Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Квартальный отчет |
английское название: |
Bilans kwartalny |
год: | 1974 |
страна: |
Польша
|
режиссер: | Кшиштоф Занусси |
сценарий: | Кшиштоф Занусси |
видеооператор: | Славомир Идзяк |
композитор: | Войцех Киляр |
художники: | Тадеуш Выбульт, Анна Б. Шеппард, Веслава Чойковская |
монтаж: | Уршуля Сливиньска |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 января 1975 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
«Квартальный отчет» (или «Квартальный баланс», если точнее переводить название) – редчайший фильм Кшиштофа Занусси, который почти невозможно найти в сети. Однако, некоторое время назад один из украинских телеканалов показал в эфире дублированную еще в СССР его версию не очень хорошего качества по картинке и к тому же, видимо, еще и урезанную на 15 минут. Однако, для истинного синефила и тем более поклонника Занусси – это не препятствие, тем более что сам фильм получился весьма удачным. Прежде всего избыточность музыкального сопровождения, пронзительнейшего мотива Войцека Киляра заставляет насмотренный глаз и наслышанное ухо мгновенно вспомнить творческую манеру великого соотечественника Занусси Кшиштофа Кесьлевского.
С режиссером «Декалога» фильм роднит несколько художественных мотивов, и музыка – лишь один из них. Второй и главный мотив, общий и для Занусси и для Кесьлевского, – серьезные нравственные дилеммы, встающие по жизни перед персонажами вкупе с частой неспособностью решить их по совести. Героиня «Квартального отчета» ищет свободы на стороне, вне семьи, ее тяготит моральный релятивизм эпохи позднего «застоя», его двуличие и двоемыслие, вошедшие в моду среди жителей стран соцлагеря. Однако, она достаточно совестлива для того, чтобы не впасть в откровенную измену мужу и не запутаться в конфликте обязательств и свободы.
Майя Комаровска – подлинная муза Занусси, которую он снимал почти во все своих фильмах, здесь пронзительна как никогда: то самое «моральное беспокойство», о котором писали применительно к польскому кино 1970-х, в ее актерской манере сказывается как нельзя нагляднее. Это, конечно, еще не отчаявшаяся героиня Кристины Янды во «Все, что мое» (одном из лучших фильмов Занусси), но близкая к этому мать и жена. Занусси не ригористически, исподволь, ненавязчиво показывает, что в жизни человека должна быть какая-то сверхцель, чтобы спасти его от болота засасывающего мещанства, и это не дорога к коммунизму, дискредитировавшая себя миллионами жертв.
В «Квартальном отчете» нет ни слова о Боге, но через показ метаний героини становится очевидно, как Он ей необходим, как ей нужна цель, смысл жизни. Данная лента Занусси хорошо доказывает, как актуально польское кино «морального беспокойства» сейчас в безыдейной, отчаявшейся России, России властного произвола, пресловутой «стабильности», а по сути дела нового «застоя». В чем-то переходная от более разговорного Занусси к более символичному Кесьлевскому картина «Квартальный отчет» хорошо обозначает рамки творческих манер обоих мастеров. Пусть в чем-то эскизность, незаконченность ленты (быть может, за счет вторжения советских цензурных ножниц, кто знает) «Квартальный отчет» сейчас смотрится живее и органичнее стопроцентно выверенных мелодрам современности.
Чем-то эта лента напомнила мне гениальнейший фильм Динары Асановой «Жена ушла», где тоже тема адюльтера проверяла на прочность нравственные границы эпохи «застоя». Операторских изысков Славомира Идзяка, работавшего также и с Кесьлевским, здесь почти нет, картинка вполне реалистична, однако, фильм построен на визуальном противопоставлении ограниченности пространства в жизни Марты дома и на работе воздушности и свободы от предметной среды в сценах с «любовником». По этой причине фильм получился весьма непростым, дуалистичным, амбивалентным, и уж точно не ригористичным (этим кино Занусси никогда не страдало).
Подводя итоги этого небольшого обзора, напишу следующее: «Квартальный отчет» - явно не проходная картина в фильмографии Занусси, по крайней мере более эстетически законченная по сравнению с тем же «Контрактом». Хотя, конечно, трудно судить о ней, учитывая, что в советской прокатной версии не хватает 15 минут, но все же весомость художественного высказывания на моральные темы, описание нравственной нестабильности внутреннего мира человека периода «застоя» здесь ощутимы. Что и говорить, в те годы Занусси халтуры не снимал, времена «Черного солнца», «Персоны нон грата» и «Эфира» еще не наступили…
27 августа 2022