Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Земля Санникова |
год: | 1973 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Альберт С. Мкртчян, Леонид Попов |
сценаристы: | Владислав Федосеев, Владимир Обручев |
продюсер: | Владимир Москалейчик |
видеооператор: | Михаил Коропцов |
композитор: | Александр Зацепин |
художники: | Валерий Филиппов, Владимир Филиппов, Алина Будникова |
монтаж: | Людмила Фейгинова |
жанр: | приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 октября 1973 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Где-то далеко в арктических льдах есть уютный мирок с милыми доброжелательными людьми. Но это мир обречен. И лишь вопрос времени, что станет спусковым крючком для катастрофы - шальной ли выстрел, рванувший из-под земли пар или чересчур громкий камнепад. Однажды это случится. И среди людей уже тлеет вражда. Недаром вождь предлагает шаману 'заставить духов передумать'. Только вопрос, это непосредственная обязанность шамана устанавливать дипломатические отношение с духами, или вождь ему не особо доверяет. Скорее, второе. Общество негласно делится на две партии. Почему? Да потому что при всех своих заморочках шаман не так глуп, чтобы затевать свою интригу в одиночку, не заручившись поддержкой части соплеменников. Недалек час, когда в ход пойдут стрела в спину и отрава в питье.
1973 г. Еще спокойное и сытое, но явно предгрозовое время. В Праге на Староместской площади уже отпылал костер Яна Палаха, подняв волну из как минимум 24 подражателей. Совпадение или нет, но летом того же года Ольга Гепнарова в той же Праге направила грузовой автомобиль на толпу с формулировкой 'Достало все!'. Уже начинают угонять самолеты. Еще не гроза, но в воздухе уже пахнет электричеством. Мир на вулкане, ему недолго осталось. Скоро по нему пронесутся ледяные ветра.
И вот на экраны выходит блокбастер, в успех которого никто из создателей не верил, а актеры откровенно плевались. Жаловались на 'нетворческую' атмосферу. Да я удивляюсь, как никто не сошел с ума, не наложил на себя руки, не слег с инфарктом. Режиссер как будто специально писал роли для конкретных актеров, изрядно 'оттоптавшись' на их болевых точках.
В целом у меня сложилось впечатление, что замахивались на большее, но сценарий перекроили на ходу, от того часть линий откровенно провисла. Собирали из того, что было.
Сравнивать книгу-первоисточник и фильм бессмысленно. Это полностью самостоятельные вещи. Все же оставим на совести Владимира Афанасьевича Обручева предположение, что вулкан, точнее кальдера, может прилично нагреть внутреннюю область. Это вряд ли. В Йелоустоуне в начале сентября температура к утру опускается ниже нуля, хотя гейзеры шпарят с завидной регулярностью. Проверено. Но это Йелоустоун, а здесь Арктика. Даже если нагреть кальдеру до климата юга Финляндии, будут наблюдаться мощные восходящие движения воздуха, конденсация облаков и даже не петербургская погода, а преддверие великого потопа. Разница температур породит такие мощные вихри, что ни одна птица не прорвется. Будем считать это допущением автора, не мне спорить с великим Обручевым, нос не дорос. Зато как биолог (имею право пофантазировать на тему того, кто и как там живет) могу предположить, что это будет очень необычный мир. Представьте себе растения, которые растут в хитровывернутых условиях арктического светового режима и относительно высоких температур. Эксперименты с длиной светового дня проводятся уже больше 100 лет, но никто не создал естественную экосистему таких масштабов. С большой вероятностью, многие растения будут сильно пигментированы на манер альпийской растительности: в Арктике много ультрафиолета. Животный и растительный мир будет как минимум на 90% состоять из уникальных видов-эндемиков. Это свойство островных экосистем или же в меньшей степени экосистемы Байкала. Что касается людей. Сценаристу ставили в вину, что онкилоны говорят по-русски. Видимо, человек не хотел заморачиваться на языковой барьер. Джек Лондон в 'Сердцах трех' обошел проблему коммуникации, указав, что Племя затерянных душ - это потомки аборигетов и прижившихся там испанцев. С большой натяжкой можно предположить, что онкилоны в свое время представляли собой малочисленное ядро беженцев, отступавших на север. И среди них могли быть кто угодно, в том числе русские или полукровки. Весь этот разноплеменный сброд должен был как-то общаться. Видимо, в роли lingua franca выступал русский язык, который они выучили у купцов и миссионеров. Но этот язык будет отличаться архаичной или просто своеобразной грамматикой, и огромным пластом заимствований. Выглядеть они тоже могут как угодно. В ограниченных популяциях людей частоты генов сильно отличаются от средних значений. Судя по достаточно доброжелательному отношению к чужакам, онкилоны не имеют негативного опыта общения с посторонними. Это не Северный Сентинел. Уж скорее за людьми из внешнего мира хвостом ходили бы любопытные. Другое дело, что за счет длительной изоляции онкилоны не имеют иммунитета ко многим 'внешним' микробам при очень хорошем - к местным. Так что рискуют обе стороны. Даже при обычном разговоре на расстоянии вытянутых рук или при касании предметов.
