Терпкий виноград
7.7
7.1
1973, драма
СССР, 1 ч 17 мин
В ролях: Араик Исаакян, Сос Саркисян, Яков Азизян, Алла Туманян, Вруйр Паноян
и другие
Находясь в глубоком тылу у дяди-инвалида, мальчик не может примириться ни с новой семьей, ни с мыслью о смерти отца, хотя давно уже пришла похоронка. Каждый день он приходит на станцию встречать поезда с фронта — и отец, который два года был в партизанском отряде, приезжает...

Актеры

Создатели

Дополнительные данные
оригинальное название:

Терпкий виноград

год: 1973
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Сергей Исраелян
композитор:
художники: Рафаэль С. Бабаян, Г. Манукян, Григор Торосян
монтаж: ,
жанр: драма
Дата выхода
Мировая премьера: 30 августа 1974 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 17 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Терпкий виноград», 1973

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Терпкий виноград», 1973

Короткий фильм о смерти

Трогательная и удивительная в своей робкой эмоциональности картина киностудии «Арменфильм», из наследия которой зритель вспомнит разве что неординарные мультфильмы Роберта Саакянца, повествует об армянской деревушке, затерянной глубоко в тылу. Где-то за горизонтом, куда по лентам железных дорог без возврата уходят мрачные составы, грохочет война, здесь же пытается идти своим чередом жизнь. В садах наливается соком виноград, в очередях за пайком спорят старухи, в кабачках коротают вечера хмурые мужчины. И только маленький Вагик ежедневно приходит на вокзал и ждет возвращения отца, о гибели которого уже давно сообщила похоронка. Печальный мальчишка, герой печального «Терпкого винограда» — то ли примитивного по форме детского фильма, то ли сложного полотна о бренности бытия. Черно-белой картины, похожей то ли на карандашный набросок, то ли на продуманный до мелочей офорт.

Почерк Андрея Тарковского, выступившего художественным руководителем фильма, виден, прежде всего, в деталях: в неторопливом созерцании серых пейзажей, в дожде, несущем то ли очищение, то ли страдания, в безыскусной чистоте не лошади, но белого ослика. Тонкая символичность в фильме Баграта Оганесяна органично переплетается с прямолинейной простотой и не кажется искусственной и нарочитой. В скупом на слова и полном недосказанности «Терпком винограде», как и в большинстве работ Тарковского, событиям нет места, они остались где-то за кадром, вместо них — лишь последствия и горькие разговоры. Невольной параллелью с творчеством именитого режиссера стал и образ главного героя, чье взросление в тылу — будто антипод фронтового детства маленького воина Вани Бондарева. Но детство Вагика — не «Иваново», а он сам — не идущий на подвиги герой, хотя преданно ждет отца, как эдакий армянский Хатико. Ни невероятного таланта, ни уникальных черт, только не по годам глубокая тоска в глазах, но на войне все дети стареют без взросления. Да и отца, который, по иронии, возвращается из партизанского отряда в тот день, когда мальчик забыл прийти на станцию, Ваге ждет лишь потому, что ему некуда больше пойти. Тяжелое детство мальчишки тяжелое в той же мере, что и у остальных ребят, и его беда ничуть не больше беды других. Он сам — маленькое олицетворение всенародного горя, собирательный образ детей, чей дом навсегда отнят войной.

В настроении и духе армянского фильма заметно сходство с творчеством известнейшего режиссера соседнего Ирана — Аббаса Киаростами, и, в особенности, с его почти бессобытийным очерком о жизни и смерти «Нас унесет ветер». Почти те же панорамы пыльных холмов, почти те же играющие на пыльных улицах мальчишки, которым Киаростами посвятил большинство своих ранних работ. Все та же экзистенциальная тоска и все то же глубокое понимание самой сути вещей. «Терпкий виноград» устами дяди Вагика говорит, что в основе мира лежит баланс жизни и смерти, вот только торжествует всегда последняя. Даже оригинальное название фильма — «Давильня» — трудно понимать иначе как метафору бытия. Здесь все дышит отчаянием, безысходностью и тленом, а заколоченные деревянные двери, покосившиеся дома и грязные улицы намекают, что жизнь в деревне и до войны была несчастливой. Семья Ваге распалась не оттого, что отец ушел на фронт, а когда мать ушла к другому, и мрачная тень разрухи пришла в село гораздо раньше. Война лишь окончательно разорила и без того покосившийся мир.

Олицетворение коренной неправильности происходящего — бездомный интеллигентный старик, чья надежда на будущее пропала вместе с именем. Наравне с набитым никому не нужными книгами чемоданом он несет никому не нужную философию, человек без прошлого, потерянный в измученной стране, где ему нет места. Еще один знак рухнувших устоев — гниющие виноградные лозы, которые некому собрать, да и незачем, ведь нет свадеб, на которых можно было бы выпить вина. Нет больше людей, чьи ноги могли бы весело топтать виноград в давильне, нет больше сильных крестьян, людей земли, в чьих венах вместе с кровью предков, кажется, бежит хмельной напиток богов. Здесь есть место лишь одному маленькому чуду — возвращению отца Ваге из мира мертвых, но и эта радость может оказаться недолгой. «Терпкий виноград» будто посвящен всем тем, кто никогда не вернется, и времени, которое нельзя повернуть вспять. И самое убедительное доказательство мимолетности человеческой жизни — появляющийся в финале фильма средневековый храм. Единственное, что останется, когда нас всех унесет ветер.

