Кузина Анхелика
La prima Angélica
7.8
7.4
1974, драма
Испания, 1 ч 47 мин
В ролях: Фернандо Дельгадо, Хульета Серрано, Педро Семпсон, Мария Клара Фернандес де Лоайса, Энкарна Пасо
и другие
В этом отчасти автобиографическом фильме режиссер максимально зримо и покоряюще, причем в условиях франкистской цензуры, передает с двойной точки зрения взрослого-ребенка весь ужас и кошмар кровавой бойни гражданской войны.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Кузина Анхелика

английское название:

La prima Angélica

год: 1974
страна:
Испания
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Луис Куадрадо
художники: Элиза Руис, Francisco Nieva, Маики Марин
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 29 апреля 1974 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 47 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Кузина Анхелика», 1974

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Кузина Анхелика», 1974

Первая любовь, свист пуль и возвращение на родину

Тихая скука безымянного пейзажа, открывающегося с беззвестного холма, дружное пение детского хора внезапно прерываются сценой эксгумации. Прошлое, как тень, преследующая Луисито, материализовалось в виде груды костей, нуждающихся в перезахоронении. Идея переноса останков матери, упокоившейся 20 лет назад, в семейный склеп весьма символична: «дети» Испании разбросанные взрывом войны по углам, возвращаются в родные места.

Фортепьянные пассажи, стремятся вверх по лестнице старого фамильного дома, вместе с главным героем — предчувствие встречи с тётей оживляет память. Он участник странной процессии в бутафорских костюмах римских легионеров — что это? Театральная сцена — неожиданный ход, а в зале — совсем юная кузина с живыми глазами и кокетливым язычком — полный диссонанс со строгим чепцом на волосах. А рядом с ней мамаша ничего не понимающая, но что-то заподозрившая, оттого тревожная.

Лысый холостой мужчина, без четкого возраста, подглядывает за невинной девчонкой, тело, которой ещё не успело приобрести рельефность. Примитивная мысль о педофилии разрушается необычным поведением и детской мимикой на лице Хосе Луиса Лопеса Васкеса. И в воспоминаниях 30-летней давности, и «здесь и сейчас» героя играет пятидесятилетний актер, но почему, зачем? Кратковременное недовольство блажью режиссера сменяется понимаем обоснованности его позиции, ведь идентичность внешнего вида — это симптом необратимости времени, невозможности взглянуть на события минувшего детским взором.

Мрачно-философское настроение Луиса меняет тон на розовую веселость, как только появляется Она — маленькая дочь повзрослевшей кузины. Портретное сходство Анхелики-ребенка и её дочери Нины подобно наваждению; воспоминания размножаются в воздухе плодя мысли о том, что у них все могло сложиться иначе, если бы не война.

Война, словно невидимый призрак, ходит по пятам за зрителем, не попадая в кадр, но всегда ощущается в виде детских страхов и свиста пуль за окном; она появится во всем своем ужасе лишь однажды, ближе к финалу.

Тающий металл языка Сервантеса струится в ритме фламенко под гитарные трели; сквозь сонную дымку холмистого ландшафта проступают очертания городка, в котором есть что-то узнаваемо испанское — картина носит подчеркнуто национальный характер и это не просто признание режиссера в любви к своей Отчизне. Скорее всего, географические ориентиры указывают, что эту семейную драму стоит воспринимать в контексте новейшей истории Иберийского полуострова.

Деспотичный отец и постылый муж кузины слились в единый, почти фрейдистский, образ. Попытка бегства к свободе на велосипеде, закончилась тогда, в далекие 30-е, безжалостной поркой Луисито. Остались лишь воспоминания о первом желании. Да и сейчас, муж Ансельмо буквально преследует Анхелику. Однако, романтические поцелуи влюбленных на черепичной крыше, внушают надежду. Едва ли стоит отвергать очевидные аллюзии на политический режим Франко, терроризировавшего страну около тридцати пяти лет и сложившего полномочия главы правительства за год до выхода фильма в свет.

Завершается двухчасовое путешествие к испанским берегам и возникает необходимость привести в порядок некоторый хаос впечатлений. Вооруженные аксиомой, что в фильмах Сауры нет ничего случайного, абстрагировавшись от чувств героев, приступаем к анализу. Требуется ряд мыслительных усилий по превращению причудливого, но путаного узора калейдоскопа в витраж, рисунок которого имеет смысл.

9 из 10

22 мая 2012

Ангел прошлого

Сколько бы не проходило лет, а есть у некоторых стран темы в кино, которые никогда не подпадут под гриф- «за сроком давности». Эти темы настолько въелись в «исторический гипофиз» нации, что люди не участвовавшие в самих событиях, живописуют их словно бы присутствовали там сами, причём «на передовой». И если оставить за скобками Вторую Мировую войну, то «вечная тема» например для китайца- это «культурная революция», для чилийца- приход к власти хунты Пиночета, для венгра- ввод советских танков 1956 года. Для испанца такой вечной темой является- франкистский режим.

Почти весь испанский кинематограф, так или иначе, пропитан этой темой. Трудно найти в стране режиссёра, который бы не обращался в своём творчестве к этим событиям или их последствиям. От таких непохожих друг на друга мэтров прошлого, как Луис Гарсия Берланга и Виктор Эрисе, до ещё более разнящихся современных авторов, вроде Хулио Медема и Алекса де ла Иглесиа, через всю историю испанского кино второй половины 20-го века- начала нынешнего, проходит «живая нить воспоминаний» незатухающей боли народной.