И самое главное. В такой уникальный заповедник доступ посторонним был бы запрещен в наши дни. Так что золота купцу Перфильеву не видать как своих ушей.
20 августа 2022
Удивительно красивая и немного грустная сказка о любви и ненависти, порядочности и подлости, долге и фатализме.
Редкий случай, когда вроде бы столько минусов и дыр в сюжете. .. а рука сама тянется поставить фильму высший балл, потому что 'на выходе' вопреки всему получился если не шедевр, то очень впечатляющий и запоминающийся 'продукт'.
Итак. Минусы фильма:
1. Общая скомканность сюжета. Строго говоря, первая половина фильма - это очень неспешное повествование о сборах главного героя фильма в экспедицию, поиске средств и соратников. Вторая половина - уже намного более динамичный (местами слишком динамичный) рассказ о затерянном племени онкилонов, попытках исследователей найти с ними общий язык и одновременно достичь своих научных целей, кознях шамана и его помощника. Однако основные события реально происходят в последние 15 минут фильма. Такое чувство, что это должна была быть отдельная серия, на которую создателям фильма не хватило то ли денег, то ли сил, то ли времени.
2. Огромное количество больших и маленьких ляпов. Свободно говорящие на чистом русском языке онкилоны, мягко говоря неоднородный этнический состав данного племени, полярные исследователи, которые ходят по лютому морозу почти без вещей и в лёгкой одежде - это далеко не полный список того, что может вызвать у привередливого зрителя ироничную усмешку.
Но мы, романтики, под перьями гадкого утёнка видим всё-таки прекрасного грациозного лебедя. Поэтому поговорим о плюсах.
1. Идея фильма. Доходчиво и одновременно ненавязчиво предлагаемые зрителю мысли о ценности человеческой жизни, об уважении к человеку, о мечте, к которой надо стремиться, несмотря на все трудности, о любви, которая помогает бороться и побеждать. В этом плане 'Земля Санникова', мне кажется, является одним из самых сильных фильмов советского кинематографа.
2. Актёрский состав. Отважный, уверенный, немногословный и потрясающе красивый (уж простите мою девчачью восторженность) Ильин - В. Дворжецкий, романтично-ироничный фаталист Крестовский - О. Даль, одновременно смешной и трагичный Игнатий - Г. Вицин, незаметный, но цельный и 'основательный' Губин - Ю. Назаров, притягивающий взгляд, потрясающие пластичный шаман - М. Эсамбаев, появляющийся на несколько минут в кадре колоритный, до отвратительности расчётливый и циничный Перфильев - Н. Гриценко. А также эпизодические роли - наивная и смелая Аннуир, мощная во всех смыслах слова онкилонка и другие.
Может быть, именно поэтому этот фильм, несмотря на стойкую неприязнь со стороны критиков всех поколений, пользуется такой же стойкой любовью зрителей всех поколений. Как жаль, что таких фильмов уже давно не снимают и в ближайшие годы вряд ли снимут.
