Три орешка для Золушки
Tri orísky pro Popelku
8.1
7.6
1973, фэнтези, мелодрама, драма
Чехословакия, Германия (ГДР), 1 ч 28 мин
В ролях: Карин Леш, Дана Главачова, Карола Браунбок, Ян Либичек, Витезслав Яндак
и другие
Мачеха Золушки всеми силами хочет выдать свою глупую и злую родную дочь замуж за принца. Но тому совсем не хочется жениться, он ссорится с отцом и собирается покинуть дворец, но... в последний момент он влюбляется в очаровательную незнакомку в маске, которая быстро исчезает. Принц и не догадывается, что эта прекрасная девушка, ловкий стрелок, которого он встретил в лесу и озорная девчонка — одно и то же лицо. Все эти превращения оказались возможными благодаря волшебным орешкам, в одном из которых находился и свадебный подарок для Золушки.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Три орешка для Золушки

английское название:

Tri orísky pro Popelku

год: 1973
страны:
Чехословакия, Германия (ГДР)
слоган: «Drei Nüsse für Aschenbrödel»
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Йозеф Иллик
композитор:
художники: Альфред Томалла, Бохумил Новы, Вернер Цишанг, Гюнтер Шмидт, Ольдржих Босак, Теодор Пиштек
монтаж: ,
жанры: фэнтези, мелодрама, драма, приключения, семейный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 26 октября 1973 г.
на DVD: 29 января 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 28 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, мелодрама, драма, приключения, семейный

Видео к фильму «Три орешка для Золушки», 1973

Видео: Фрагмент (Три орешка для Золушки, 1973) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Три орешка для Золушки», 1973

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Три орешка для Золушки», 1973

Богемская вариация классической сказки о Золушке

Очередное кинопосещение Европы, то есть ЕС, но в во времена, когда часть этих земель величали себя уверенно социалистическими.

Мы все любим Рождество, само такое настроение, фильмы, которые в тему такую заходят вместе с нами.

Да, при социализме умели снимать кино на западе. Чуть позже правда разучились без непотребств хоть что-то снимать.

Какие тут чудесной красоты европейские барышни. Загляденье. Можно любоваться и любоваться.

В остальном немного бедное на качественный антураж фильм. Костюмы тоже не высшего разряда. Но для своего времени и места съёмок всё норм. Сюжет простой (по нынешним меркам), но по-своему красивый.

Три орешка для Золушки (2021) - норвежский ремейк нашего фильма.

_

В остальном любая вариация Золушки попахивает феодализмом. Приехал феодал, сказал, и любая должна ему замуж или ещё чего. Рабство. Золушка - это про рабство, типично европейский менталитет прошлого... Хотя в конкретно нашем варианте уже намечены тенденции на то, что женщина сама выбирает себе партнера, способна на многое ради достижения счастья, да и вообще из лука умеет даже пульнуть. Такой поперёк ничё и не скажешь.

3 августа 2024

Вариации «Золушки». Часть 2.

Чешская киноверсия «Золушки» обладает своим колоритом и сюжетными особенностями, благодаря которым обрела большую известность как минимум в Европе. Большой радостью для меня стало то, что в 2012 году нашёлся советский дубляж, и теперь мы можем посмотреть этот фильм таким, каким он шёл когда-то на больших экранах.

Несмотря на то, что в сюжете «Трёх орешков» отсутствуют феи, магия тут всё-таки есть, и связана она с животными. Впрочем, возможно, про сову и других помощников главной героини маскируются именно они. Поскольку события происходят ещё и зимой, то этот фильм лучше всего смотреть перед Рождеством или Новым годом. Тем более что тут и музыка соответствующая. Большой интерес вызывают сцены с королевской охотой, хотя испуганная лиса, конечно, заставляет зрителей нервничать. Помимо того, что здесь миловидная Золушка и обаятельный принц, в фильме ещё и забавный учитель, от которого королевский наследник постоянно пытается улизнуть. В «химических» отношениях принца и его родителей тоже хватает шуток, поэтому «Три орешка» можно смело называть комедией, от которой остаются радостные впечатления.

Но интересен этот фильм в первую очередь тем, что Золушка тут может за себя постоять. Хоть она и находится под гнётом мачехи, но при случае может и съязвить. Кроме того, эта Золушка обладает остроумием, и захватывает внимание принца не в последнюю очередь умением казаться загадочной. Такой взгляд на знакомую героиню представляет, конечно, большой интерес. В конце концов, Золушка происходит из небедной семьи и наверняка успела научиться уму-разуму до того, как мачеха захватила в доме власть. Не вижу смысла говорить, что эта Золушка лучше или хуже других версий. Важно, что в этом фильме она на своём месте и способна вызвать сопереживание, особенно в финале, когда против неё реализуется самый коварный план злодейки.

Фееричная киноверсия, которая заслуживает вашего внимания.

8 из 10

6 февраля 2023

Лицо в саже, а не трубочист…

Киносказка производства Чехословакии и ГДР рассказывает всем известную с детства историю, но по-своему.

Что мы всегда знаем о Золушке? Это трудолюбивая девушка с несчастной судьбой. В малолетстве она потеряла мать, затем ее отец женился второй раз на женщине, которая девочку невзлюбила и заставляла ее всегда делать самую тяжелую работу в доме. У мачехи есть собственная дочь, иногда две, одна из которых по желанию матери обязательно должна выйти замуж за принца. Золушка же в это время лишь трудится, не покладая рук, и придается мечтам, пока высшие силы, в виде крестной феи, не помогут ей воплотить ее грезы в реальность. Крестная превращает тыкву в карету, мышей в коней, лохмотья в прекрасное платье, дарует хрустальные туфельки, отправляет на бал. При всем этом добродетельница дает наставление, что управиться с танцами девушке нужно до полуночи (ведь после этого времени все «дары» вернутся к своей первоначальной сути). Такой Золушку мы знаем по адаптации Шарля Перро. Этот же сюжет чаще всего воплощают в кино и мультфильмах. Однако есть у этой истории и другая вариация. А именно – редакция братьев Гримм.

Начало у историй примерно одинаковое – есть богач с дочкой от первого брака, который после смерти супруги находит себе новую спутницу жизни со скверным характером. У мачехи есть свои собственные горячо любимые дочери, а к падчерице она относится хуже, чем к служанкам. Но в этой истории вместо крестной, которая является феей, у девушки есть волшебное ореховое дерево, которое помогает Золушке перевоплощаться. Также в сюжете, рассказанном Гриммами, более кровавый финал – в нем, дабы туфелька была по размеру, сводные сестры Золушки отрезают себе пальцы и пятки, а на свадьбе девушки с принцем – им и вовсе выклевывают глаза голуби. Пока что я не встретила ни одной киноадаптации, где это явно недетское зрелище стало бы частью всем известной сказки. Однако, замечу, что чехословацкая Золушка многое взяла именно из истории Гриммов, а не Перро.

Так, в этой версии мачеха Золушки всеми силами хочет выдать свою родную глупую дочь замуж за принца. В то же время свою падчерицу она заставляет наравне с другими слугами дома убираться, стирать, вычищать золу из печки, а также делать разные бесполезные вещи, как, например, отделять горох от чечевицы. Но Золушка здесь – это не просто барышня, которая будет кротко терпеть все неприятности, которые выпадают на ее долю. Ей присуща своевольность, свободолюбивость и желание не подчиняться несправедливым ограничениям. Так, ей не разрешают подходить к её коню Юрашику, что ее не останавливает, запрещают смотреть на принца, что ей не мешает, а также не допускают ее на бал, на который она все равно попадает. Золушка не ждет, когда кто-то поможет ей или даст разрешение, а пытается в том числе что-то сделать сама. Так, ее первая встреча с принцем происходит именно потому, что девушка не боится нарушить наказы мачехи, пойти, хоть и не в открытую, против ее слова. После попадания в руки Золушки волшебных орешков она продолжает брать на себя инициативу – она делает первые шаги в общении с принцем – и на охоте, и на балу. И возможно, что именно ее внутренний характер и заставил принца влюбиться в девушку, ведь она смогла завладеть его вниманием все три раза – и когда была смешливой шкодной девочкой в грязной оборванной одежке, и когда была метким стрелком, и когда выглядела как принцесса.

Если верить Википедии, то во многих странах Европы, например, в Чехии, Германии и Норвегии, эту сказку уже более 30 лет каждый год традиционно показывают по телевидению на Рождество, что не удивительно. Ведь это интересная сказка, с хорошим сюжетом. Да, тут есть свои киногрехи, но плюсов у истории намного больше, чем недостатков.

