Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 8.1 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Бронзовая птица |
год: | 1974 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Николай Калинин |
сценарий: | Анатолий Рыбаков |
продюсер: | Алексей Круковский |
видеооператор: | Игорь Ремишевский |
композитор: | Станислав Пожлаков |
художник: | Юрий Альбицкий |
монтаж: | Евгения Волкова |
жанры: | боевик, приключения, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 января 1975 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Как и «Кортик», «Бронзовая птица» страдает от насаждаемой идеологии, но в отличие от предшественника она может порадовать более приятными персонажами и более захватывающим сюжетом. События разворачиваются уже не в городе, а в пионерском лагере, а это значит палатки, единение с природой и, конечно же, байки у костра. Удивительно, как удачно фильм предподносит это последнее. Без всяких оговорок можно сказать, что в «Бронзовой птице» есть элементы настоящего ужастика. Другое дело, что тема не раскрыта до конца. Понятно, что след идеологии остаётся слишком глубоким, чтобы их него выбраться, но всё-таки обидно, что разговоры о леших и чертях не получают развития. Можно было проявить волю и фантазию, а они так и не проявились. Таким образом, главный потенциал, к сожалению, зарыт в землю.
В то же время «Бронзовая птица» показывает ту черту советской системы, которая нуждается в одобрении — борьба с невежеством. В конце концов, не все пионеры делали свой выбор осознанно, а вот просветление отсталых деревенских жителей заслуживает похвалы. Даже Генка, который в «Кортике» сам воспринимался как отсталый и невоспитанный паренёк, здесь уже выступает как представитель цивилизованного мира. Конечно, этот фильм не основан на реальных событиях, но предположение, что в 1920-е гг жители европейской России всё ещё верили, что вокруг них живёт паранормальщина, заставляет о многом призадуматься.
Детективная история с бронзовой птицей и её тайной вызывает больше интереса, чем в «Кортике», и важно отметить, что в продолжении очень удачно показаны злодеи — бывшая графиня и шайка воров, среди которых лодочник, великолепно сыгранный Николаем Кузьминым. Возвращаясь к идеологии, стоит отметить удивительную вещь: в фильме без насмешек (ну, почти) показан герой-анархист. Такое отступление от главенствующей в 1974 году системы является настоящим феноменом. Ещё одним удачным моментом «Бронзовой птицы» является юмор, особенно при лечении обжоры Кита. Не самая удобная фамилия, правда?
Вместе с этим «Бронзовая птица» тоже выставляет на передний план Мишу, которого играет уже создавший себе дурную репутацию Сергей Шевнуненко. У персонажа на сей раз не наблюдается прошлых недостатков, и это единственное, что хоть как-то оправдывает и сглаживает негативное восприятие. Вот бы ещё для озвучивания позвали кого-то с более мужским голосом. Отсутствие крупных планов в самых интригующих моментах, когда персонажи рассматривают мелкие схемы и надписи, напрямую отсылает к аналогичной проблеме «Кортика». К сожалению, операторская работа здесь на том же уровне, очень слабом.
Но если стараться не обращать внимание на проблемного актёра и простить оператора, то «Бронзовая птица» во время просмотра радует. Не поспоришь с тем, что как минимум некоторые недостатки предыдущей части были учтены и исправлены.
7 из 10
12 мая 2022
Вторая часть знаменитой дилогии выдержана в той же тональности, что и «Кортик». Та же знаменитая троица ребят оказывается вовлеченной в череду лихо закрученных событий. Поиски пионеров- беглецов сменяются расследованием убийства, в котором обвиняют невинного человека. А вслед за этим встреча с непонятными явлениями и людьми («лодочник, парни в лесу, все что-то роют, ищут») и появление инкогнито аристократа-возвращенца, вовсе выводят к загадке старой усадьбы, и к обнаружению клада покойного графа Карагаева. А кадры фасада усадьбы, с загадочным бронзовым орлом, и жутковатой «графиней», да еще и с тревожным музыкальным сопровождением надолго врезаются в память.
Как и «Кортик»,' Бронзовая птица» максимально приближена к своему печатному оригиналу. Хотя, все же, некоторые отступления имеются. Взять хотя бы пресловутые «самохарактеристики» — в фильме они существенно смягчены, слова «эсеровщина», «мелкобуржуазный индивидуализм», «интеллигентская прослойка» не используются-упор делается лишь на моральные качества того или иного обсуждаемого. Ибо и времена уже были не те, и большинство из терминологии послереволюционных лет уже стало просто непонятным пионерам 70-х годов.