10 из 10
23 февраля 2022
Опытные и искушённые зрители уже с первых кадров поймут, что этот фильм снимался в 1970-е гг, когда режиссёры всего мира начали уходить в реализм и отказываться от искусственных декораций 1960-х. Побочным следствием стало, к сожалению, потускнение оттенков, ибо на натуре своенравная природа может и облаков напустить, и вулкан пробудить. Но ближе к делу. Книга «Земля Санникова» случайно или не случайно вышла очень близкой роману «Затерянный мир», и в экранизации это тоже ощущается. В угоду времени и неутихающей пропаганде здесь показаны и поиски неизвестного острова, и выставление капиталистов в единственно возможном негативном свете. Цензоры СССР подобную категорию фильмов, тем не менее, не любили, и потому «Земля Санникова» — уникальный продукт, требующий ознакомления.
Сразу стоит отметить главные плюсы: потрясающие пейзажи Арктики и участие в съёмках актёров малых народностей. Льды здесь настоящие, аборигены онкилоны выглядят первобытно, гейзеры, снятые на Камчатке, опять же, настоящие. При том, что процесс создания сопровождался многочисленными конфликтами, итоговый результат всё-же радует. Владислав Дворжецкий, Олег Даль, Георгий Вицин и Юрий Назаров выглядят разношёрстной и в то же время единой командой, в которой случаются конфликты, но перед лицом опасности исследователи объединяются. Враждебный шаман (которого превосходно сыграл Махмуд Эсамбаев) и даже пробуждающийся вулкан не способны пошатнуть героев, ведь «победа ждёт, того, кто смел, всегда-всегда!» Не могу не отметить здесь обаятельную и прекрасную Екатерину Самбуеву — артистку балета, для которой «Земля Санникова» стала единственной работой в кино.
И всё-же чувствуется недостаток опыта в создании фильмов подобного жанра. Первая часть, размеренная и плавная, переходит во вторую, которая выглядит чересчур разнородной. Очень многие моменты выдают, что съёмки шли в разных локациях. Усугубляется это неудачным монтажом: персонажи то ночуют возле тёмных скал в ущелье, то уже оказываются возле светлых, где-то на склонах гор. Очень неуместным в тёплой изоляции арктического севера выглядит тигр. Я, конечно, люблю этих кошек, но не логичнее было бы показать львов, которые как раз водились и в Сибири, и на Аляске в эпоху плейстоцена? Момент с «очищением» Гошар самый странный в фильме. Режиссёры, сценаристы и композитор, видимо, не смогли договориться о том, что должен испытывать зритель, наблюдая за происходящим — тревогу или забаву. Телодвижения шамана и соответствующая музыка заставляют трястись от подступающего смеха, но из-за серьёзных лиц актёров сцена не выглядит комедийной. Кроме того, Евгени Крестовский частенько выпадает из сюжета во второй половине хронометража. Фильму очень не хватает сцен, в которых этот персонаж проявил бы себя, сражаясь с местной фауной или сообщниками шамана.
При всех своих мелких недостатках «Земля Санникова» — фильм, который стоит посмотреть. Рождаемый в муках, он стал таки лидером проката, а это всегда считалось немаленьким достижением.
9 из 10
18 августа 2021
Во все времена люди пытались открыть и исследовать новые неизведанные земли. И вот есть подозрение, что среди вечных льдов и снегов, есть теплая земля, недаром туда устремляются на зимовку перелетные птицы, а уж на них как ни на кого другого положиться можно. И четверо смелых отправляются в путь.
Актеры в фильме задействованы великолепные, музыка и исполнение песен прекрасное, но сюжет вызывает недоумение. Вместо захватывающих приключение во льдах, поисков и потерь, страхов, сомнений, удач, тоски по любимым женщинам, которые остались дома, всего того, что должно было бы присутствовать в таком опасном путешествии, зрители в конечном итоге видят вариацию книг Фенимора Купера про отношения индейцев и «бледнолицых». Местные дикари более чем лояльны к чужакам и хождения вокруг да около занимают больше, чем полфильма. Последние пятнадцать минут действие оживляется смертями героев и вызывает недоумение о дальнейшей судьбе оставшихся в живых.