28 марта 2022

Они нашли друг друга

Как же я обожала этот фильм в детстве! Казался таким волшебным, добрым, сказочным... Такая пара красивая... Решили пересмотреть семьей. Детская сказка рухнула. Увы.

Сейчас уже Принц не кажется прекрасным. Он - ленив, глуп, необразован. Жестокий по отношению к животным (хладнокровное, нет, радостное убийство невинного животного) и по отношению к девушке-нищенке в лесу (не причинял боль физически, но словами... да и гоняться зачем тоже неясно). Совершенно не готов к наследованию трона. Легкомыслен, вспыльчив, моментально увлекается и сию-секунду изменяет свое мнение на противоположное под влиянием страстей.

Золушка... Она как бы воспитана в замке, многому обучена отцом. Но через год после его смерти позволила низвести себя до роли самой последней служанки. Вопрос - как и почему? И почему слуги это позволили? В оригинале слуг не было, она пахала за всех. Она умеет немного подерзить, но по-настоящему отстаивать свои права она не умеет. Жестока - спокойно реагирует на убийство животного и убивает другое сама. Причем нет, не так. Она гордится этим. Самолюбуется. Но не открыто. А под чужой личиной, ибо не хочет открыть себя. Она дерзка в лесу, но не дома. Она ничего не может добиться сама, без чужой личины. Хотя оно и в сказке так же.

Она любит лишь своих животных. и жалеет поваренка.

Фильм не учит ровным счетом ничему. Лишь один плюс - красивая природа. Даже этот паточно-сладкий вокал не вызывает приятных эмоций.

2 из 10

10 марта 2022

Прошло то время, когда отец скакал с тобой по лесам, учил тебя стрелять из арбалета и вытворять всякие глупости, как будто ты мальчишка. Теперь здесь хозяйка я, а ты служанка и более ничего! Подбрасывай в печь и убирай золу!

«Три орешка для Золушки», пожалуй, едва ли не самая известная чешская киносказка на территории бывшего СССР (есть небольшое соперничество с «Марией Мирабеллой»… впрочем, кому сдалась «Мария Мирабелла» за пределами того десятилетия, в которое она была выпущена?). Хотя не только СССР — вон, в некоторых европейских странах этот фильм является новогодней классикой — интересно, кстати, почему; только ли из-за того, что он сказка? Или из-за небольшого (по хронометражу) зимнего фрагмента? Хотя, скорее всего, дело в банальной ностальгии — ну и в удивительной «ламповости» (т. е. уютности) картины. На самом деле, если задуматься, то сейчас сказок практически не снимают: их так или иначе превращают в фэнтези (этой проблемы не избежал и «Дисней», переснимая свои классические работы; не удивлюсь, если и «Дамбо» по итогу окажется не грустной сказкой об одиноком слонике, а ещё одним фэнтези, ну или совсем не сказочной социальной драмой), тогда как «Три орешка для Золушки» едва ли не более традиционная сказка, чем «Туфелька и роза» или же другие экранизации «Золушки».

Вопрос: почему?

Вероятно, всё дело, с одной стороны, в удачной адаптации с учётом современного восприятия базовой морали сказки, с которой неизбежно возникнут проблемы, если ставить «Золушку» слово-в-слово как в оригинале; Чехия, конечно, не лидер феминистского движения, особенно в 1973 году, но всё-таки бесхребетная покорность оригинальной героини вряд ли могла приглянуться современным зрителям и зрительницам. И это не говоря уже о спорности концепции «любви с первого взгляда»… Нельзя сказать, что в «Трёх орешках» совсем всё беспроблемно: неизбежные изменения влекут за собой новые вопросы, например, не слишком ли влюбчивым получился Принц, у которого, с одной стороны, появилась хоть какая-то динамика с главной героиней, но, с другой стороны, он трижды (!) не признаёт её и всякий раз влюбляется (ну, или просто восхищается) в её новую ипостась. Однако это мелочи: «Три орешка» — не просто пытающаяся угнаться за модными на тот момент сюжетными тенденциями, что, например, свойственно последней диснеевской «Золушке», она именно адаптирует сказочный сюжет в связи с новыми представлениями о вечных ценностях — и при этом сохраняет его скелет, его сюжетную и ценностную базу.

Золушка не бесхребетна, но остаётся доброй и честной.

Принц не безлик и безынициативен, но его чувства всё ещё искренни, а сердце — горячо.

Фея, конечно, не фея, а волшебная сова, но — разве это не ближе к фольклорному представлению о волшебных помощниках?

Мачеха и дочь (одна, правда, вместо двух, но — кто-то будет цепляться к подобной ерунде, при том, что суть не меняется?) неизменны, однако линия родителей Принца получает расширение в связи с углублением его образа.

Двор Мачехи обрёл плотность и цветность; на его фоне эпизоды во дворцах немного тушуются, но не слишком значительно — просто наблюдать за сценами в декорациях, словно сошедших с картин Брейгеля-старшего, чуть более приятно, чем за хорошими, но в целом средними образами типичного средневекового замка.

Вообще двор Мачехи — это концентрат всего того, чем так хорош «Три орешка»: это не просто условное воспроизведение какого-то быта, это настоящая жизнь — с одной стороны, очень повседневная и почти что серая, с другой — волшебная и необыкновенная. Такая, которой никогда не было, но её очень легко себе вообразить.

Вот так и сам фильм. Даже если это не самая каноническая Золушка из возможных — разве её нельзя себе вообразить?

18 января 2019

Из серии — любимые сказки детства.

просмотр по новогодней программе, день 1-й. Сказки.

С НОВЫМ ГОДОМ друзья!!!

Ну вот и начался у нас отсмотр фильмов по новогодней программе. И в этот раз мы решили начать со сказок, потому что сказочное новогоднее настроение продолжается. И первой на очереди у нас стояла именно эта замечательная сказка о Золушке, снятая нашими братьями чехами. Одна из любимых сказок детства. Замечательный фильм. И снова возвращаешься в детство. Каждый раз при просмотре чувствуешь себя бесконечно счастливой. А песня Карела Готта до сих пор вызывает ощущение полёта. И принц-вот такой, какой и на самом деле должен быть принц! Сказка получилась волшебная!

Жила в одном маленьком королевстве девушка по имени Золушка. Она была очень красивой, добродушной, трудолюбивой, старалась никогда не унывать, даже не смотря на то, что её жизнь была довольно тяжёлой и безрадостной. А всё это из-за злой мачехи и её дочери, которую та всеми правдами и неправдами хотела выдать замуж за принца. А свою милую и добрую падчерицу превратила в свою служанку. Единственным другом девушки был белый конь, которого подарил ей, её покойный отец. Золушка очень любит ездить верхом на своём коне, любуясь окрестностями.

Я думаю, что такие сказки хвалить или критиковать глупо! Здесь только можно поблагодарить режиссёра и актёров за прекрасно созданный сюжет! Тот самый фильм, при просмотре которого во все времена, будь тебе 5 лет или 55, одинаково трепетно бьётся сердце, несомненно самый красивый принц в мире, а о Золушке и говорить нечего, в отличии от всех Золушек ещё и интеллектом блещет… И даже совсем не чувствуется, что фильм был снят в 70-е годы! Красивый фильм, красивые актёры, красивый голос Карела Гота и отличная интерпретация авторами уже давно всем известного содержания, делает эту сказку несомненным лидером этого жанра! Смотрите обязательно и подарите его всем, кому можете! Уже не один год перед Новым годом и в новогодние каникулы пересматриваю эту сказку, не могу без неё, как и без «Чародеев», «Морозко» и «Снежной королевы» почувствовать праздник! Очень красивая сказка. Это не просто Золушка, а девушка с характером, которая и в седле уверена, и в стрельбе непобедима; умна, находчива и просто милая, нежная, очаровательная… Танцует, как будто парит по воздуху пёрышком. И принц ей под стать!

