Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Нора Хельмер |
английское название: |
Nora Helmer |
год: | 1974 |
страна: |
Германия (ФРГ)
|
сценаристы: | Бернхард Шульц, Генрик Ибсен |
продюсер: | Карл-Ханс Ройс |
художники: | Фридхельм Боэм, Барбара Баум |
монтаж: | Friedrich Niquet |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 550000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 февраля 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
Потрясающий фильм гениального Райнера Вернера Фассбиндера, снятый по замечательной пьесе Генрика Ибсена «Кукольный дом».
Нора, в стремлении спасти жизнь мужа Торвальда, пошла на большой риск, одолжив крупную сумму денег и прибегнув к не самым честным и не самым благочестивым путям их получения…
Но могла ли она предположить, какой будет реакция мужа на то, каким именно образом она, оказывается, спасла его…
Могла ли она предположить, что, каким бы плохим ни показался бы Торвальду её поступок, он потеряет из виду, что, что бы она тогда ни сделала, это было сделано для ЕГО спасения…
И уж тем более, могла ли она предположить свою реакцию на его реакцию?..
«Человек не может пожертвовать своей честью даже ради любимого человека», — говорит Торвальд…
Поруганная честь перед лицом общественности или утраченная навсегда, окончательно и бесповоротно, буквально в один момент, честь мужа перед лицом жены? Любовь и счастливая семейная жизнь или высокое положение в обществе? Риск ради любимого человека или отрешённость вкупе с рациональностью? Решения, принятые с холодным расчётом или в пылу, с горячим сердцем? Вот ещё далеко не все вопросы, которые поднимаются в этом фильме…
Маргит Карстенсен, актриса, поражающая разнообразием и разносторонностью одинаково прекрасно сыгранных ей образов (а это и Петра Фон Кант в «Горькие слезы Петры Фон Кант», и Марта в «Марта», и Андре в «Сатанинском зелье» того же Фассбиндера), до гениального точно передаёт каждую эмоцию оказавшейся в столь сложной ситуации главной героини Норы, словно зажатой между двумя сталкивающимися друг с другом скалами и находящейся в двух шагах от неминуемого конца… Или от нечто непредсказуемого и ещё более страшного, чем просто конец всему… Интонации, жесты, взгляды Норы.. Это, определённо, одна из лучших ролей Маргит…
Не смогли не порадовать замечательной игрой и другие актёры «театра одного режиссёра Р. В. Фассбиндера», часто встречающиеся в его фильмах Клаус Лёвич («Мир на проводе»), Улли Ломмель («Эффи Брист Фонтане»), Барбара Валентин (это, кстати, один из немногих фильмов РВФ, в котором Б. В. относительно много во временном и актёрском аспекте, в сравнении с большинством её появлений, которые всё-таки больше тяготеют к эпизодическим, нежели самостоятельным ролям).
Сюжет держит в напряжении до самого конца; в некоторые моменты, кажется, всё вот-вот решится, но… всё поворачивается настолько непредсказуемым образом, что от восторга остаётся только поаплодировать автору пьесы и режиссёру, столь мастерски снявшему по ней фильм.
Это и грустная, и в некотором смысле страшная история… Печальная из-за правдоподобности и жестокости, и жёсткости… И, совсем точно, история, заставляющая не только сопереживать, но и задуматься… Задуматься о людях и человеческом обществе; о истинных ценностях и о ценностях, только кажущихся истинными… О том, например, насколько много прав у мужа относиться к жене, как к своей собственности и, в свою очередь, о том, насколько много прав у жены окончательно и бесповоротно принимать в одностороннем порядке решения о будущем семьи, не считаясь ни с мужем, ни с детьми, ни со здравым смыслом, но… при этом, возможно, считаясь с сердцем, которому, как известно, не прикажешь… О том, на что готов один человек ради спасения любимого и о том, к чему не готов тот, кого спасли…
История, скорее больше задающая вопросы, чем дающая ответы; благодатная почва для Фассбиндера, так любившего открытые финалы…
10 из 10
12 октября 2011