Душещипательные беседы о светлом будущем не ведутся, хотя один из героев за него борец, на том спасибо.
Кто хочет посмотреть на великих Гриценко, Вицина, Даля, Дворжецкого и Эсембаева могут потратить свое время.
5 из 10
23 декабря 2020
В «красной» рецензии зритель справедливо замечает: первоисточник, роман Обручева, мало кто читал. Я и сам не читал. Ставлю ещё более провокационный вопрос: а кто вообще смотрел этот фильм?! Песню, понятное дело, знают все, а сам фильм?
«Ничего себе, «кто знает фильм» — 84-е место по посещаемости кинотеатров за всю историю кинематографа СССР!», — возмутится искушённый зритель. «Я точно смотрел», — подумает пользователь, читающий мою рецензию. Хорошо. К Вам и обращаюсь лично: сможете пересказать сюжет? Или вспомнить, как зовут персонажей, никуда не подглядывая? Или хотя бы, как называлось племя аборигенов с вулканической земли, о которых на самом деле существует легенда?
И если Вы ответили на мои вопросы — уверен, что фильм этот Вы смотрели недавно. Если же нет, то давно и пересматривать не очень хотите. Вот вам и 84-е место! «Кто-то куда-то поехал, кто-то там где-то погиб, аборигены какие-то» — чистый лист, как будто не видели фильма.
А? Э-э… так-то, дружок! В этом-то всё и дело.
Не могу судить, насколько экранизация близка к первоисточнику — по отзывам, вроде бы не очень. Ну и ладно. Сценарий обещал увлекательный приключенческий фильм об экспедиции в Арктику. Сильный актёрский состав, проникновенные песни, съёмки красивые… Мог получиться блокбастер уровня «Белого солнца пустыни»! И даже ещё интереснее, потому что здесь есть элементы фантастики. Не думаю, что эту рецензию будет читать человек, не смотревший фильм, да и аннотация на страничке имеется. Но всё-таки постараюсь осторожно вывести схему сюжета.
Экспедиция из самых разных людей, каждый из которых между тем преследует какую-то личную цель, отправляется в опасное путешествие за Полярный круг. В истории нашлось место для подвига, предательства, романтической линии; есть погони, перестрелки, трагические смерти и драматичный финал. Собственно, все лучшие художественные произведения приключенческого жанра (а то вдруг и с элементами фантастики) подходят под эту схему.
Согласны? А теперь сопоставьте, что конкретно я написал в предыдущем абзаце и каким образом это всё реализовано в фильме.
А? Э-э… так-то, дружок! В этом-то всё и дело.
Этот феномен поддаётся единственному объяснению: потенциально прекрасный сценарий, к сожалению, загублен бездарной режиссурой. Что характерно — на этой самой почве у артистов во время съёмок с режиссёрами случился конфликт! Есть в этом что-то объективное?
Крючкотворы обвинят «Мосфильм», отказавшийся менять режиссёра. Для искушённого зрителя не секрет, что по этой причине из фильма ушёл Шакуров. «Да нормальный фильм», — не согласятся со мной голосующие на Кинопоиске, судя по рейтингу. Может и нормальный, но представьте его без песни! Всё, смотреть не на что.
А песня-то как раз существует автономно, вне рамок композиции! Раз есть такая песня, уже не нужен фильм. Это тоже феномен, достойный отдельной искусствоведческой статьи. Ведь очень сегодня много тех, кто на вопрос, откуда песня «Есть только миг…», предположат нерешительно: «Я знаю, что она вроде бы из какого-то фильма…»
А? Э-э… так-то, дружок! В этом-то всё и дело.