Настоящая, яркая, неувядающая, замечательная Сказка по книге Божены Немцовой с неподражаемой музыкой и необыкновенными актёрами Либуше Шафранковой и Павлом Травничеком. Вот уже 45 лет, как эта сказка словно самый вкусный новогодний торт. Прекрасное напоминание о детстве, особо впечатляют стрельба из арбалета и спецэффекты выпадения подарков из орешков. Сейчас такие комбинированные съёмки смотрятся простовато, но тогда… Красивая история с харизматичными персонажами, чудными заснеженными пейзажами, средневековыми замками, милыми диалогами, и даже качественный юмор присутствует, что не всегда свойственно сказкам. И Золушка такая красивая, что глаз не отвести, уххх. Ещё отмечу потрясающие песни, ложащиеся как нельзя лучше на киноряд. Эта экранизация по мотивам Золушки, мне нравится и нравилась гораздо больше, чем классическая Золушка. Либуше — такая искромётная, живая, сильная, озорная, добрая, очаровательная и деятельная. Просто блеск! Новый тип Золушки — такой, какая она и должна быть по-моему. Музыка просто чудо! Либуше просто чудо актриса — звезда чешского кино. А судя по тому как она до сих пор выглядит и как у неё судьба складывается — очень хороший человек и в жизни.

Впервые эту сказку я посмотрела в 1989 году в зимние каникулы. А за неделю до показа фильма в программе «В гостях у сказки» (которую я смотрела регулярно и очень любила) диктор объявила что в следующую пятницу вы увидите фильм «Три орешка для Золушки». Для меня это было так загадочно интересно, как-будто бы весь мир перевернулся. Что же там такое будет. Такое название — Золушка да ещё три орешка. Я с нетерпением ждала пятницы. Такое настроение. Не ходила, а прямо летала. Думала, только бы ничего не случилось и её показали бы. Только бы посмотреть. И посмотрела. И восхищена этим фильмом по сей день. И конечно только с советским дубляжом, и только с советским, слава Богу он ещё существует, потому как более поздние версии озвучки этого фильма оставляют желать лучшего.

Думаю сказка «Три орешка для Золушки» придётся по вкусу даже современным детям, потому что учит она добру, бескорыстию, дружбе и любви. По крайней мере моя восьмилетняя дочь в полном восторге от этой сказки. Такие фильмы несут радость и веру в чудеса. Их надо смотреть всегда, чтобы очищаться и заряжаться добром.

10 из 10

1 января 2019

Грепак ти птачки низдо маш

Сказка о Золушке никогда не вызывала у меня особых эмоций. Этот французский образ трудолюбивой, но не отягощенной умственной деятельностью девушки, которая должна махать без устали своею метлой, ожидая доброй феи (не верьте, она не появится), с детства вызывал у меня только недоверие. А вот в тыкву вместо кареты, в нее я всегда верил. В крысу вместо кучера — еще больше.

В общем, скептически настроенный, я в свои девять лет садился смотреть «Три орешка для Золушки», дескать, совсем уж детская сказка и девчачья к тому же. Но что это? Боже! На экране просто мечта, очень разнообразные действия, почти никакого надуманного волшебства, а история о Золушке получилась такой, что ее и не узнать. А все эти образы — мачехи с ее слугами, принца с его друзьями, короля с его психологическими проблемами. Много я потом еще видел сказочных королей, королев и принцев, но этих, из «Трех орешков для Золушки» навсегда принял за образец. На редкость очаровательная пара монархов, в пору к ним попроситься в сыновья.

Многоликая Либуше Шафранкова нашла себя во многих ролях сказочных принцесс, но Золушкой как будто родилась. Правда, для меня она стала отдельным видом Золушки, никак не повлияв на классическую героиню из книги. Сочетание в ней девочки-сорванца, юноши с арбалетом и красавицы на балу дало какой-то самый неожиданный эффект. Ее генетический код, судя по всему, какой-то особенный, ибо от основной массы чешских женщин она очень отличается.

А еще в фильме звучит прекрасная, ни с чем не сравнимая музыка. Песня на чешском мне тоже очень нравится, даже, пробивающаяся сквозь перевод, чешская речь. Что-то там с «птачкой» (птичкой) нужно сделать, в этой песне поется. Когда же принц кричит музыкантам «Грайте!», то сразу вспоминается мой любимый мультфильм советского периода, невероятный трэш своего времени, «Крабат — ученик колдуна». Там девушка выбирает своего жениха, очень ярко и выразительно по-чешски, «ето он».

Нынешние дети, кстати, нормально воспринимают именно эту сказку, наверное потому, что тема Золушки бесконечна и обрастает все большим количеством экранизаций. Попробуйте соблазнить ребенка этим фильмом, а вдруг получится. Фильм имеет несколько переводов.

10 из 10

22 декабря 2018

Сказка по наследству

Бывает, очень хочется отрешиться от всего суетного и вспомнить себя таким, каким ты был в детстве, когда верилось в чудо, когда мир был новым, когда невероятное случалось на твоих глазах. И ты сбрасываешь с себя шелуху скептицизма и отправляешь на поиски сказки, которая однажды непременно случится и с тобой.

«Три орешка для Золушки» (1973) Вацлава Ворличека — то самое лекарство от скуки, которое возвращает нас в наше лучшее состояние. Это сказка c. юмором и ассоциативными играми, когда наше сознание путешествует то в прошлое истории, то нашей жизни — в то время, когда впервые посмотрел этот фильм, и просто удивлялся и радовался, без анализа и рефлексий.

Была когда-то на карте такая страна Чехословакия, окутанная романтическим флером, и вот этот фильм — одна из граней того образа, что сложился у многих поколений. «Три орешка для Золушки» до сих пор для многих стран Европы — главный новогодний фильм, ритуал, с которым ассоциируется главный праздник детства. А для советского зрителя это был небольшой портал в другую реальность знакомых сказочных сюжетов: Золушка, но в эстетике европейской — чуть изящнее, чуть изысканнее, чем мы привыкли. И вроде бы история та же самая, но иначе расставлены некоторые акценты, и от этого постоянное чувство новизны, которое не проходит все эти годы, что мы смотрим картину.

Красота и свежесть актерского состава тоже оставляют очень приятное впечатление, незамутненное ничем, каждый из исполнителей главных ролей настолько легок, что кажется, он не играет — он живет в этом фильме. Либуше Шафранкова, Карин Леш, Рольф Хоппе, Павел Травничек, Карола Браунбок — этим актерам все дается с какой-то радостью, и с той же радостью, только преумноженной, отдается ими зрителю. Может, в этом и заключен секрет такой долгой и ровной нашей любви к «Трем орешкам для Золушки»?

В разговоре об этом фильме, наверное, напрашивается сравнение с нашей родной «Золушкой» (1947) Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро, в которой сыграли великие актеры: Эраст Гарин, Фаина Раневская, Василий Меркурьев, Сергей Филиппов и другие. Но сравнение это не соревновательное — победителей здесь нет, скорее, здесь интересно проследить стремление обоих фильмов к пересказу сказочного сюжета, к его переложению и наделению особенностями, которые превращают эту историю в произведение искусства кино.

Слово «доброта» так часто употребляется к месту и не очень, что иногда перестаешь ощущать его внутреннюю силу — как будто бы от него осталась только звуковая оболочка. Может, поэтому, и к самой доброте порой складывается отношение, как к чему-то такому, о чем все говорят, но чего не существует. В нее словно бы не верят. Но доброта как мерило человечности не просто нужна, но и жизненно необходима. История Золушки во всех ее редакциях (и в литературной, и в советской, и в чехословацкой), это ведь и есть завет беречь внутри себя доброту, не позволяя внешним обстоятельствам, какими бы они ни были, запятнать ее.

3 июня 2018

Изысканный шедевр

Присоединяясь к массе хвалебных отзывов, я бы прежде всего акцентировал внимание на выдающейся режиссуре Вацлава Ворличека, великолепного мастера с большим художественным вкусом. Его режиссёрская работа, если можно так выразиться, европейски благородная, изысканная и высококлассная. Отмечу ряд моментов.

Золушка, убегая по лестнице, вдруг теряет туфельку. В этот момент она не вскрикивает «Ой!» (или «Ай!»). Аналогично Принц не кричит вдогонку «Постой!» или тому подобное. Эпизод снят при полном молчании главных героев, и это глубоко верно! Любые выкрики придали бы данному эпизоду вульгарности.

Когда Золушка выбегает из дворца, один слуга накидывает на нее плащ, а другой открывает перед ней двери. И ускользающая на улицу Золушка в это мимолетное мгновение легким кивком благодарит этих слуг — жест очаровательно аристократический!

Прискакав ко дворцу, Золушка не прёт танком прямиком в бальный зал, а сначала заглядывает в зал одним глазком, потом вся в сомнениях спускается по лестнице обратно, спрашивает совета у своей лошадки, затем гадает на перилах, как на ромашке, идти ей или нет — режиссер В. Ворличек выказал здесь глубочайшее понимание не просто женской, а именно девичьей психологии.

