Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Небесный ястреб |
английское название: |
Huang Fei Hong xiao lin quan |
год: | 1974 |
страны: |
Гонконг,
Корея Южная
|
режиссер: | Чон Чхан-хва |
сценарий: | И. Фэнг Йе |
продюсеры: | Рэймонд Чоу, Сяо Чинь-Фан, Квак Чон-хван, Луис Сит |
видеооператоры: | Ю-танг Ли, Со Джон-мин |
композитор: | Джозеф Ку |
художник: | Шенг Ши Чу |
монтаж: | Питер Чун |
жанры: | боевик, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 января 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
После того, как звезда Брюса Ли зажглась на мировом небосклоне, качество гонконгских фильмов значительно повысилось. И, хотя сюжеты по-прежнему не отличались разнообразием, в погоне за качеством, которое всегда сопровождало фильмы Ли, подражая ему и стараясь отвоевать у него аудиторию, которая, увидев шедевры, вроде «Большого босса» и «Кулака ярости» уже не могла заинтересоваться традиционным барахлом, которыми гонконгские студии заваливали местный кинорынок, кинематографисты стали повышать уровень изготавливаемой продукции. В лидеры по качеству и количеству фильмов выбилась студия «Золотой урожай» («Голден Харвест»), собравшая главных звезд той эпохи, выкупившая права на прокат фильмов Брюса Ли, а в скором времени и Джеки Чана.
«Небесного ястреба» — нельзя назвать прорывом, однако этот фильм весьма наглядно показывает, как в довольно быстрые сроки традиционный гонконгский боевик стал нетрадиционно качественным. Я посмотрел их достаточное количество, чтобы замечать нюансы в операторской работе, актерской игре, сюжете, режиссуре и т. п.
Сюжет фильма в чем-то перекликается с сюжетом «Большого босса», как, впрочем, и многие фильмы того времени. Старый мастер кунг-фу по имени Небесный Ястреб идет вместе со своим учеником Толстяком к брату на день рождение. По пути он подбирает избитого до полусмерти молодца Лео, которого вылечивает, приводит в дом к брату и начинает тренировать по просьбе самого Лео. У брата свои проблемы: на его лесопилку покушается конкурент по бизнесу Ку, у которого свои планы насчет лесопилки — он устраивает там нелегальные аукционы проституток. Между тем Ку берет на работу некоего мастера боевых искусств, который, как оказалось, и был тем, кто избил Лео. А у сестры Толстяка, живущей неподалеку, есть ресторан, на которой Ку тоже имеет претензии, потому что ее муж, заядлый игрок, задолжал ему солидную сумму денег — не такую большую, чтоб отдать ресторан, но что с Ку возьмешь, сволочь — она и в Китае сволочь. Однако несмотря на многочисленные поддевки и серьезные оскорбления со стороны Ку, Небесный ястреб держит себя в руках и не дает воли рукам, что невероятно злит горячих Лео и Толстяка, сил которых справиться с бандой Ку пока еще недостаточно.
Штатный режиссер «Голден Харвест», Чанг Хо Ченг, совершил только одну серьезную ошибку в создании своего фильма. Снимая боевик, он слишком много времени стал уделять разнообразию изображаемых характеров и отношениям между ними. Поэтому вихревая динамика, типичная для гонконгского боевика, здесь уступает место некоему драматизму, из-за чего фильм в середине начинает просто пробуксовывать, когда зритель пытается связать всю эту кучу самого разнообразного народа в единое целое — кто там кому какой родственник и кто с кем что не поделил. Вроде бы это и неплохо, актерам вроде бы есть, что играть, но в этом случае многие кунг-фу вставки кажется просто лишними. Или наоборот — многие драматические моменты становятся лишь поводом к очередной драке. Такое в гонконгском кино встретишь не часто. Обычно было достаточно слова «Защищайся!», чтобы вызвать противника на бой, который и служил определяющим элементом сюжета.
Бои, впрочем, хороши, как всегда. Создатель образа самого знаменитого народного героя Китая, Вонг Вей-Хунга, Так Хинг Кван (он снялся почти в 80 фильмах об этом герое, куда уж там американскому Супермену!), несмотря на почтенный семидесятилетний возраст, великолепен в роли Небесного ястреба. На его лице отражается все долготерпение и философия великого мастера, который никогда не позволит своему искусству стать оружием истребления. В его лице много боли и страданий, перенесенных этим человеком, но кунг-фу остается для него, по его же словам, «средством защиты своего здоровья, а не средством порчи чужого». И, конечно, для своего возраста актер в отличной физической форме, хотя режиссер установил для него явно щадящий режим съемки, и по сюжету драться мастеру приходится не так уж и много, а если и приходится, то на помощь приходит оператор, снимая так, чтобы старику пришлось как можно меньше махать руками и ногами в кадре, и все же несколько мастерских боев Хинг Кван показал.
Остальные главные роли делят между собой великий нынче Сэммо Хунг и мало известный, по крайней мере у нас, Картер Вон. Сэммо Хунг по причине своей весьма незаурядной внешности, избежал того, чего не избежал Джеки Чан — его никогда не пытались сделать вторым Брюсом Ли. Поэтому Сэммо сам разрабатывал свой характер и был всегда оригинален. Роль в этом фильме стала для него принципиально новой — после многочисленных злодеев в ролях второго плана в нескольких десятках фильмов 60-х-70-х, он наконец-то исполнил роль, которая наиболее подходит его актерской индивидуальности. Толстяк — один из самых ярких героев фильма. Это обаятельный и шумный весельчак и добряк, который во всем слушается своего мастера, которого искренне любит, и полон только самых лучших и благородных порывов. Конечно, Сэммо демонстрирует еще и великолепное кунг-фу, в нескольких сценах.
Картер Вон, хоть и выходит на первый план где-то ближе к концу фильма и играет ведущую роль в финальном поединке, по сути здесь как заместитель Брюса Ли. Впрочем, режиссер не стал акцентировать на этом герое много внимания. Мы понимаем, что парень он хоть куда, драться умеет и о чести имеет весьма строгие понятия и станет достойным учеником Небесного Ястреба.
Из женских ролей достойна упоминания Нора Миао, которая после участия в «Большом боссе» и прочих фильмах Ли, стала самой дорогой звездой Гонконга, и здесь в статусе «приглашенной звезды». Наклюнувшаяся было любовная линия между ее героиней и Лео как то ничем и не окончилась.
Есть еще несколько интересных героев, в частности хозяин ресторана, азартный игрок, который никак не может справиться со своей страстью к азартным играм и потому решается пойти на крайние меры — сжечь казино, человек слабый и нерешительный, но как персонаж — сыгран отлично, к сожалению, не знаю, кем.
Очень хороша операторская работа — съемка чистая, бои сняты великолепно, все, как говорится, в фокусе, и стоической статичности камеры, как у Ло Вэя, не наблюдается.
В итоге фильм не принципиально новый, но с заметным приближением к новому качеству гонконгского кино. К марке, которую «Голден Харвест» скоро поднимет и будет держать много лет. Вложенные студией деньги не пропали зря. Фильм очень и очень неплохой, всем поклонникам классических азиатских боевиков мимо лучше не проходить.
5 сентября 2009