И вообще мне больше нравится отсюда другая песня в исполнении Олега Анофриева: «И солнце всходило…». Кстати, менее известная.
7 из 10
P.S. Вместо Олега Даля его роль по первоначальному замыслу должен был сыграть Владимир Высоцкий! А казалось бы, причём он здесь…
26 июля 2019
… Именно ОН называется Жизнь… Ещё в детстве прочитала «Землю Санникова», произведение о том, как однажды первопроходец Санников увидел среди арктического безмолвия цветущий оазис, и вот уже более 100 лет путешественники пытаются пройти по пути Санникова, но каждый раз возвращаются ни с чем. Богатый золотопромышленник снаряжает экспедицию, во главе которой стоит политический ссыльный Ильин, а численность самой экспедиции всего четыре человека. Удастся ли им найти землю Санникова?..
И вместе с этим великим произведением, так же прочла и «Плутонию». Они были для меня как продолжение романов Жюля Верна — дорога в неизведанное. Фильм, хоть и не совпадает с книгой, но тоже проникнут романтикой открытий, а ещё там такое классическое изображение честности, коварства, храбрости, трусости, что трудно остаться равнодушной. Песня вообще на века. По моим впечатлениям — фильм превосходный (любим мною не меньше, великолепного произведения«Пропавшая экспедиция»). Всегда смотрю с огромным удовольствием, с замиранием сердца. Сопереживаешь героям до конца. Да что там говорить такие гениальные актёры, такой отличный сюжет, держит зрителя до конца. В общем, я не смогу сказать лучше об этом фильме, чем он есть. Конечно он сделан проще, так он и снимался как блокбастер. Сюда от книги мало что вошло — только сама идея. Но всё равно красиво, романтично, добротно, интересно. Конечно, и песни Зацепина в исполнении Олега Анофриева сыграли свою роль. Фильм с большим хорошим смыслом, что жизнь это миг и прожить её успеть нужно не зря. Как говориться: «Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»…
Сегодня снимают не кино, а 3-дишные компьютерные комиксы. А это настоящий кинематограф моего детства, яркий, красочный, увлекательный. Золотой фонд НАШЕГО приключенческого кино, достойный ответ померанским оцеолам и голливудским маккенам. Отличный приключенческий фильм. Отличные актёрские работы. Отличная музыка, любимая до сих пор. Фильм насквозь пропитан романтикой и приключениями. Один из лучших в жанре приключенческих фильмов. А блестящие советские актёры делают этот фильм ещё ярче, насыщенней эмоциями и событиями, прекрасней и романтичней. Почти всех актёров игравших в «Земле Санникова» уже нет в этом мире, они ушли к сожалению очень рано. Гениальный Владислав Дворжецкий, блистательный Олег Даль, неповторимый Георгий Вицин, искренний Николай Гриценко, неотразимый Махмуд Эсамбаев. И мы можем видеть их только на киноэкранах, и переживать за персонажей созданных этими Великими, не побоюсь этого слова, людьми. Настоящими актёрами, мастерами своего дела. Таких артистов теперь нет, и не будет в отечественном кино. И это грустно. Актёры сыгравшие здесь смогли передать суровые нравы и смелость героев. Каждый из них разный, и у каждого своя цель. Я в этом фильме сделала для себя открытие, Георгий Вицин не только комедийный актёр, он может играть и серьёзные драматические роли.
Удивительная история жизни первооткрывателей. Фильм очарователен, музыкален, лучезарен и прекрасен. Удивительная песня на слова поэта Леонида Дербенёва «Есть только миг»… ставшая хитом на все времена, восхищает и окрыляет. Фильм — творение дивное, нежное, трепетное, мощное. Рассказывает об эпохе контрастов — чрезмерного богатства и ужасающей нищеты, смелых первооткрывателей и жадных людей, которые пекутся лишь о своём благе, дерзкого свободомыслия и религиозного фанатизма. Фильм цепляет очень человеческой историей, красивыми пейзажами (долина гейзеров Камчатки), удивительным музыкальным сопровождением. Да и фильм скорее приключенческий, нежели фантастичный, а учёные склонны считать, что земля Санникова действительно существовала, но растаяла…
В общем передать все ощущения от просмотра этой удивительной истории невозможно. Лучше смотреть. Один из лучших фильмов, в том числе и для семейного просмотра.