Многозначителен эпизод, когда Золушка побеждает в соревновании стрелков, и Принц, сдерживая досаду, вынужден надеть на ее перчатку призовой перстень. Тут из уст Золушки вырывается упрек: «Зачем ты злишься на меня?» Гениально! Во-первых, здесь, помимо женской проницательности Золушки, отражено коренное противоречие европейского феминизма — добиваясь полного равноправия, женщины тем не менее ожидают, что мужчины будут оставаться учтивыми. Во-вторых, режиссер подчеркивает, что этот Принц — отнюдь не слащавый и вялый красавчик, ему по природе свойственна агрессивная брутальность, подсознательно привлекательная для юных зрительниц.

Важнейшая составляющая режиссерского решения фильма — природная естественность, парадоксально сочетающаяся со сказочной иррациональностью. Конь Юрашек потеет, вертится проткнутая стрелой лиса, из-под копыт скачущих во весь опор лошадей вырываются комки снега, мистически ухает сова, — то есть всё вокруг живое, и люди, и звери, и птицы. Это не салонная постановка в условных декорациях, не абстрактная компьютерная фантасмагория, а физически ощутимая натуральность.

Абсолютно точный кастинг. Принца играет настоящий юноша, молодой и горячий, а Золушку играет настоящая юная девушка, а не какая-нибудь перекрашенная опытная актриса или, еще хуже, карлица с мудрым старушечьим взглядом типа Янины Жеймо («Золушка», СССР, 1947).

И, конечно, 85 процентов удачи фильма — это музыка Карела Свободы. Такое проникновение в режиссерский замысел, мне кажется, можно сравнить только с работой Андрея Петрова для «Осеннего марафона», в которой прекрасно отражены сентиментальная безнадега и советская тщетность бытия. А в этой чешской сказке композитор Карел Свобода тончайше уловил и выразил невозможное — радостную грусть или грустную радость женских грёз.

10 из 10

1 мая 2018

И охотник — не охотник, и принцесса — не принцесса

Многие пишут, что помнят этот фильм еще с детства. Не моя история. Так вышло, что впервые я посмотрела «Три орешка для Золушки» в двадцать один год. Тот день как-то не задался, настроение было отвратное, хотелось посмотреть что-то либо про убийства, либо про волшебство. Победило волшебство. Листала, листала списки кинопоиска и налистала на «Три орешка».

Скажу честно, я большая любительница сказок (других, наверное, на этой странице и не найдется), но с чешскими не сталкивалась никогда. И знаете, это одна из лучших сказочных историй, какую я когда-либо видела. В моем личном топе она теперь будет где-то наравне с диснеевской «Рапунцель», там все тоже как-то очень живо, бодро и не по-сказочному иронично.

Персонажи не «картонные», чем бывает грешат сказки. Точнее не грешат — это скорее издержки жанра, но все же.

Золушка не страдалица, а задиристая девчонка, про таких говорят «с характером».

Принц — эдакий Питер Пен, нежелающий взрослеть мальчишка.

Во время просмотра не смогла удержаться от сравнения чешской «Золушки» с нашей 1947-ого года. Чешская лидирует почти по всем пунктам, единственное, Король в нашей версии был ух какой колоритный! Не хватило мне в «Трех орешках…» такого вот персонажа, «с чудинкой».

А вообще, если в целом, — замечательное кино, доброе, в меру романтичное, немножко насмешливое и очень-очень волшебное. У меня даже возникло желание сразу после просмотра нажать на повтор, чтобы продлить приятное «послевкусие».

9 из 10

27 апреля 2017

Охотники на снегу

Культовая волшебная сказка советских, и не только советских, девочек, которая со временем не утратила своего очарования.

Первая большая кинороль 20-леней Либуше Шафранковой сразу вознесла молодую актрису на вершину зрительской любви. Образ притесняемой мачехой, но не затюканной жизнью Золушки позволил Либуше быть и по-детски задорной, остроумной, мятежной и, при этом, по-женски обворожительной. Шафранковой было где развернуться. Ее героиня спасла от смерти лань, скакала на лошади, дружила с собакой, советовалась с мудрой совой, носилась по волшебному лесу и танцевала в замке. У нее были недруги — мачеха и сводная сестра, и верный помощник из народа — Винцек (Владимир Меншик). И, конечно же, принц современного образца: остроумный молодой человек, который считает себя достаточно взрослым для самостоятельности при королевском дворе.

Еще один секрет молодости фильма — красота природы. Ради этого чехословацкая киностудия «Баррандов» объединила силы с немецкой ДЕФА. Первоначально хотели снимать летом. Но немцы заявили, что в декабре и январе у них есть свободные руки. Режиссер Вацлав Ворличек обдумал это предложение, вдохновился, как говорят, картиной фламандского художника Питера Брейгеля «Охотники на снегу», и согласился переделать летние забавы в зимние. В итоге, экранизация богемской сказки, дополненная чудесной музыкой Карела Свободы, вобрала в себя дух приближающегося Рождества и стала одним из самых красивых фильмов всех времен. И время над ней не властно!

9 из 10

14 декабря 2016

Заснеженные холмистые поля, леса, каменные стены замков и всегда чистое небо — здесь живет Золушка Вацлава Ворличка. У Золушки, как и должно быть у настоящей Золушки, есть злая мачеха и глядящая своей матери в рот сводная сестра, множество работы — благодаря мачехе, и конь Юрашек — благодаря покойному отцу. Золушка любит ездить верхом и стрелять из лука и совсем не станет ждать, пока ее спасет Прекрасный Принц — скорее спасет его сама.

«Три орешка для Золушки» обманет зрителя дважды. Первый обман — это главные герои. Золушка своей задорной улыбкой, очаровательным, живым и совсем не смазливым личиком, весельем и непоседливостью покажется резвящимся эльфом. Принц, в поисках развлечений стремительно несущийся среди затихших под снегом деревьев — рыцарем, которому сначала бы дракона победить, а уж затем — принцессу полюбить. На деле оказывается, что принц делает все, лишь бы увильнуть от своих обязанностей наследника и пожить в свое удовольствие. Он груб, недалек, не знает своих желаний и потакает отцу даже не из преклонения или страха, но — лишь бы его не трогали. Кажется, что ему лет четырнадцать. Сейчас он не готов взойти на престол и любить тоже не готов.

Золушка же оказывается удивительно умной и расчетливой. Она не просто хочет, чтобы ее жизнь стала сказкой, она знает, как эта сказка должна выглядеть и как в нее попасть. То ли интуитивно, то ли рационально она выбирает единственный возможный способ привлечь внимание принца — заинтриговать его. Она играет, скрывает и провоцирует. Кажется, не окажись у нее волшебных орешков — она бы справилась со всем сама. Появляясь в финальной сцене перед принцем в свадебном платье, на белоснежном коне, заливающая грязный двор родного замка сиянием, она так и не дает принцу осознать, что она — грязная маленькая девочка-служанка. Для него это остается загадкой, костюмированной шуткой, ведь вот она — его прекрасная принцесса. Оставаясь внутри сказочного сюжета, отношения и характеры героев замечательно реалистичны.

В этом — второй обман «Трех орешков для Золушки». Фильм-сказка оказывается пронзительно реалистичным в самых неожиданных вещах. Сказочно красивые зимние пейзажи останутся сказочно красивыми, когда оператор выключит камеру. Ледяная вода будет жечь руки стирающей в ней белье девушки, когда сцена закончится. Ослепительно яркая на белом снегу рыжая лисица будет убегать от каких-нибудь других охотников — и в следующий раз, быть может, все-таки убежит. Смелая и свободная Золушка будет все так же искать своего принца.

19 октября 2016

Вокруг на милю вокруг одна желтая трясогузка. Птенчик.

Вацлав Ворличек представляет зрителю «Три орешка для Золушки» 1973 года с лучшими сценами из версии Шарля перо и братьев Гримм. Отец Золушки давно умер, оставив свое имение жене и сводной сестре девушки. Мачеха заваливает падчерицу работой, лишь бы та не путалась под ногами. И когда подвернулся шанс, пытается выдать единственную родную дочку замуж за принца, который совсем не хочет выбирать себе невесту. Меж тем Золущка находит утешение лишь в общении с природой, дружбе с птицами, собачкой, котиком, ездит верхом на Юрашке и стреляет из лука, что и свело ее с принцем, который постоянно ускользает от наставника в лес поохотиться.