И если «первым парнем» испанского кино всегда был и останется космополит Луис Бунюэль, соединивший привезённый из-за «мексиканского бугра» магический реализм латиноамериканской традиции с религиозным символизмом местного наследия и «парижской штучкой»- анархистским сюрреализмом, его французского вояжа. То «вторым» режиссёром, хотя при этом более «испанским» национально-традиционным что ли, впитавшим в своё творчество жестокость и трагедию истории и культуры страны(от инквизиции до боёв быков)- является Карлос Саура.

«Кузина Анхелика»- представляет собой «стопроцентный испанский фильм», тот самый сплав «бунюэлевского бессознательного» и ностальгического психологизма свойственного самому Сауре. Кино-грёза, перетекающее из прошлого в настоящее и развивающее детское чувство главного героя из дружбы в любовь. Страх войны, воспоминания о родителях и ближайших родственниках, в семье которых персонаж жил в детстве- вспыхивают с новой силой, когда уже взрослым он возвращается в их дом.

Ритм этой ленты совершенно нелинеен, но погрузившись в него спустя первые полчаса, невозможно оторваться от внутреннего ряда, при том что сам сюжет в значительной мере облегчён сценарной динамикой. Это скорее кино из разряда великих сновидческих картин Феллини или того же Бунюэля. А актёр Хосе Луис Лопес Васкес(напоминающий эдакого прото-Хавьера Бардема) великолепно соединил в скупой исполнительской манере- детскую заскорузлость «бедного родственника» и апатичность вспоминающего фантазёра.

Абстрактный стиль и соединение с другими видами искусства, в этой картине например с живописью- вспоминается первые кадры бомбардировки католической школы, сформируют авторский стиль Сауры на долгие годы вперёд. Он ещё не раз будет в дальнейшем, пробовать соединить кино и например танец или песню, но наверное именно «Кузина Анхелика»- станет его творческим Олимпом.

9 из 10

5 февраля 2012

Браво, Карлос Саура!

Фильм завораживает, притягивает, гипнотизирует… в частности благодаря магии перевоплощения Хосе Луиса Лопеса Васкеса. Волшебная музыка, яркие отчётливые образы, реконструкция ужаса гражданской войны; фрагменты, которые словно скульптор, шлифуют человеческое лицо, неповторимую индивидуальность Луиса.

Мне снилось… с тобою я шёл,

Мы рвали цветы полевые,

Вокруг нас зелёный дом,

Вдали холмы голубые.

Мы шли к чудесным лесам,

Безоблачным было утро,

Я руку твою держал,

Парил в небесах как-будто…

Девичий голос звучал,

Как колокол новый желанный,

Как колокол первозданный,

Нашей весенней зари,

Первой моей любви…

Эти стихи маленький Луисито сочинил в 10—11 лет как подражание Антонио Мачадо. «Кузина Анхелика» пронизан атмосферой лирики этого испанского поэта.

Меня позвали на пороге сна…

Любимый голос звал, давно ушедший:

«Скажи, пойдешь туда, где ждет душа?»

И сердца моего коснулась нежность.

«С Тобой всегда…» И я пошел во сне

по длинной и пустынной галерее.

Я помню белизну Ее одежд,

доверчивой руки прикосновенье.

***

Однажды к нам в пути придет изнеможенье,

и наша жизнь тогда — лишь время ожиданья,

лишь смена жалких поз — ненужное волненье;

ведь с Нею все равно не избежать свиданья.

Повеяло ветром и розовым цветом,

и дали откликнулись колоколами…

Их ласковый звон замирал на излете,

и полнился вечер дыханьем соцветий.

***

Вы, обжор всеядных тучи,

мухи, племя удалое,

вас увижу я — и тут же

предо мной встает былое.

Ненасытные, как пчелы,

и настырные, как осы,

вьетесь над младенцем голым,

беззащитным, безволосым.

Мухи первой скуки — длинной,

словно вечера пустые

в той родительской гостиной,

где я грезить стал впервые.

у ребячьих изголовий

и на книжных переплетах,

на любовных нежных письмах,

на застывших веках гордых

мертвых.

Открытый финал несколько безнадёжен, путь оказывается закрыт, и на этом велосипеде они уже не смогут достичь ни зелёного дома, ни чудесных лесов, ни голубых холмов. Но Луис есть тот, кто он есть, как и Анхелика в 66-ом, в сущности, та же покорная девочка со слезой на щеке.

Мне весенняя зорька сказала:

«Я цвела в твоем сердце тревожном.

Был ты молод, а нынче ты бродишь

не срывая цветов придорожных.

Все ли жив аромат моих лилий

в твоем сердце, как память весны.

Мои розы хранит ли фея,

что алмазами вышила сны?»

Я весенней заре ответил:

«Мои сны — стекло, не алмазы.

Я не знаю, цветет ли сердце,

феи снов я не видел ни разу.

Но настанет весеннее утро,

разобьет мой стеклянный сосуд.

Твои лилии и твои розы

тебе сердце и фея вернут».

10 из 10

24 апреля 2010

Драма Кузина Анхелика появился на телеэкранах в далеком 1974 году, его режиссером является Карлос Саура. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Фернандо Дельгадо, Хульета Серрано, Педро Семпсон, Мария Клара Фернандес де Лоайса, Энкарна Пасо, Мариса Порсель, Антонио Каналь, Pedrín Fernández, Хосе Вильясанте, Хосе Луис Эредия, Луис Пенья, Тринидад Рухеро, Мария Де Ла Рива, Лола Кардона, Хосе Луис Лопес Васкес.

Страна производства - Испания. Кузина Анхелика — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.