10 из 10
19 февраля 2018
Я уверен, что роман «Земля Санникова» в настоящее время мало кто читал. Его и раньше-то читали лишь немногие — книга написана не литератором, а учёным. И потому, в оригинале была интересна в основном специалистам. Но её пересказы ходили по стране широко, и были гораздо увлекательнее произведения. Поэтому в те далёкие годы народ дружно отправился смотреть ленту на столь необычную в те годы ленту.
Помню массовую реакцию — разочарование. Люди выходили, в основном, из залов как пришибленные. Почему?
Книга совсем не о том, что объявилось на экране. Где дикий мир Ледникового периода — мамонты, носороги, пещерные медведи, дикие лошади и быки? Где смертельные враги онкилонов — неандертальцы-вампу? Их просто не было… Вообще. По определению.
Жду возражения: «Уважаемый, фильм был снят в 70е. Какие мамонты?». Отвечу: «Не умеешь, не берись!»
«Земля Санникова» — книга о волнующем открытии осколка эпохи, которой уже безвозвратно нет. Если хотите — отечественный вариант «Затерянного мира». Что было предложено взамен? Красавчик Олег Даль, картинно поющий неплохие (признаю!) песнички.
Открытый остров показан пристанищем идиотов и напичкан смысловыми ляпами. Вы не обратили внимания, что онкилоны и пришедшие к ними русские путешественники (учёными эту шлёп-компанию язык назвать не поворачивается) сходу заговорили на одном языке? Зрители поумнее лишь головами крутили от удивления…
Шамана играл талантливейший танцор Махмуд Эсембаев. Но его кавказское лицо в окружении лиц аборигенов Севера смотрится более чем неуместно. А уже его колдовские пляски — вааще… Надо было бы проконсультироваться у профессиональных этногафов — как, собственно, должен выглядеть танец заполярного шамана, а не пускаться в пляс а-ля «дискотека 70х».
Девушки-онкилонки в меховых мини-юбках — красиво, но… в меня поняли: остров, хоть и подтапливается теплом Земли, но не Гавайи же… Застудить всякие-разные важные места можно запросто. Мужчины-онкилоны — трусы отчаянные. Первобытные охотники, пятящиеся перед безоружным, чудно одетым белым пришельцем — нонсенс. В реальности — сначала — стрелу между глаз, и лишь потом — разбирательство, что за зверь невиданный попался на нашем огороде. Не верите? Миклухо-Маклая в оригинале почитайте, тогда и поговорим.
Загадкой фильма осталась полная, абсолютная замена главных героев книги на других. Абсолютная. Кто не верит — пусть проверит. Какая-такая в этом была режиссёрская находка — тайна покрытая мраком.
Результат? Даль играл Даля, Дворжецкий — Дворжецкого, Вицин… только он сыграл исправленного долгой жизнь у Полярного круга Труса из гайдаевской троицы. Ничего в этих людях даже не намекало на души первооткрывателей, не показывало их потрясения от свершённого. Так, лёгкие эмоции, как будто Земля Санникова была заурядным отдалённым пригородом мегаполиса, куда по недосмотру асфальт не проложили.
Состав экспедиции по фильму — ходячий отряд смертников. Чего стоят в его составе неврастеник-алкоголик, чуть что хватающийся за пистолет (Даль) и комнатный купеческий приказчик, дальше уютного хозяйского двора ранее никуда не ходивший (Вицин). Герой Дворжецкого — не учёный. А кто? Не знаю. Но не могу назвать учёным личность саму (по фильму) поразившемуся термальному режиму Острова и не изрёкшего по ходу ленты ни одной профессиональной фразы.