Золушка здесь озорная, веселая, умная и добра, самостоятельная, с чувством собственного достоинства, учит принца некоторым мудростям жизни. Принц (интересно, что в большинстве экранизаций сказки имя принца ни разу не называется) — совсем еще мальчишка. Хорош собой, он полон мальчишеского самомнения и ревности, ему чужды условные-формальные правила жизни, навязываемые родителями. Все чего он хочет это охотиться с друзьями. Король решает женить его только чтобы хоть как то научить ответственности. И стоило ему увидеть незнакомку в розовом, как он тут же: «сыграем свадьбу!», забыв спросить, пойдет ли за него девушка.

В фильме очень часто встречается символика числа три. Золушка встречается с принцем трижды. В первым раз в своей обычной одежде, затем одетая как мальчишка-охотник и, наконец, в платье цвета утренней зари. К тому же, присутствует знаковый момент братьев Гримм: «Привези мне то, что в дороге щёлкнет поносу» — просит Золушка работника имения, который ехал в город закупать ткани для мачехи и сводной сестры. А меж тем принц бегает по лесу и думает, надо бы подшутить над проезжающим человеком. Он стреляет, промахивается, и вот поносу щелкают три орешка! И из этих вот трех орешков вылазят три платья: охотничье, бальное и подвенечное. И на бал она приезжает не в карете, а верхом на коне. И бал покидает по собственному выбору, а не из-за боязни предстать в лохмотьях. И снова загадывает принцу три загадки, которые он не отгадывает. Ну и куда же без потерянной туфельки! Правда, в версии Вацлава Ворличка туфелька то розовая. В фильме нет ни одного, даже формального поцелуя, а только взгляды и улыбки, но именно благодаря им верится в то, что это и есть истинная любовь.

11 апреля 2016

Золушка уже не та…

Честно признаться, никогда раньше фильм этот видеть мне не доводилось, и впервые мы посмотрели его семьёй совсем недавно. Ожидали увидеть чудесную сказку о доброй и прекрасной девушке, а оказалось всё более, чем печально.

Вы помните сказку? Я имею в виду оригинал. Помните, какая там Золушка? Добрая, вежливая, вся её жизнь проникнута любовью к людям и животным. Вы можете себе представить, чтобы Золушка убила кого-нибудь? Или чтобы дерзила мачехе в ответ? Поступала откровенно не по совести? Я — нет.

А тут Золушка запросто убивает хищную птицу, грубит и т. п.

Да и принц не вызывает никаких чувств, кроме отвращения.

Очень неприятная лента, в которой ценности истинной сказки утрачены.

1 из 10

Только за серую неясыть (хотя вообще-то птиц можно гладить только тыльной стороной ладони)

14 января 2016

«Я знаю… Я хорошая… Я принцу пара… Принцесса на горошине земного шара…»

Всем — случайным и неслучайным, молчаливым и голосистым, воинственным и доброжелательным — в преддверии новогодних праздников посвящается…

Я сегодня смеюсь над собой.

Мне так хочется счастья и ласки,

мне так хочется глупенькой сказки,

детской сказки, наивной, смешной.

Александр Вертинский

Вот уже сорок с лишним лет скачет по заснеженному лесу, мечтательно запрокидывая голову, а затем робко-горделиво, под складками накидки с остроконечным эльфийским капюшоном, несёт красоту в массы вечно молодая Золушка Либуше Шафранкова. А в ритм с ней вдыхаем полной грудью холодный воздух напополам с терпким запахом хвои, переживаем, радуемся, очаровываемся и искренне верим в её сказку со счастливым финалом и мы, зрители…

Девочка моя, девочка, надменная ли, наивная,

белая, словно лилия, любящая тюльпаны,

словно пером очерчена — тонкой небрежной линией,

как перелётной птицею в дальние манишь страны…

(Субоши)

Юмор и теплота чешского/чехословацкого кинематографа давно стяжали ему всенародную любовь. Несколько «чёрных, белых, красных» поколений росли под песни «Принцессы с золотой звездой» и «Златовласки», заливисто смеялись над пародиями «Лимонадный Джо», «Призрак замка Моррисвилль», «Адела ещё не ужинала». Проверенные достоинства отечественных фильмов заложил в своё любимое детище и «комедийный король» киностудии «Баррандов» Вацлав Ворличек, оказавшись вдобавок эстетом с наполеоновскими планами.

Сюжет о Золушке тиражировался веками. После таких корифеев параболической науки, как Шарль Перро или братья Гримм, на этой проторённой дорожке, казалось бы, не должно было остаться ни одного неисхоженного ответвления. И всё-таки писательнице Божене Немцовой удалось его отыскать. Её «Три сестры» сохранили обязательную долю волшебства и вместе с тем приблизили выдумку к реальности. Фея была заменена дарами природы и колодезной лягушкой, королевская резиденция — костёлом, а король — князем. Ещё большим реформатором проявил себя режиссёр «Трёх орешков для Золушки». С его подачи «смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий», а точнее — фантазии немецких и чешских сказочников. По его указанию сценарист Франтишек Павличек реанимировал эффектную линию дворцового бала (правда, туда героиню доставит не тыквенная карета, а преданный конь Юрашек), ополовинил Золушкину родню и вместо непрезентабельного земноводного поместил в кадр мудрую и фотогеничную сову. (Каждой девушке по персональной фее или, на худой конец, по сове Розарке и мешку орехов!) Разборки между царственными супругами и безалаберность их «горемыки-школяра» со товарищи в кои-то веки приблизили монархов к простым смертным. Черты «девчонки с нашего двора» приобрела и Попелка (Золушка). Добрая, но боевитая, обожающая животных, но стреляющая без промаха, — подобной Золушки свет до сих пор не видывал. Перед её авантюризмом, острым язычком и эскападами пасует не только злобная родственница — сам принц!

А после, будто стая льдистых иголочек на стекле, слились в общий морозный узор множество людей и случайностей.

Подойдя к экранизации с размахом, Ворличек привлёк к участию своих коллег из ГДР. Для съёмок выбрали живописнейшие места Чехословакии и немецкий замок Морицбург. То, что кинолента получилась зимней и потрясающе нарядной, изначально не планировалось. Однако студийный график и тяга режиссёра к жанровым сценам Питера Брейгеля Старшего сделали своё дело. Предваряющие фильм титры замирают на секунду-две, потом продолжают свой бег, а мы и не подозреваем о прицельным «арт»-обстреле. Оказывается, на нас незамедлительно обрушивают прекрасное, демонстрируя под мотив из «Фауста» Гёте ожившие брейгелевские полотна. Дальше — больше.

Художник по костюмам Теодор Пиштек позже получит заслуженный «Оскар» за работу в «Амадее» Милоша Формана и сошьёт форму для гвардейцев-караульных в Пражском Граде, а пока одарит «Золушку» не менее щедро, чем фея-крёстная. Наблюдая за развитием сюжета, мы можем любоваться туалетами в стиле итальянского Возрождения. Миниатюрные мужские шапочки и объёмные женские головные уборы, усыпанные жемчугом воротники и диадемы, разноцветные панталоны, прорези на рукавах, ренессансный рисунок на ткани… конечно, неудивительно, что его творения до сих пор живы и постоянно выставляются перед публикой, приобретя статус музейных экспонатов.

Свежая миловидность кинематографического дуэта Либуше Шафранкова-Павел Травничек возвела их на пьедестал сказочных пар. В экранизации Ворличека симпатичными, а не гротескными наружно умудрились выглядеть даже мать и сестрица Золушки — что уж говорить о главной героине! Шафранкова разделит с нами дежавю, сыграв принцесс в «Русалочке» и «Третьем принце», снова услышав воркование сидящих за окном голубей в «Коле»; станет одной из самых успешных актрис на родине, но именно Золушкой будет заходить каждый сочельник в дома жителей Чехии, Германии, Норвегии и других стран Европы. 19-летней прелестнице одинаково идут и охотничий камзол, и жилет из овчины, и шитое серебром «розовое, как заря», платье со шлейфом. «Они просто не читали сказок, — подумала Гленда. — Если хочешь найти красавицу, покопайся в золе». (Терри Пратчетт) Внешность и характер «импортной» мученицы далеки от чистого, трогательного образа, созданного Яниной Жеймо, и всё-таки сумели покорить миллионы зрительских сердец.

«Скажи мне, птичка, где живёшь?

Здесь, среди зимы?

Не знаешь про обман и ложь,

так наивна ты!»

