Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Блокада: Фильм 1: Лужский рубеж, Пулковский меридиан |
год: | 1974 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Михаил Ершов |
сценаристы: | Александр Чаковский, Борис Горбатов, Арнольд Витоль |
видеооператор: | Анатолий Назаров |
композитор: | Вениамин Баснер |
художник: | Михаил Иванов |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 декабря 1974 г. |
на DVD: | 20 апреля 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Нажмите на изображение для его увеличения
Картина являет образец позднесоветского эпопейного кино о Великой Отечественной войне. Справедливо отмечалось критиками, что отечественное кино такого рода, классиком которого стал Юрий Озеров, отличается от зарубежных попыток способом вИдения: западные фильмы (вроде «Врага у ворот» Жан-Жака Анно, который рассказывал о влиянии на него Озерова) показывают войну так, как показывают личные переживания в любовных мелодрамах. От этого взгляд там всегда субъективен и сосредоточен на эмоциях и физиологических реакциях персонажей: вот он испугался, вспотел, а то и обделался — вот как страшна война, оказывается!
Советское же кино схематично обрисовывает персонажей, а реакции у них всегда трафаретны: «За Родину, за Сталина, за город Ленина!», все герои, как один и т. п. Тем не менее, существенным плюсом наших фильмов является изображение стратегической обстановки, исторические экскурсы, популярное изложение трактовок исторической науки. В итоге познавательная ценность советских «блокбастеров» (шутка ли — первый фильм «Блокада» посмотрело почти 28 млн. человек!) гораздо выше творений Спилберга, Пекинпа и уж тем более Анно (у которого Хрущев отчитывает политруков рот, что демонстрирует непонимание масштабов Сталинградской группировки, целенаправленное или по халатности, не знаю).
Удачен в картине образ Жукова в исполнении неизменного Ульянова — пожалуй, тут достигнута та степень жесткости и грубости полководца, которая смягчена в фильмах Озерова — неуставное «ты» всем подряд, угрозы расстрелом, самоуверенность и необходимая командующему жесткость показаны убедительно.
Поражает неисторичностью техника, используемая в фильме: с Кировского завода вместо КВ косяками выходят танки ИС-3, которые в ВОВ не участвовали, будучи приняты на вооружение в 1945 году! Если не обращать на такое внимание, то можно вооружить красноармейцев автоматами Калашникова, появившимися в конце 40-х, а немцев — М-16 (кстати, столь «славная» традиция в отечественном кино взялась не на пустом месте: в «Екатерине Ворониной» половина уходящих на фронт в 1941 бойцов вооружены как раз АК-47).
ИСы немного уравновешивают метание в кадре «немецких» танков, которые изображают отечественные Т-55 или Т-34—85, обшитые фанерой с крестами — но такие уроды свойственны всем советским «историческим фильмам» после начала 50-х (при Сталине использовалась настоящая трофейная техника).
Казалось бы, можно простить авторам эту «небольшую вольность», но ведь указанные отечественные танки чуть не вдвое больше немецких начала войны, оснащены длинноствольными пушками (каковых у немцев тогда не было), а все это работает на визуальный образ невероятной мощи «фашистов» против миролюбивых советских людей с пушками калибра 45 мм и стародавними «трехлинейками» (хотя пехотные части начала войны массово имели на вооружении самозарядки СВТ).
В итоге становится ясен образ, вынесенный в заголовок: разве что Марти Макфлай мог на машине времени перенести послевоенные шедевры нашего танкостроения в трагический 1941 год.
27 января 2009