| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
6.5 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Космос — отличное место |
| английское название: |
Space Is the Place |
| год: | 1974 |
| страна: |
США
|
| режиссер: | John Coney |
| сценаристы: | Джошуа Смит, Сан Ра |
| продюсер: | Джим Ньюман |
| видеооператор: | Сет Хилл |
| композитор: | Сан Ра |
| художники: | Уильям С. Джонс, Уит Мэтер, Джилл Персивал |
| монтаж: | Барбара Покрас |
| жанры: | фантастика, музыка |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
2 ноября 2003 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 25 мин |
Синопсис: Авангардный джазовый мистик Сан Ра воплотил своё новаторское афрофутуристическое видение на экране в киноверсии своего концептуального альбома. Это безумный, калейдоскопичный вихрь научной фантастики, острых социальных комментариев, дурашливой псевдоблэксплотейшн-стилистики и захватывающего концертного выступления, в котором фараон Ра и его оркестр 'Arkestra' возглавляют межгалактическое движение за переселение чернокожей расы в их утопическую космическую колонию.
'Sun Ra' (имя при рождении - Герман Пул Блаунт) - американский джазовый композитор, руководитель группы, поэт и философ, постановщик спектаклей, известный своей экспериментальной музыкой, 'космической философией', творческой плодовитостью и необычными театральными представлениями. К концу 40-х годов, стал утверждать, что он пришелец с Сатурна, прибывший на Землю со специальной миссией проповедовать мир. Он мифологизировал свою личность и развил своеобразное кредо, которое сделало его пионером афрофутуризма.
Фильм 'Космос - это место' - такой же изменчивый и не поддающийся классификации, как и музыка Сан Ра. Это причудливый гибрид научно-фантастического фильма 50-х годов и воинствующего блэксплотейшна. Фильм задуманный как проводник музыки Ра и афрофутуристической космологии. Если оставить в стороне жанровые отступления, 'Пространство - это место' - 'уникальное творение, туманное окно в один из самых творческих умов XX века: в равной степени сводящее с ума и просветляющее, отталкивающее своей порой любительской конструкцией, но, тем не менее, гипнотизирующее'.
Разложить сюжет 'по полочкам' непросто, потому что история - чистой воды артхаус. Каждый персонаж - от простых граждан Окленда до сатанинского повелителя по имени Наблюдатель несут необходимую смысловую нагрузку. Понять истинный замысел этого странного фильма едва ли возможно - слишком много аллюзий и метафор. Хотя имеется один стержень, на который нанизываются эпизоды картины. Этим стержнем можно считать автобиографичность фильма. Сан Ра здесь и пророк космической эры, и фараонский шут, и шаман-философ, и авангардный джазовый клавишник.
Музыке в фильме принадлежит особая роль. С самого начала зрителю дают понять, что именно музыка приводит в движение космический корабль Сан Ра, поэтому 'космический корабль становится метафорой чёрного разума, в широком смысле - чёрной души'. Музыка приводит в движение почти инопланетный механизм, способный перенести человека в альтернативную реальность - в 'чёрное я'. В этом отношении показателен финал картины: борьба Сан Ра и Смотрителя за душу музыканта. Душа Сан Ра включает в себя как 'белое', так и 'чёрное', но лишь одна её часть сможет телепортироваться в параллельную вселенную. Какая именно?..
27 декабря 2024