Под свирельно-колокольчиковые мелодии Карела Свободы и двухоктавный тенор «чешского соловья» Карела Готта, под уменьшительно-ласкательное журчание суффиксов в чешских фамилиях (Иржи Ружечка, Ян Либичек), а вовсе не с помощью компьютерных спецэффектов проникает в наши души новогоднее настроение, а в умы — неукоснительная сказочная мораль.

Ещё один прекрасный год,

в котором пелось и грустилось,

а то, что в нём не поместилось,

в другом году произойдёт.

В другом году, в другом саду

произрастёт такое чудо,

что и рассказывать не буду,

чтоб не испытывать судьбу.

(Юрий Михайлик)

Вы возразите: «Какие чудеса? Орешки-то израсходованы! Неужто на подходе новые?» Нет, довольно волшебных инструментов. Хотите чудес — совершайте их своими руками, пора, знаете ли. «Чудеса — это мы, и мы сами творим чудеса…»

27 декабря 2015

Не без опасений смотрел с дочерью этот старый добрый фильм, из которого помнил внешность двух центральных персонажей и финальную сцену под песенку Карла Готта.

Время оказалось очень благосклонным для этго фильма, напрочь лишенного спецэффектов. Мне в первую очередь понравился визуальный ряд: авторы ориентировались на картины зимы, рисованные известными голландцами и, избежав нарочитого цитирования (которым так увлеклись Алов и Наумов в «Тиле»), красиво выстроили пейзажнные кадры и постарались с костюмами и цветовой их гаммой. И Шафранкова красива, а Травничек так и вовсе походит на молодого Кристиана Бейла (понятно, что в силу возраста скореее наоборот). Принц вообще поживее Золушки: хороши его гримаски на балу, а поведение при узнаваниии дочери мачехи в луже и вовсе впечатляет.

Разумный хронометраж тех времен, когда фэнтези не должно было длиться по три часа. Две хорошие музыкальные темы и заливистые трели Карла Готта, мало чем отличающиеся от таковых же в «Пчелке Майе». Уместные и не чрезмерные полупикировки короля и его супруги. Все в плюс.

В кадре достаточно места занимает шут с серьезным лицом. Я все ждал, что он скажет, но так и промолчал всю картину. Удивлен.

Полагаю, одна из лучших сказок семидесятых, которая превосходит, на мой вкус, решительно любой из столь статусных фильмов нашего Роу за исключением двух-трех.

8 из 10

16 декабря 2014

Больше всего люблю именно этот фильм из всех фильмов Чехословакии того времени. Ну еще «Русалочка» очень хорошая, но «Золушка» мне понравилась больше. Такая реалистичная история. Принц — такой избалованный, но приятный. Король с Королевой тоже такие обаятельные и похожие на живых людей. А костюмы и декорации меня просто покорили! Все так красиво, как в настоящей сказке.

Наряды Золушки очень красивы, сказочны, мечта любой маленькой зрительницы.

Золушка очень любит природу, и это так мило. Особенно мне понравилась маленькая сова. Такая смешная и трогательная и все же умная.

Мачеха и ее родная Дочка так похожи между собой и так хорошо сыграли вместе, что они искренне понравились.

Второстепенные герои тоже милые: учитель и друзья Принца, старый слуга в замке Мачехи, молодой поваренок, который постоянно шутит и дурачится. Запоминаются и девушки-невесты на балу, каждая невольно запомнилась.

10 из 10

28 апреля 2014

Люблю я всё-таки сказки…

Смотрела фильм «Три орешка для Золушки» далеко не в детском возрасте и даже, можно сказать, по принуждению одной моей хорошей знакомой. Признаюсь честно, чехословацкие фильмы никогда не приводили меня в восторг, может они казались слишком мрачными или затянутыми, или и то и другое, но такое отношение априори существовало и долго не давало мне приступить к просмотру данной картины.

Тонкая нить, которая связывает все чехословацкие фильмы годов так 70-х, прослеживается и в этой ленте. Присущая и характерная для них музыка, манера съёмки. В общем, всё то, что делает кино отдельной страны и определённого периода формирования её кинематографа таким уникальным и исключительным.

Что касается сказки «Три орешка для Золушки»,то впечатления остались только положительные. Музыка, костюмы героев, декорации, диалоги, всё это в единстве сотворило маленькое чудо. Я думаю, что юные кинозрители, которым в детстве посчастливилось увидеть эту прелестную сказку, не смогли остаться равнодушными к этой картине. Лично у меня эта лента осталась в памяти как замечательная, добрая, чудесная история, которая не может не греть душу.

26 февраля 2014

Прекрасная история

Невозможно передать словами волшебные чувства красоты и новогоднего настроения, возникающие при просмотре замечательной сказки «Три орешка для Золушки». Это прекрасная история любви юноши и девушки. Совсем неважно что он принц (сын короля), а она бедная сирота — падчерица жестокой и глупой помещицы. Атмосфера, окружающая главных героев, воспринимается как враждебная и подавляющая. Мачеха откровенно издевается над Золушкой, которая находит утешение лишь в общении с природой, дружбе с птицами, собачкой и конем. Принц, однако же, находится в лучшем положении: у него есть два друга-раздолбая, с которыми он охотится в окрестных лесах. А преследования их несчастным толстым преподавателем носят характер комический и забавный. Отец-король, несмотря на видимую строгость в воспитании сына, явно находится «под каблуком» своей жены-королевы, которая имеет добрый и ироничный нрав. В общем-то социальное положение никак не касается нежного и трепетного чувства, возникающего между принцем и Золушкой (по чешски — Пепелкой имя принца ни разу не названо, но это как бы и неважно). Звучит невероятно красивая музыка Карела Свободы, божественно поет Карел Готт: «Где твое, птичка, гнездышко? Где ты сегодня будешь спать? Когда зима укроет землю саваном, мне и самому станет страшно! Эй, береза белая, склони свои ветви, прими птичку в свои обьятия…». Чудо окружает главных героев, это и чудо волшебных орешков и таинственной совы — олицетворяющей высшие силы невидимого мира, управляющие судьбами людей. И главное чудо: Любовь. Они познакомились однажды в глухом лесу, затем увиделись на королевском балу, но их души и сердца давно тянулись друг к другу. И вот они встретились!».. И встретиться со вздохом на устах, на хрупких переправах и мостах, на узких перекрестках мирозданья..». Они обнимают и целуют друг друга.

Они встретились, что бы никогда никогда больше не расставаться.

1 января 2014

Сказка всем сказкам.

Сказка, которая не надоедает, и которую ещё будут долго помнить, смотреть и возможно даже сравнивать с другими экранизациями. Либуше Шафранкова на то время была самой красивой и желанной среди мужской аудитории, а Павел Травничек был своего рода Чехословацким Томом Крузом и не удивительно, что из всех ролей, роли принцев и принцесс были самые удачные и запоминающиеся в их актёрской карьере.

В Европе сказка стала ассоциироваться с Новогодними и Рождественскими праздниками, она лишний раз напоминает о вере в чудеса и о том, что после трудностей и препятствий героев ждёт награда. Здесь они даже без помощи добрых фей могут сами добиться желаемого. И в этом им всегда помогут светлые силы или простые люди способные на благородные поступки. Когда вам грустно и одиноко пересмотрите эту замечательную сказку и у вас обязательно улучшится настроение.

Приятного просмотра!

8 из 10

22 марта 2013

Несказочная Золушка.

Никогда не видел этот фильм целиком — получалось так, что попадал или на конец, или на середину, а потому сразу переключал канал. Такое уж у меня правило — или смотреть весь фильм, или не смотреть его вообще. И вот на днях вдруг захотелось посмотреть сказку. Фильм «Три орешка для Золушки» попался одним из первых — в списке найденных по тегу «сказка» на известном своей безвозмездной добротой сетевом ресурсе.

Впечатление двоякое. С одной стороны, это, конечно, весьма славный фильм — не нудный, наполненный событиями, красиво снятый, в принципе, подходящий для просмотра и детям (особенно современным), и взрослым. А с другой стороны, есть в этом фильме нечто такое, что никак не позволяет отнести его именно к сказкам. И эта мысль пришла мне в голову сразу после сцены, в которой принц убивает лису, и она пытается вытащить стрелу из залитого кровью бока. «Экий реализм!» — подумал я, и уже не мог вернуть себе ощущение сказочности происходящего на экране. Наоборот, ощущение нарочитой реалистичности стало преобладать над остальными впечатлениями.