Сам фильм был забыт очень быстро. Хотя — не совсем. В репертуаре ресторанных певцов появилась песня о «миге между прошлом и будущем». Вот, пожалуй, и всё…
Помню растерянную реплику одного из зрителей на выходе из кинозала: «Книга ведь вообще-то не о том…».
Звучит, как эпитафия. Посему — аминь!
Лишь за песенку
1 из 10
13 июня 2015
Качественно сделанный фильм. Захватывающий сюжет, прекрасный актёрский состав (пожалуй, и хорошо, что Крестовского в результате сыграл не Высоцкий, а Даль, иначе картина бы приобрела более тяжёлое звучание, а она хороша именно своим лёгким отношением к тяжёлым обстоятельствам). Музыка, песни — «Есть только и миг между прошлым и будущим» и «Радуга цвела, всё было когда-то и любовь была» вошедшие в классику песен советского периода. Красиво поставленные и снятые сцены — на каменной башне, ловля невесты (одна из немногих, которые взяты из книги), пляска шамана (Махмуд Эсамбаев продемонстрировал движения и пластику профессионального танцовщика), гибель последнего спутника (на редкость достойный поступок так закончить свою жизнь), и финальная сцена с главными, наверное, словами в этом фильме — «Эх, человек, человек… Чего тебе дома не сидится? Зачем землю топчешь?»
Теперь о первоисточнике — книге Обручева «Земля Санникова». Фильм сделан, строго говоря, «по мотивам». Экранизацией это назвать никак нельзя, потому что от первоисточника там вообще мало что осталось. Книга более серьёзная, тяжёлая, фильм же сделали более лёгким, ярким, «смотрибельным». Но я не уверена, что близкая к книге экранизация была бы интересна многим, кроме как любителям приключенческих романов и книг о путешествиях. Притом что книгу я прочитала впервые лет в 14 и потом ещё не раз перечитывала, и она была одной из любимых книг моего детства и юности, а фильм я первый раз посмотрела, когда мне уже было хорошо за 20. Однако разочарования после фильма, как после неудачной экранизации не было, хотя любимой книге он вообще мало соответствует — настолько понравилась такая версия. Я просто рассматриваю фильм и книгу как два разные произведения «на тему».
Почти единственное, что напрягло — как главный герой возвращается через льды Северного Ледовитого океана один. Налегке. То, что он остался без шапки — цветочки, он совсем налегке. Без еды, палатки и спальника. Какого-либо груза при нём не наблюдается. Из полезных вещей, похоже, один пистолет. А ведь Земля Санникова предположительно находилась от берегов не за день дневного перехода. И не за неделю. А не менее чем за месяц, даже если не читать книгу, то всё равно ясно, что если бы речь не шла о столь дальнем переходе, то не было бы столько вопросов о целесообразности снаряжения экспедиции. Можно, конечно, предположить вариант, что он остался без всего необходимого буквально за пару дневных переходов до обитаемых земель, но в фильме этого не указано. Напрягает, но я на это закрываю глаза, поскольку весь фильм сделан не слишком серьёзно, зато красиво.
10 из 10
2 ноября 2010
Смотрели эту картину вместе с детьми. Казалось бы — простой предсказуемый сюжет, классический звездный состав… Тем не менее была приятно удивлена легкостью просмотра и интригующими моментами. Рассмешили театрально-утрированные дерганья шамана.
Единственное что не понравилось — скоропалительная развязка и музыка в стиле диско — она попортила впечатление во многих местах картины. Смешно смотрелись герои без шапок во время прохода по ледникам. Но несмотря на все минусы рука так и тянется поставить
9 из 10
12 августа 2009
Если в СССР и снимали фантастические киноленты, то с высокими стандартами качества. Фильмы получались просто шикарными, потому что спецэффекты отходили на второй и третий планы, а главным было — раскрыть характеры людей, показать их взаимоотношения. Ведь экспедиция подобралась на редкость разношёрстная. И все образы относятся (офицер из дворян, промышленник и слуга, каторжник-террорист) к досоветской эпохе, которую не очень-то любили вспоминать.