Как и в предыдущем фильме, в «Бронзовой птице» помимо молодых исполнителей, заняты и опытные, выдающиеся мастера сцены и экрана. Такие как Мария Капнист (экономка Софья Павловна), Владимир Эренберг (доктор), Николай Крюков (кубинский коммунист). Отдельно хочется упомянуть актера Минского драматического театра Августина Милованова, чья роль художника- анархиста Кондратия Степановича стала чуть ли не визитной карточкой актера.
Революционная романтика, яркие и незабываемые образы, увлекательный приключенческий сюжет — все это не один год притягивало как и юных так и взрослых зрителей к экранам. И совершенно заслуженно вошло в классику советского детского кинематографа.
10 из 10
20 ноября 2019
Колоритный, но слишком идейный первый фильм «Кортик» не смог затмить «Бронзовую птицу», которая продолжила тему деревенского детектива и должным образом раззадорила всех, кто когда-либо хотел откопать клад. «Кортик», кстати, мне вообще запомнился только песнями, среди которых ярко выделялся шлягер «У Курского вокзала», спетый беспризорным.
Актеры в «Бронзовой птице» тоже сохранились еще те, кортиковские, а тема пионерлагеря, даже такого, из 20-х годов, привлекала своим романтизмом самостоятельности и позволяла всем нашим деятелям приводить пример в стиле «смотрите, как нам было трудно». А теперь… От вас что только требуется, дорогие мои? Ди-сци-пли-на!
Песней из «Бронзовой птицы», кстати, мы тоже одно время бредили и пытались сделать ее отрядной, но нам, конечно, не разрешили, потому что мы уже орали во всю мощь детских глоток что-то о последнем бое. В фильм, к моему удивлению, просочились некоторые элементы полной версии книги «Бронзовая птица», например, где художник-анархист раскрашивает в причудливые тона деревенский клуб.
Больше всего мне нравилось путешествие по реке с разными встречами, отсюда, правда, извлекли момент с полевой кухней и присобачили его в первую серию «Кортика». А также, чудесную придумку пионерии — самохарактеристики, где каждый мог поупражняться в демагогии, вылив на своего ближнего целый ушат грязи, должным образом раскрасив его в объективные тона.
Сама история бронзовой птицы занимала, правда, впервые фильм я посмотрел уже после того, как прочитал книгу. Главные роли очень символично сыграли люди с ужасающей трагичной судьбой.
10 из 10
6 января 2019
На мой взгляд, «Бронзовая птица» — не только один из лучших детских фильмов и лучший фильм о первых пионерах, но еще и единственный фильм о пионерской организации.
Как так? — могут спросить меня, ведь о пионерах столько фильмов! Неа! Полно фильмов о школьниках, о ребятах школьного возраста (если действие происходит летом), но вот именно о пионерской организации — нет. В «Бронзовой птице» показаны такие пионеры, какими они и задумывались: это смелые и честные ребята, без страха приходящие на помощь несправедливо обиженным; они беспощадны к своим недостаткам и не боятся критики, они умеют говорить друг другу в глаза важные вещи, не оскорбляя товарища, а призывая его задуматься над своим поведением; они безвоздмезно помогают людям (обучают грамоте, дают концерты, организуют клуб, привозят книги), защищают деревенских ребятишек от охамевшего «мажора», учат их не бояться и ощущать плечо товарища. Наконец, они ответственны.
И при всем при этом, они — обычные девчонки и мальчишки, со своими характерами, достоинствами и недостатками, обожающими тайны и приключения.
Если бы пионерская организация не была выхолощена и заорганизована, а оставалась вот такой, как в «Бронзовой птице», то история, я думаю, повернулась бы совсем по-другому. И хороших людей — умных, честных, ответственных — было бы в стране гораздо больше.
Мне очень нравится, как в фильме ребята обсуждают недостатки друг друга, не взирая, так сказать, на лица. Ну а их самостоятельность приводит в полный восторг: на фоне сегодняшего держания детей под юбками у мамок — особенно.
И не надо говорить, что сейчас жизнь другая, кругом маньяки и педофилы. У этих детишек, переживших Гражданскую, опасностей кругом было гораздо больше. И даже в фильме прямо рядом с ними живут и особо не скрываются настоящие убийцы. Просто дети — самостоятельны едва ли не с пеленок, и умеют отвечать не только за себя, но и за товарища, который рядом. А это — вне времени.
Переходя к собственно фильму я могу добавитьтолько одно — он мне очень нравится, и я с удовольствием пересмотрел все три серии в эти выходные. Детективная составляющая, загадочная тайна, юмор, яркие характеры, замечательные актеры — как дети, так и взрослые. И, конечно, отдельная ценность — историческая.