Обратило на себя внимание практически полное отсутствие волшебства в классической волшебной истории. Здесь нет ни феи, ни превращений, нет ничего из того, что с избытком присутствует в другом фильме о Золушке — Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро. И если отнестись к этому как к задумке Божены Немцовой, сценарий которой использовал Вацлав Ворличек, как к осознанному переосмыслению ею сказки братьев Гримм, то фильм «Три орешка для Золушки» предстанет в совершенно ином свете. Да, феи и превращений нет и в исходной сказке, которая сама по себе наполнена реализмом и разного рода жестокостями намного больше, чем волшебством… Но можно сказать, что сказка Немцовой — своеобразный манифест нового восприятия старых историй. Из них старательно «вырезана» вся традиционная моральная составляющая, зато включена идея, согласно которой не столько скромность и доброта (предсмертный завет матери Золушки у братьев Гримм), сколько самостоятельность, определенная дерзость и полнейшее понимание смысла каждого поступка могут привести девушку (а впрочем, не только ее) к успеху в жизни. Ведь Золушка в фильме отнюдь не добра — она или молчит, или шутит, причем далеко не так невинно, как может показаться на первый взгляд, а искренние симпатии, как мне кажется, можно наблюдать в ней только в трех случаях — когда она беседует с голубями, с конем и с совой. Но не с людьми! С ними она, скорее, насмешлива, чем задорна, скорее, посмеивается, чем смеется…

Новая история Золушки представляет ее настолько самостоятельной, что у автора сценария уже нет нужды вставлять в сюжет ни отца, ни помощь матери, на могиле которой и должно было вырасти дерево, одаривающее ее платьями и пр. Иными словами, «новая формула счастья» предполагает еще одну важнейшую его составляющую — везение или удачу. Ветка с орешками попадает к Золушке более чем случайно — она падает с дерева просто потому, что «так сложилось» — так уж «свезло», что гнездо с ней сваливается на голову спящего возницы, над которым решил подшутить принц. Можно ли сказать, есть ли в этом фильме любовь? Та любовь, которая так тонко показана в фильме 1947 года? Не знаю. Не могу ответить на вопрос, влюблена ли вообще Золушка Ворличека в принца — скорее, она полностью осознает смысл вступления с ним в брак. Он, в свою очередь, опять-таки оценивает не ее душевные качества, а исключительно внешность — просто потому, что у него не было времени на что, чтобы хорошенько познакомиться и, собственно, узнать ее, понять, почему именно Золушка, а не любая другая красавица, должна стать его принцессой. Все происходит настолько стремительно, что их знакомство, как видно, произойдет уже потом — когда-нибудь, а возможно, и никогда. В конце концов, фильм не дает никакой возможности предполагать, что же будет происходить с героями дальше. Смогут ли ужиться два своевольных и, в целом, совершенно уверенных в себе человека, в каждом из которых можно наблюдать сложившееся, и отнюдь не юношеское, мировоззрение — не такой уж праздный вопрос. И никакого волшебства в этой истории уже не нужно. Замените орешки на внезапное наследство или, что сегодня более популярно, на богатого доброжелателя — и фильм из сказки превратится в обычную мелодраму, в которой некая молодая и симпатичная handmade women встретила удачную и перспективную, пусть и несамостоятельную в финансовывых вопросах, пару для успешного продолжения «бизнеса»…

Все-таки, Золушка из 1947 года — милая, наивная, бесконечно светлая и чистая — мне нравится гораздо больше. Пожалуй, ее я и стану рекомендовать тем, кто желает увидеть волшебную сказку, а не своеобразный «путь к успеху» девушки из фильма «Три орешка для Золушки».

6 из 10

17 января 2013

Маленькая птичка, где твоё гнёздышко?

На мой взгляд, один из самых потрясающих фильмов о Золушке! Потрясающая, добрая и просто красивая сказка о любимой принцессе детских сказок.

Фильм снят очень просто, но в нем есть такая душевная теплота, такое очарование! Главная актриса — невероятно красивая девушка. Да и все актеры, в общем, замечательно подобраны.

Своеобразная интерпретация сказки о Золушке чехов действительно удалась. Этот фильм понравится и взрослым, и детям. Сейчас такой фильм уже не снимут, это та золотая эпоха, тот волшебный XX век… Фильм на все года, он не постареет и не забудется. + волшебный голос Карела Готта, он еще долго будет звучать в ваших сердцах. Фильм, можно сказать, обязателен для просмотра!

10 из 10

7 января 2012

Новогодняя Золушка

Сравнивая Золушку в исполнении Либуше с другими Золушками киномира, я во время своего первого (детского) просмотра удивлялся, почему она не такая тихая, как все остальные. Как можно так огрызаться мачехе и «как следует» мести на неё веником все свои обиды? Почему всё так?

А после фильма, уже все остальные экранные Золушки сравнивались с Шафранковской. Даже нарисованные в мультфильмах. Теперь я удивляюсь, почему они не такие, как Та, из «Трёх орешков…»

Это уникальный образ самой известной, и самой экранизируемой сказочной героини.

Музыка. Как я люблю, когда композиторы «играют» одной и той же музыкой, соответственно эпизоду! Здесь есть основная тема, и как же по разному она везде звучит! Немного грустно, когда Золушка стирает вещи в студёной воде реки. Легко и непринуждённо в сценах, где девушка скачет на Юрашике по лесу. Грузно и тяжело, когда она наблюдает, как мачеха с дочкой уезжают на бал. И жизнерадостно, едва она берёт в руки своё бальное платье («И это всё моё?!»).

А ещё мне нравится мелодия, когда Золушка шла по коридору замка, туда, где происходит бал. Это ж надо было так подобрать мелодию, чтоб одновременно подходила и для бала в целом, и в тоже время создавала тот же самый мандраж, что был в душе у девушки в те минуты. Кстати, обратите внимание, под музыкой композитора Карела Свободы оказался ещё один кусочек советского детства — мультсериал «Пчёлка Майя». *

От костюмов можно впасть в экстаз. Особенно у принца. Все его шляпы с перьями, накидки — их только в музее хранить после окончания съёмок. А причёски Золушки? Фильму скоро 40 лет, а девочка выглядит так современно!

Каждый раз пересматриваю эту ленту с таким благоговением, что даже порой сам удивляюсь, почему. Это же просто фильм. Но никогда не забыть тех подростковых ощущений, когда после появления дома видеомагнитофона, сидел за час до начала фильма перед телевизором, и трясущимися пальцами боялся потерять заветные кнопочки REC.

Фильм много лет является не только самым любимым детства, но и самым новогодним в моей жизни. Данной темы в этой истории средневековой Чехии, разумеется, здесь нет, но зато есть потрясающий снежок. Целые сугробища даже на ветках ёлок! «Лесные» сцены фильма — это вообще отдельная тема. Вот что называется, Съёмка На Натуре с большой буквы. Не какой-то там симпатичный кусочек леса нашли, и ходили вокруг, снимая с разных ракурсов. А ненавязчиво ощущается вся ширина и глубина этого леса, как будто с высоты полёта того орла, благодаря которому Принц познакомился с Волшебным Стрелком.

У многих есть своя «Ирония судьбы…», для меня это — «Три орешка для Золушки». Из года в год.

Разумеется,

10 из 10!

И где-то 20 из 28 лет моей жизни моё представление о Золушках под влиянием данного шедевра.

* Спасибо тебе, Кинопоиск!

4 января 2012

Три орешка для Золушки

Актриса Либуше Шафранкова — одна из самых любимейших зарубежных актрис. У меня есть с её участием 5 фильмов: «Три орешка для Золушки», «Третий принц», «Солёный принц», «Принц и вечерняя звезда» и «Русалочка» (в которой Либуше сыграла вместе со своей сестрой Мирославой). Все эти фильмы — сказки, и во всех у актрисы Либуше Шафранковой прекрасные роли, она словно создана, чтобы играть такие роли: чистые, красивые, добрые, очень женственные. Удивительно-красивая и нежная актриса, и, по моему мнению, очень талантливая.

Фильм «Три орешка для Золушки» — мой самый любимый фильм с её участием, но не только из-за этой актрисы я люблю этот фильм: из-за сюжета, мест съёмок, подбора всех артистов, природы и животных, прекрасной музыки, — перечислять достоинства этой картины можно долго. Но главное, ради чего стоит смотреть этот фильм, — это, конечно же, Золушка Либуше Шафранковой. На протяжении нескольких десятилетий я видела много фильмов, среди них замечательные воплощения сюжета о Золушке, но, по моему мнению, лучшей Золушки, чем образ, созданный актрисой Либуше Шафранковой, я не видела. Да мне и не нужна никакая другая Золушка, кроме этой.

