьим героем инженером Тимошей, человеком XXI века, интеллектуалом-спортсменом-красавцем, сыгранным актёром Алексеем Граббе. Его герой лишен романтических иллюзий, верит в технический прогресс, а к старшим товарищам относится снисходительно. Тимоша получился самодостаточным и симпатичным (жаль что Граббе так мало снимался).
Женских персонажей меньше, но они не потерялись на фоне мужчин. Притягивают своей русской красотой хрупкая и юная Светлана Орлова (любимая девушка Клима и Павла), и особенно хороша кустодиевская красавица Любовь Мышева (сестра Клима Тамара).
Итог: необычный сюжет охватывающий целый пласт в жизни России, замечательные актерские работы, темпераментная режиссура, проникновенная музыка композитора Георгия Дмитриева — перед нами настоящая советская кино-классика, к сожалению подзабытая, и сейчас настало время освежить и переосмыслить.
28 июля 2017