27 июля 2014

Развернуть

Несбыточное

В мировом кино не много фильмов, так точно и тонко интерпретирующих войну, увиденную и прожитую человеком невоенным. Для мальчика лет девяти, живущего в далеком армянском тыловом городке, слишком маленького, чтобы воевать, и слишком повзрослевшего, чтобы играть в войну и мечтать о подвигах, война — это долгая тоска. Это притихший обезлюдевший город, из которого словно вытекли жизнь, радость, способность громко говорить и смеяться. Этот город, похоже, даже не бомбили. Но и он ушиблен войной — больной, молчаливый, обветшалый, очень бедный. На его пустых улицах смеются и играют только несколько мальчишек. Но маленький герой фильма не с ними, он младше своих товарищей, но уже взрослее их. И у него есть дело: ждать отца, на которого пришла похоронка, — ждать вопреки здравому смыслу, упорно, молча, ничего никому не объясняя. Встречать поезда, сносить насмешки и ворчание начальника станции — и молча идти потемневшими, залитыми дождем улицами домой.

Впрочем, настоящего дома у мальчика нет — отец погиб, а красивая мама сошлась с другим мужчиной, забеременела, и ее брат, вернувшийся с фронта без ноги, спасая семейную честь, выгнал ее к тому, другому, сжег ее дом и взял племянника к себе. Обгорелый остов дома, кажущийся вначале воспоминанием о войне, — все, что осталось маленькому герою от детства. Мальчик приходит на эти развалины один. Наверное, когда-то он был тут очень счастлив. Он не плачет — он уже большой. Ему всего 9 или 10 лет, а война тянется уже целую вечность. Он уже знает, что в войне нет никакой романтики — только долгая боль, сковавшая и его самого, и всех вокруг него.

Он живет с одноногим дядей и теткой. Тетка добрая, а дядя все время рассказывает чужие военные истории и пьет. Он так и не доехал до фронта — стал калекой еще в разбомбленном эшелоне. И он стыдится этого. Поэтому рассказывает военные байки, услышанные в госпитале от других, — как будто все это произошло на войне с ним самим. Он больше не может работать — что может одноногий крестьянин? И он стыдится и этого тоже. Он вяжет тайком то ли варежки, то ли носки, которые потом продает как рукоделие своей жены, — а мужскую работу делает жена. И он стыдится, страдает — и пьет.

Все это фильм рассказывает далеко не сразу и скупыми словами. В нем вообще мало слов и мало действия — это, скорее, стихотворение, чем повесть. Несколько штрихов, пара деталей, случайно оброненное слово — в этом маленьком тыловом городе всего в обрез, даже разговоров.

Но, скупой на слова и события, фильм переполнен образами и чувством. Он удивительно поэтичен. Некоторые кадры — струи дождя, по диагонали заливающие уходящие вдаль серебряные рельсы; распряженная лошадь, неспешно переходящая вдалеке пути; лицо матери с падающей на щеку прядью волос; две женщины, несущие к стене длинный, покрытый белой скатертью стол, — все это чистейшая поэзия, поэзия тонкого и чистого звучания. И болезненно-горька кульминация фильма — скромная мечта мальчика о самом заветном: чтобы отец вернулся живым, чтобы вернулся убитый сын соседа, чтобы на обеих ногах пришел домой веселый, как прежде, дядя, — и чтобы они все вместе мяли босыми ногами виноград… Только это. Как до войны. И чтобы мама по-прежнему была рядом с отцом. Вот только это — такое простое, такое невозможное желание, такой сияющий образ недоступного счастья… Только в этой сцене, кажется, ненадолго выходит из-за облаков солнце — и солнца так много, что в воспоминании эта черно-белая, как и весь старый фильм, сцена кажется цветной.

Посмотрите этот короткий фильм.

P.S. Титры говорят, что художественным руководителем этого армянского фильма выступил Андрей Тарковский. Трудно оценить степень участия этого мастера в картине — ни в одной монографии, посвященной Тарковскому, о «Терпком винограде» ни словом не упоминается. Можно при желании угадать его руку в фирменных тарковских дождях, в образах лошадей, в неромантическом понимании войны как трагедии. И в то же время никто не назвал бы этот фильм еще одним, «неизвестным», фильмом Тарковского — есть в нем совершенно особая, очень своеобычная, «терпкая» интонация, узнаваемая по другим любимым мною старым армянским фильмам, и смесь этих начал, этих разных, но одинаково поэтических способов воспринимать мир, составляет отдельное, очень ценное качество этого маленького, забытого, тонкого и грустного произведения.

10 из 10

7 декабря 2012

Развернуть
Драма Терпкий виноград появился на телеэкранах в далеком 1973 году, его режиссером является Баграт Оганесян. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Араик Исаакян, Сос Саркисян, Яков Азизян, Алла Туманян, Вруйр Паноян, Гурген Джанибекян, Галя Новенц, Григор Маркарян, А. Авагян, Л. Саладжян, Ованес Ванян, А. Вачян, Азат Шеренц, София Саркисян, Ярослава Турылёва.

Страна производства - СССР. Терпкий виноград — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.