Этот чудесный фильм мы смотрим, пересматриваем и любим всей семьёй, несколькими поколениями людей на протяжении многих лет. Когда показывают по телевидению, всегда пересматриваем. На видео тоже есть, часто пересматриваем, также неоднократно дарили в качестве подарков друзьям: люди разных возрастов радовались, как дети, это было так мило и трогательно!..

Смотрите всей семьёй, обязательно показывайте детям, это один из шедевров классического чешского киноискусства, да и просто очень красивый, добрый, романтичный, милый фильм!

10 из 10

29 декабря 2011

Самая веселая и красивая сказка про Золушку

Этот чешский шедевр можно смотреть и пересматривать, и он никогда не разонравится. Пожалуй, это самая любимая из экранизаций «Золушки», во всяком случае для меня.

Чешская Золушка (кстати, на чешском она будет звучать как «Попелка») не безропотное существо, а интересная веселая девчонка с задорным характером. Она не боится тяжелой работы, всегда заступится за слабого, очень любит животных и с легкостью может состязаться с мужчинами в стрельбе из лука.

Принц в чешском варианте тоже очень необычен — еще в чем-то совсем мальчишка, сбегающий с занятий и прячущийся в лесу с друзьями от своего преподавателя, беззаботный и обаятельный, упрямый и своевольный.

Кроме всего прочего, здесь нет Доброй Феи, зато есть три волшебных орешка, которые таят свои секреты и исполняют желания. А еще есть конь Юрашек, мудрая сова и многочисленные люди при дворе злой Мачехи.

Чешские зимние пейзажи по-настоящему волшебны, тем более что чем-то напоминают наши родные. Сказку красиво дополняет неповторимая музыка, множество курьезных моментов и доля романтики. Исполнители ролей Золушки и Принца очень красивы, смотреть фильм сплошное удовольствие.

Как здорово, что этот фильм до сих пор показывают, и на каждый новый год мы можем снова и снова погружаться в эту красивую и веселую сказку.

10 из 10

26 декабря 2011

Пересмотр жизненных ценностей

Эту сказку впервые посмотрела, когда еще училась в начальной школе. Конечно, это стало тут же любимейшей сказкой — и моей, и всех моих подружек. Мы тут же все вообразили себя Золушками и дружно скакали по школьному двору на воображаемых Юрашеках (как сейчас помню). Пересматривала эту сказку и впоследствии, постепенно взрослея, все с тем же удовольствием.

Но вот в самые последние годы, пару раз наткнувшись на нее по телевизору, стала вдруг замечать, что отношение к этой версии сказки про Золушку изменилось.

Знаю, большинству мое мнение не понравится, многие отметят, что рецензия моя «совсем не полезная», но все-таки хочется поразмышлять на эту тему.

Не замечаете в чем принципиальное отличие этой Золушки от той, которая была в исходнике — в сказке Шарля Перо? Вовсе не в том, что там фея, а здесь 3 орешка; и не в том, что там отец был жив, а здесь уже давно мертв; и не в том, что там у мачехи было две дочки, а здесь одна.

Принципиальное отличие в том, что там Золушка отличалась кротостью, смирением и жизнью по христиански, т. е. любовью ко всем. И к врагам тоже. «Ударят по одной щеке, подставь другую».

А современную чешскую Золушку кроткой и даже какой-то особенно доброй не назовешь. Да, она добрая к поваренку, но все мы добрые к нашим друзьям, и все мы можем заступиться за друга, особенно если знаем, что нам за это ничего не будет.

Та «старинная» Золушка никого не осуждала («Не судите и не судимы будете»), а «современная» огрызается. И т. д., и т. п.

Возможно, потому теперь такое отношение, что хочется жить по христиански. Хочется, но пока не могу, не получается. Могу пока только смотреть на это, восхищаться и стремиться к такому же по мере своих сил. Настоящая Золушка была именно такой — которой можно восхищаться, с которой можно брать пример. А современная чешская Золушка получается слишком обычной, слишком приземленной что ли. Действительно, девчонка с нашего двора.

22 августа 2011

nostalgie

Потрясающая сказка! Добрая, наивная, пробуждающая веру в чудеса, она возвращает в прекрасное, относительно не близкое, волшебное детство. Сказки Божены Немцовой были мною любимы. Сборник ее сказок так где-то и лежит на книжных полках.

«Три Орешка для Золушки» — это сказка, которая пробуждает улыбку на лице. Перестаешь хмуриться и на час с небольшим забываешь о проблемах и погружаешься в сказочный мир, где три орешка исполняют желания, Золушка разговаривает с животными, а принц на белом коне мало того, что существует, так еще и очень красив.

Актеры, исполняющие главные роли, прекрасно подобраны. Либуше Шафранкова — очень красивая актриса. Золушка в ее исполнении — озорная, веселая и смелая. Павел Травничек — просто красивый актер. Такими и представляешь сказочных принцев.

Красивая песня, исполненная Карелом Готтом, вызывает ностальгию, приятную и слегка уловимую.

10 из 10

22 февраля 2011

Бессмертная Любовь

Этот фильм-любимая сказка у моей мамы. Да и у меня тоже. Невозможно не влюбиться в эту чистоту, искренность, озорство и радость. И при этом, в ней нет слащавости и приторности. Нет феи и волшебный палочки — есть умная девушка и волшебные орешки.

Золушка. Кареглазая девчонка, которая, несмотря на свою незавидное положение, верит в любовь, не дает себя в обиду. Но родителей у нее нет, и последнее напоминание о них- прекрасный конь Юрашек — подарок отца.

Принц. Подтверждает, что мужчины как дети. Он скачет по прекрасным богемским лесам вместе со своими друзьями — такими же лентяями и баловнями. Чхать он хотел на учебу, и уж тем более, на женитьбу.

Такие разные, и такие похожие. Оба хотят свободы, принц — от назойливых королевских обязанностей, Золушка-от злой мачехи и противной Доры. Лни встречаются, и в первый раз-он смеется и гоняется за ней, второй-восхищается меткостью и снова гоняется, в третий-влюбляется, и… снова в погоню! Ну а в четвертый… бежать ни за кем не пришлось.

Еще восхищают все эпизодические персонажи. Королева — настоящая Одри Хепберн, остроумный король, ребячливые друзья принца, надменная Дора, забавный поваренок, рассеянный извозчик… все они и делают сказку такой очаровательной и милой.

Отдельноя «Уря!» Карелу Свободе. Только слышишь музыку — и сразу окунаешься в прекрасное чудо))

15 января 2011

Три орешка — и сбудутся мечты

Очень красивая сказка о любви и волшебстве.

Золушка — маленькая, озорная девчонка, умеющая постоят за себя и которая не сдается не смотря ни на что. Её просто не возможно не полюбить. И за свое трудолюбие получает три волшебных орешка, которые помогают в исполнении ее желаний.

Такую сказку можно смотреть в любом возрасте. И не бояться показывать маленьким детям. Плохому она точно не научит.

Подобрана очень красивая музыка на чешском языке, красочные костюмы (особенно платья Золушки, о которых мечтает каждая маленькая девочка).

Сказка воодушевляет на добро и желание помочь всем нуждающимся людям.

10 из 10

1 января 2011

Несмотря на то, что это сказка о волшебных орешках, о принцах и о любви, это самая новогодняя сказка лично для меня. Обожаю и могу пересматривать несчетное кол-во раз. Добрая, сказочная и поистине волшебная история Золушки, которая благодаря своим личным качествам, как то ум, красота, смекалка, многочисленные таланты и просто божественное очарование, смогла покорить ледяное сердце принца-ловеласа.

Только очень жаль, что на новогодние праздники этот прекрасный фильм показывают в лучшем случае в 7 утра. Пусть дети, да и молодежь имеют возможность увидеть это чудо.

10 из 10

От души.

24 декабря 2010

Фэнтези Три орешка для Золушки появился на телеэкранах в далеком 1973 году, его режиссером является Вацлав Ворличек. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Карин Леш, Дана Главачова, Карола Браунбок, Ян Либичек, Витезслав Яндак, Ярослав Дрбоглав, Владимир Меншик, Гелена Ружичкова, Ян Шус, Милош Ваврушка, Иржи Ружичка, Илона Ироткова, Ярослава Адамова, Отто Шиманек, Петр Свойтка.

Производство стран Чехословакия и Германия (ГДР). Три орешка для Золушки — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.