Если вы фильм каким-то образом не видели — посмотрите. Ничего, что вы уже взрослые, фильм отличный А если у вас есть дети 9—11+, особенно, мальчишки — покажите фильм им. Только приготовьтесь ответить на некоторые вопросы, связанные с историческими реалиями //впрочем, если вы сами не будете упирать на идеологию, то исторические реалии ваш ребенок будет воспринимать аналогично, скажем, тем, что в Приключениях Тома Сойера или Детях капитана Гранта.
10 из 10
4 ноября 2015
Двадцатые годы двадцатого века. Только что закончилась гражданская война, Советская власть установлена, но некоторые отдельные элементы сопротивляются новому порядку, да и помещики и капиталисты не прочь вернуть свое нажитое.
В это непростое время пионерский отряд проводит лето в бывшей помещичьей усадьбе. Ребята хотят не просто отдохнуть, но и создать в деревне пионерский отряд. А тут рядом графская усадьба с таинственным гербом, да и вся округа уже много лет сходит с ума в поисках клада.
Фильм снят по одноименной повести Анатолия Рыбакова — отличная литературная основа. Учитывая когда происходит действие и когда книга была написана, без коммунистической идеологии не обойтись: одна только сцена с иностранными коммунистами вызывает хохот! Но для меня эта повесть в первую очередь — захватывающий детектив с хитрыми переплетениями. Авторы фильма очень бережно отнеслись к первоисточнику, все основные перепетии сохранены, образы героев точно перенесены на экран, юмор оставлен, актеры играют великолепно. Можно только было бы добавить немного живости в режиссуру.
7 из 10
30 мая 2013
Давненько я не смотрел это кино. Всё ищу его на DVD нормального качества, но пока безрезультатно. Вот, представилась возможность линий раз задуматься, а стоит ли оно того вообще. То, что в своей время, добрых 20 лет назад, фильм (не говоря уже о книге, читанной и перечитанной неоднократно) шёл на ура — понятно. Там, не будем забывать, и идеология несколько другая была, распространявшаяся, кто бы что ни говорил, и на подрастающее поколение. Со всеми вытекающими, как говорится. А что сейчас, как смотрится фильм сегодня — вот, что меня интересовало, в первую очередь.
Могу сказать, что с «Неуловимыми мстителями» не сравнить. С одной стороны. При том, что там-то красно-белая разлиновка «здешней» сто очков вперед даст. Полагаю, дело отчасти состоит в значительно большем количестве детей — непрофессиональных актеров. Казалось бы, тем ближе к целевой аудитории? Может быть. Но, думается всё же, что лишь на первых порах. Так сказать, сиюминутный результат в своем роде. Смотреть на те же самые сцены и эпизоды спустя всего несколько лет (не говоря уже о более продолжительном временном интервале) — совсем другое дело. К вопросу о режиссуре и пр. Слабовато, конечно.
Но чего у фильма не отнять, так это сюжетной основы. История, всё-таки, чрезвычайно увлекательная. В плане мрачности, таинственности и т. п., на мой взгляд, опережающая тоже, между прочим, отнюдь не примитивный «Кортик». Я больше скажу. С возрастом, особенно с учетом изменившейся политической обстановки, появляется возможность взглянуть на, казалось бы, очевидные вещи, другими глазами. Задуматься над тем, что раньше и вопросов-то никаких не вызывало. Как-то: размещение трудовой коммуны в некогда барской усадьбе, разумеется (здесь ирония), не представляющей исторической ценности. Обучение грамоте сельского населения с параллельным приемом ребятни в пионеры. Ну, и так далее. Вы, я думаю, понимаете, что я имею в виду. Есть, над чем подумать, не правда ли? Чем не вторая жизнь картины, книги той же?
И всё же я склонен считать, что «Бронзовая птица» — кино не для современной молодежи. Вряд ли оно будет популярно в среде, воспитанной на разного рода Гарри Поттерах и Шреках. Мне остается только приобрести его для себя, чтобы включая время от времени вспоминать ту эпоху, в которую мне довелось родиться. Это, конечно, не 20-е годы, но, согласитесь, советское государство обеспечивало куда более тесную связь времен и поколений, нежели нынешнее наше государство. И ценности пятидесяти-, а то и шестидесятилетней давности, нам, ребятам первой половины 80-х были не просто понятны, но и близки.
Голосую за этот фильм. В том числе и как за достойное продолжение «Кортика» — с сохранением всех действующих лиц, общей атмосферы, стиля. И еще раз отдаю должное таланту А. Рыбакова. Отличная книга, добротный сценарий. Пусть и не на все времена.
7 из 10
13 декабря 2010