Однако фильм был создан творческим объединением, как положено, экспериментальным и студией Мосфильм. В нём сыграли такие неугасающие звёзды, как Георгий Вицин, Олег Даль, Владислав Дворжецкий, Юрий Назаров. Вместе этому составу придётся пройти через холода и льды, отчаяние и племя онкелонов, где не все настроены на дружбу. И здесь жанр немного смещается в сторону фильмов про индейцев, которые так же активно снимались в то время, правда, Гойко Митича не стали задействовать.
Увлекательно, хотя, конечно, далеко от истины. Земля Санникова всё-таки просто легенда, но не стану спорить — красивая легенда. Актёры тоже подобраны великолепные, особенно Георгий Вицин, у которого самая сложная роль — его Игнатия долгое время грызёт совесть, а потом он методом проб и ошибок налаживает отношения с вождём онкелонов… Но всё идёт к печальному и открытому финалу, где звучат вечные вопросы: «Зачем по Земле идёшь, человек? Зачем вся жизнь твоя в дороге?». Буду над этим думать…
10 из 10
Какая же у нас всё-таки красивая страна — такие восхитительные пейзажи, что ни в сказке сказать, ни на Рабочий стол повесить.
8 августа 2009
Увлекательное приключение к Земле Санникова. Смотрела не отрываясь. Такой увлекательный сюжет! Особенно понравился Игнатий, такой прикольный. В какие только истории не попал… Интереснейший герой! Лучший, на мой взгляд, в этом фильме.
Интересно было смотреть на первобытных онкилонов. Смешные такие, так здорова показана их жизнь. Очень хороший исторический фильм! Но очень уж мне жалко Крестовского и Игнатия, а так все просто супер.
Замечательный советский фильм! Я рада что удалось посмотреть этот фильм!
2 июля 2009
Очень хорошее кино. Положенную в основу фильма книгу я, правда, не читал, но жанр мне этот очень и очень близок — Жюль Верн свое дело сделал. Тут что-то и от «Таинственного острова», да и В. Дворжецкий, как ни крути, с капитаном Немо, в первую очередь, ассоциируется. В общем, все предпосылки для успеха. А если еще и потрясающие песни учесть, да звездный актерский состав, то и полноценная заявка на шедевр вырисовывается.
Впрочем, некоторые недостатки у фильма всё-таки присутствуют. Во-первых, не покидает ощущение, что создатели торопились побыстрее закончить картину — слишком стремительно развиваются события. Такой богатый материал, на мой взгляд, заслуживает более подробного и степенного, что ли, воплощения на экране. На ум приходит многосерийная экранизация «Детей капитана Гранта» или, скажем, «Два капитана». Не сомневаюсь, что и роман В. Обручева мог бы стать основой для подобного фильма. Впрочем, это не более чем пожелание. В конце концов, в краткости и лаконичности тоже есть свои плюсы.
Другой бросающийся в глаза недостаток — это сцены перехода через ледяную пустыню. Не могу смотреть на главных героев, идущих сквозь пургу без головных уборов. Так не бывает! В свое время приходилось много читать того же Д. Лондона, Д. О. Кервуда и пр. — о том, каково приходится человеку в условиях Арктики. А тут авторы, проводя прямую аналогию с Аляской, позволяют себе такие ляпы. Обидно. Я понимаю, что О. Даль с шапкой, спавшей на спину, смотрится очень эффектно, но… Несерьезно. Эдак они не прошли бы и десятка километров.
И еще тигр в кадре меня несколько удивил. Думается, что это тоже сделано для пущей красоты. Однако лишний повод усомниться.
Ну а в остальном — очень даже здорово. И безумный шаман, и наивные аборигены, среди которых, тем не менее, как и среди обычных людей, очень быстро находятся завистники и прочие гнусные личности. И гениальный Г. Вицин — украшение любого фильма. Масса достоинств.
Я полагаю, что фильм заслуживает высокой (пусть и не высшей) оценки.
9 из 10
29 июня 2009